|
Знаешь Доченька, Иногда Банан – Это Просто БананАвтор статьи: Нещадим Дмитрий Владимирович
«Знаешь доченька, иногда банан – это просто банан»,- ответил однажды Зиги Фрейд своей дочери на её сон. Это такой древний анекдот про то, как маленькая Анна подошла к папе и спросила, что означает банан, который ей приснятся во сне? В анекдоте намёк на то, что девочке в символическом виде приснился пенис отца. Сон, с одной стороны, пугает и беспокоит девочку, а, с другой стороны, приносит много удовольствия, что выражается в восторженности, с которой она подошла рассказать сон отцу. А отец психоанализа обесцениваешь содержание сна дочери, как будто ничего не хочет замечать. Все же его дочь, а не очередной пациент на кушетке. В своё время дедушку Фрейда сильно критиковали и ругали за многое, о чём он писал и говорил, но больше всего за его психосексуальную теорию влечений. Его обвиняли в чрезмерной сексуализации человеком природы, обвиняли чуть ли не в сатанизме и всех грехах человечества. Тем не менее, способных не поддаваться огульному повторению критики и слепоту обвинению отца психоанализа смогут открыть для себя много интересного в его теории и методе познания человеческой души. Дедушка Зиги предложил, что в теле зарождаются много различных импульсов, который предстают в психике в виде различных образах и эмоциях, и назвал это нечто «влечениями». Последние вызывают сильное напряжение как в теле, так и в психике. В силу принципа гомеостаза всё в организме должно прийти в общий порядок и спокойствие, что толкает психику с этим напряжением что-то делать. Проявляется цель – снизить это напряжение. Как раз снижение этого напряжения вызывает много удовольствия, а вот рост напряжение, наоборот, неудовольствие. По этой причине психика ищет любой объект (внутри и вне себя), который бы это напряжение снимал. Цели и объекты могут меняться в силу возможностей и жизненных обстоятельств. Ещё дедушка Зиги говорил о силе влечений: чем сильнее напряжение, тем сильнее давление оказывает влечение на психику в целом. Он определил сначала влечение к самосохранению и сексуальное влечение как основные влечения к жизни (ещё он их называл общим словом «либидо»). А спустя годы добавил ещё влечение к смерти, что определял как агрессивное влечение, направленное на саморазрушение или внешнее разрушение. По сути мы видим двойственность природы человеческих влечений: есть положительный и отрицательный полюс. Если человек от внешнего раздражителя может убежать, то от внутреннего напряжение не так просто спрятаться. Можно его или снизить за счёт постоянного поиска объектов (внутри и вне себя), или подавить (или вытеснить) в бессознательное. Как бы разорвать связь тела, где оно зарождается, и психики, куда влечение изначальное репрезентируется. А дальше дедушка Зиги стал внимательно смотреть за своими дорогими пациентами, и открыл, что в ходе индивидуального развития это влечения к жизни и к смерти (но преимущественно либидо) имеют свои места локализации. В течение первого года – это область рта и губ. До двух-трёх лет либидо локализуется в области ануса. С трёх-четырёх лет и до шести – область половых органов. После влечения как будто «замолкают» на время, и в подросковый период они вновь предстают в генитальном обличье. В период до пубертата дедушка Зиги определял сексуальное влечение как детскую инфантильную сексуальность, а с момента гормонального взрыва происходит её превращение во взрослую генитальную сексуальность. Необходимо заметит, что наша психика и личность это не что-то высеченное из камня раз и навсегда – это достаточно подвижные и гибкие структуры. Человек в стрессовых ситуациях может временно регрессировать (как будто уходить в детство на определенное количество ступеней назад). Например, у человека сексуальность была удовлетворительной генитальной, а после – бац! – что-то произошло, сильное стрессовое событие, и либидо перешло на предыдущие стадии развития. Такой шаг назад даёт возможность на время сбросить ответственность за внутренне напряжения с себя: «Я сейчас не взрослый, а ребёнок». Если в ходе развития у такого человека были какие-то нарушения на той или иной стадии психосексуального развития, личность и психика начинают застревать в этой фазе развития. Сексуальная энергия по факту никуда не исчезает и продолжает искать возможности удовлетворения. Например, через оральную фиксацию (обжорство, булемия, курение и прочее), анальную (запор, «медвежья болезнь», коллекционирование, перфекционизм и прочее) и фалическую, где разыгрываясь нешуточные греческие драмы с близкими людьми, чем-то напоминающие ваших родителей (Эдипов комплекс). Конечно, это картина маслом грубыми мазками, но подмечу, что дедушка Зиги показал нам, что «секс» – это не наше пошлое порнографическое понимание этого явления, а очень широкое понимание всякого проявления жизни и смерти. У ребёнка есть сексуальная жизнь, но она не несёт того физиологического смысла, о котором думают взрослые папы и мамы. Инфантильная сексуальность подобна многочисленным репетициям спектакля перед тем, как генитальная сексуальность проснётся и выйдет в премьеру на сцену перед всеми людьми-зрителями. Инфантильная сексуальность ребёнка – это прообраз будущей генитальной сексуальности взрослого человека (как крепкий каркас или как фундамент для будущего дома). Приведу ещё один пример. Все дети в той или иной степени интересуются с трёх-четырёх лет физиологией друг друга. Но они не вкладывают в этот процесс исследования пошлого намерения, так как половая физиология детей ещё находится в процессе развития. Они если даже имитируют половое сношение – это всего лишь имитация. Для ребёнка увидеть секс, например, родителей в их спальне, в порнографическом фильме или даже просто представить это в своих фантазии – это сильное энергозатратное ереживание. Оно пугает детей до чёртиков, и дальше психика пытается справиться с этим чрезмерным напряжением. Само напряжение угрожает целостности психики и личности ребёнка. И тут вспоминаем теорию влечений, описанную выше: импульс в теле, цель, объект и сила. Как психика пытается справиться с ним: через избегание или вытеснение,- и тут привет от бессознательного и различных фазах фиксации либидо. Вкратце попытался объяснить вам то, за что дедушку Зиги ругали более ста лет назад. А может он все же изобрёл психоанализ, чтобы свободно разговаривать с прекрасными барышнями о сексе? Только представьте: он приглашал их лечь на кушетку, а сам рядом сидел. Внимательный, импозантный и умный мужчина, а она такая ранимая и несчастная рядом лежит – о чем ещё можно говорить как не о сексе? И может быть порой банан это не просто банан? Как вы думаете? © Дмитрий Нещадим #DNeshchadim #ЗигмундФрейд #психоанализ #психология #новосибирск Вы можете записаться ко мне на консультацию как онлайн, так и очно. Спасибо Вам, дорогие читатели, что ставите «Сказать спасибо» под данной статьей и комментируете. Мне важен каждый ваш отклик и мнение! Подписывайтесь на мой рабочий инстаграм, где я выкладываю свой мысли и другую ценную информацию: d.neshchadim #dneshchadim Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|