|
О работе с символом или почему банан – не всегда просто банан.Автор статьи: Дьяченко Ксения Викторовна
Иногда люди, далекие от психологии, недоумевают, как может «работать» и приносить практическую пользу такая «умозрительная» часть, как работа с символом, образом. И как раз именно этот вид работы столь желанен для любого психолога. Но клиентам непонятны «какие-то там» Архетипы, какие-то там послания, зашифрованные во снах, если у них болит конкретно в месте, где живое и насущное: ссоры, разногласия, отношения. Постараюсь в этой статье ответить на этот негласный вопрос в глазах клиентов.
Другой пример. Если сказать при ребёнке «сексуальные игрушки» - в голове у него развернётся только та образная часть, с которой уже есть ассоциации – мишки, куклы, машинки. Игрушки. А о чём подумали вы? Какие развесёлые картинки всплывают перед мысленным взором?.. И здесь уже вполне невинное слово «банан» перестаёт быть просто едой и начинает играть двойными забавными смыслами. Вот в таком супе из образов мы и плаваем. В ответ на какую-либо фразу у каждого разворачивается свой собственный образный ряд. Кто-то на фразе «листьев трепет» представляет себе палку с листвой и не слишком сильный северный ветер, кто-то – ясный день и тонкое деревце за окном, кто-то подставит сюда озноб и мерзкую погоду, кто-то проассоциирует эту картинку с нежностью, кто-то – с ненужной вычурностью (почему не сказать проще!), кто-то даже слов таких не знает, а кое-кто, представляя трепет листьев – ощущает из запах или слышит музыку. Есть ряд клиентов, которые говорят, что испытывают трудности с образным мышлением или более простой вариант: «ничего я нигде себе не кодирую и образами не мыслю». Так вот, специалисты, внимание! Если клиент распознаёт, о чём предупреждает тот или иной дорожный знак или что символизирую смайлики – он ТОЧНО кодирует, дешифрует и образами мыслит! Можно просто спросить у него, почему он понимает, что символ «сердечко» обозначает любовь, а красный сигнал светофора – «стоять, опасно». Переходим к работе с внутренней символикой. Психологи обнаружили, что смысл, который клиент «заливает» в слова, как в некую форму, всегда отличается от общепринятого, описанного в Большой Британской Энциклопедии. Этот индивидуальный смысл гораздо более важен для анализа внутреннего мира человека, чем любые слова, которыми он себя описывает. Но проблема в том, что клиент скорее «представляет», визуализирует его, чем вербально мыслит. И потому специалисту гораздо легче «увидеть» и рассмотреть ту же картинку, чтобы расшифровать послание подсознания клиента. После этого великим К.Г. Юнгом было сделано открытие, что кроме малозначительных слов и понятий, существуют ещё и универсальные, просто гигантские шаблоны, которые обобщают целые группы психических качеств. Это и есть те самые загадочные Архетипы, важный элемент психологической ворожбы. Их много, они сложные, но понятны каждому, будь то житель мегаполиса с высшим образованием по молекулярной биологии или абориген племени Мумба-Юмба. Герой. Мудрец. Ведьма. Правитель. Демон. У каждого Архетипа своя работа: Герой – выпячивает грудные мышцы, смотрит сурово и побеждает зло, Фея заведует волшебством и вдохновением, чтобы бабочки порхали и воздушные замки вовремя строились, а Ведьма – в основном подманивает Иванушек-дурачков, а потом на лопаточку, да в печь… В каждом Архетипе «закодировано» отношение человека к какому-либо важному вопросу. Если предложить человеку образ Любовницы – один представит себе умницу-красавицу, вальяжно попивающую кофе в кровати с батистовыми простынями, другой – тоскующую несчастную женщину в пустой квартире, третий – злодейку-разлучницу с хищным оскалом, а четвертый – беспринципную проститутку сразу в позе готовности. Это даёт нам ответ на вопрос: как человек на самом деле относится к вопросу женского эротизма, её эротической энергии. Или другая загадка для вас – образ «Кормилец». Попробуйте закрыть глаза и представить себе некоего Кормильца. То, что вы увидите, в любом случае будет какой-то гранью Архетипа, хотя может выглядеть как батрак, купец или торговец; иногда – как лентяй на печи или менеджер высокого звена. Все образы отражают одновременно и Архетип, и ваше собственное внутреннее отношение к тем вопросам, которые он отражает. Так женщина может часами рассказывать психологу, как сильно она уважает и ценит мужчин, может сама в это свято верить, возвести дома алтарь с коллажами и много работать над собой, чтобы действительно стараться всегда и только так думать. Но во снах ей, например, постоянно снятся пьяницы или злодеи. И становится понятным, почему к мужчинам до сих пор нет доверия – сложно искренне идти в отношения, если голова и сердце требуют, а подсознание истерично вопит: «Беги!» Вот почему все эти картинки и «представлялки» так важны. Опытный психолог легко добудет и расшифрует этих пьяниц и злодеев из подсознания. И, хотя клиенту очень захочется говорить и говорить, что он по всем поводам думает, психолог будет продолжать постоянно склонять его «порисовать картинки», попредставлять образы или поделиться снами. Потому что картинки – предельно честны. Кроме того, в работе с образами действует один достаточно важный закон: образ можно «достать» из подсознания, рассмотреть, расшифровать, а потом до определенной степени оздоровить и вернуть на место. То есть, добавить злодеям-пьяницам благородных, добрых и ответственных черт, которых у них не хватает. Иногда оздоровление внутренней символики является чуть ли не единственным действенным способом внутренней трансформации. Если эта тема вам интересна – я планирую цикл статей по Архетипическому анализу, где постараюсь рассмотреть особенности формирования и использования основных Архетипов, важных для гармонизации отношений. Следите за публикациями. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|