Возрастные кризисы личности в современном мире

Социальная жизнь ускоряется - личностная динамика тоже становится интенсивней, кризисов развития больше. Периодизацию стоит пересмотреть, чем я последние пару лет и занимаюсь из собственного академического интереса.

Что такое кризис? - это время перемен. Когда один этап завершается и начинается другой, меняется ведущая потребность, негласно подводятся итоги и появляются новые вопросы и задачи. Кризис - переходный период. Под ведущей потребностью будем понимать не просто потребности, как в пирамиде Маслоу от витальных к духовным, а базовые стремления личности, на которых строится наша самоидентичность, определение себя в мире, и все вытекающие из этого темы, беспокоящие многих - уверенность, самооценка и т.д., (только я не люблю оперировать такими понятиями в своей практике, слишком это "заезжено".

САМОИДЕНТИЧНОСТЬ.
У меня есть гипотеза, что основных потребности, из которых, как из кирпичиков, строится наше "Я" - четыре
В наполненности - что я имею?
В принадлежности - к какой группе я принадлежу?
В самовыражении - что я делаю?
И в связи со значимым другим - с кем я связан?
Это 4 опоры для ответа на вопрос самому себе "Кто Я?"

Кризис 30, плюс-минус, конечно, на самом деле чуть позже 31-32. Время подводить итоги того, с кем я связан, кто мой партнёр, друг, единомышленник. Если задачи предыдущего периода не решены и человек не чувствует себя прочно связанным с кем-то, то обостряются переживания одиночества, повышается социальная тревожность. Несмотря на степень реализованности потребности в связи с другими, на смену приходят новые вопросы: что я имею? ресурсы, время, таланты, деньги? Чего мне не хватает? Как хочу жить именно я? Что мне нужно? Какой я хочу видеть свою жизнь?

Кризис 25. Потребность в самореализации сменяется потребностью выстраивать отношения с людьми. Что я делаю в мире? Что я умею? Что я могу? Какую нишу занимаю? На что я способен? Если ответы на эти вопросы найдены, время задаться пониманием: кто мне нужен, с кем я готов обмениваться, делиться, вступать в отношения, реализовывать что-то вместе, кто мой человек? Если итоги собственных достижений и социального становления не признаны, человек не выделяет себе места в этом мире, он не сможет выделить его и другому, признать его уникальность, границы и выстроить равные отношения.

Вы подумаете, рано говорить о достижениях в 25? Я тоже так считаю. Таков сейчас мир! В 25 не обязательно иметь детей, но обязательно иметь дело, занятие, аутентичное желательно? И вопрос "Что мне делать в этой жизни?" появляется в более ранний кризисный возраст.

Кризис 18. Это, отнюдь, не про то, что мне все можно и как страшно брать ответственность за свою жизнь, а про поиск приложения своих сил, реализации себя и активного действия, вот тут бывает страшно!

Страшно в том случае, если фундамент из кирпичика "принадлежность к чему-то большему" не прочный.
Речь о принадлежности к семье, роду, группе по общим взглядам и интересам, смыслам, идеям, профессиональному сообществу, стране и т.д.

Самые ярые фанатики субкультур, догм, идей - это молодежь 13-18 лет, верят и вторят некритично и безапелляционно, и для такого возрасто это правильно, это поиск собственной принадлежности, приверженность определенной картине мира, без которой невозможна дальнейшая индивидуализация и проявление себя.

Спасибо за внимание к моей статье, если информация была интересна и полезна, ставьте лайк, подписывайтесь на мой блог в инстаграм @a.vyuga

https://www.instagram.com/a.vyuga/



Просмотров: 324
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Достаточно ли мы принадлежим себе? "Нарциссическое расширение" - что/кто это?
  • Что делать, если вас не "долюбили" в детстве. Кто сможет долюбить?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • "Жениться нужно только на тех женщинах, с которыми, если что, не страшно разводиться"
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на мой мозг?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Я для себя" - что это?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • "Кого мне напоминает мой партнер? С кем я не доиграл отношения?" Методика. +Самоанализ.
  • Ресурсы, что это такое, и "с чем их едят".
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты мне очень нравишься, но к отношениям я не готов"
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь