|
Выживание или самовыражение?Автор статьи: Алексей Фисун
Традиционные ценности?Во всемирном исследовании ценностных ориентаций (англ. World Values Survey, WVS) есть шкала, на одном полюсе которой находятся ценности выживания, а на другом – ценности самовыражения. То есть в этом исследовании такие ценности противопоставлены. И если в западных, а особенно в протестантских странах - доминируют ценности самовыражения, самореализации, то в России (как и в других православных странах) – наиболее представлены у населения ценности выживания. Наличие в нашей стране развитых ценностей выживания связано с традиционностью общества, уровнем экономического развития и общей бедностью. Лучше всего эти ценности представлены в поговорке: «не до жиру – быть бы живу». А про людей, которые хотят в этой жизни чего-то иного, чем нужно обычному человеку – говорят: «с жиру бесятся». Мне, как психологу, интересно то, что ценности выживания не делают людей счастливыми, а те, кто исповедуют ценности самореализации, напротив, ориентированы на то, чтобы полноценно и счастливо проживать свою жизнь. Я уверен, что водораздел между людьми, исповедующими разные ценности, лежит именно в ориентации на счастье, а не в величине дохода на душу населения. Когда мы говорим о выживании как о главной человеческой ценности, то мы имеем в виду определенный психологический комплекс, набор жизненных ориентаций. Речь не идет о физическом выживании, когда нечего есть и негде укрыться от холода. Мы говорим о природе смыслов, которым человек объясняет себе свое поведение, о том, что ценности выживания носят массовый характер из-за того, что в обществе превалируют традиционные конформистские ценности, которые требуют «быть не хуже людей». Ценности выживания – это ценности соответствия некоему общественному стандарту. Фактически ценности выживания, которых придерживаются миллионы россиян – и являются главной «национальной идеей», что безуспешно ищут общественно-политические деятели на протяжении многих лет. Можно сказать, что эта идея составляет основу национальной ментальности. Выживание в суровых российских условиях – это конкретный смысл жизни, понятный русским людям. Он как бы самоочевиден и отвечает на сакраментальный вопрос: «А как же иначе!?». Жить ради того, чтобы выживать – это удобная и понятная формула, которая внушается нашим людям с детства. Но надо отдавать себе отчет, что это навязанный обществом, другими людьми смысл, это готовая формулировка, которая, по сути – ничего не объясняет. Ведь если ты уже живешь – значит, ты уже «выживший» и если ты задумываешься о смысле своего бытия, то это происходит от того, что просто адаптироваться к социальным условиям тебе уже недостаточно. Каждый человек чувствует, что он гораздо больше, чем навязанная ему социальная роль. Но, чтобы перерасти свою роль - надо научиться выражать себя, реализовывать свои внутренние устремления, интенции. Выживание = потреблениеБольшинство людей понимают под выживанием потребление. Активное, разнообразное и постоянное потребление. Ведь это простая логическая связка: чтобы жить – надо есть, т.е. потреблять. Сначала мы учимся потреблять еду, потом знания, потом – отношения. Так и продолжаем потреблять, т.е. выживать день за днем, год за годом. Потреблять можно все: природные ресурсы, информацию, других людей, искусство, культурные феномены – все, на что хватает фантазии. Можно даже вывести такую максиму: «Потребляю, следовательно, существую». Потребление становится развитым, разнообразным, диверсифицированным. Некоторые, особо продвинутые выживальщики даже становятся экспертами по потреблению, как правило – в отдельных избранных сферах, в соответствие со своим культурным и материальным уровнем. Деньги для потребителя не главное: всегда можно найти - что употребить на любой вкус и кошелек. Есть соответствующая русская поговорка: «деньги есть – в селе гуляем, денег нет – в лесу сидим». Главное – это непрерывность потребления и увеличение дозы. Постоянное увеличение дозы необходимо, потому что возникает зависимость от того, что ты употребляешь, причем, как и в случае с наркотиком - прежний уровень потребления уже не создает той гормональной, дофаминовой зависимости что раньше, поэтому требуется все новый и новый, увеличивающийся уровень употребления. Ведь можно обмануть свою совесть, но свой мозг обмануть очень трудно: он большой эксперт по новизне и когда вы ему подсовываете одно и то же изо дня в день – он в ответ перестает вырабатывать нейрогормоны «радости», такие как дофамин (ради которого, по сути, все и делается). И тогда «новизной», которой вы кормите свой мозг – становится все увеличивающаяся доза. Вы будете покорно, на автомате увеличивать ее до тех пор - пока не произойдет «зашквар», т.е. пока не сломаются внутренние механизмы регулировки, рассчитанные на нормальное потребление - то, которое реально необходимо для жизни. В этом и состоит ответ на вопрос – почему выживальщики, даже при своих ограниченных средствах, часто имеют проблемы с весом и с эмоциональной сбалансированностью: потребление должно увеличиваться, шоу должно продолжаться, а прежний, с таким трудом достигнутый уровень выживания/потребления уже не доставляет требуемой дозы эмоций. А потом обязательно наступает критический момент, когда ваше сверхпотребление становится вашим врагом. Приходит тот день, когда еще одна «маленькая ложечка вашего удовольствия» становится «мухой, перебившей хребет слону». Что нужно вашей душе?Но главная беда заключается даже не в накоплении запасов на «черный день» (который обязательно придет если его так активно ждать). Основная проблема в том, что свою душу вы не можете накормить всей этой искусственной потребительской пульпой и она начинает болеть и тосковать. Если, конечно, она еще жива. Потому что это не пища для души, в лучшем случае - для тела и еще для мозга («жвачка для глаз»). Душа хочет другого – она хочет выразить себя, спеть свою песню, раскрыть свой потенциал, найти свои личные смыслы, летать и саморелизовываться. Вот в чем состоит пища нашей души. И она жаждет ее, ждет способа и момента для самораскрытия, а если не получает, то гаснет, хиреет, тоскует, печалится. Это не синдром эмоционального выгорания – это синдром потухших глаз, потери осмысленности проживания. И если человек не лечит свою душу, не создает ей самых лучших условий для самовыражения, а продолжает кормить свое тело и услаждать свои взоры, слух и вкусовые сосочки – то душа мстит за себя опять-таки через тело – через недомогания, апатию, депрессию, болезни, часто со смертельным исходом. Китайцы считают, что человек умирает – когда из него улетучивается энергия ци, т.е. та самая энергия души. С точки зрения потребностей нашей души - выживание это ложная, навязанная извне цель. Внутренними процессами нельзя управлять через внешние стимулы. Внешние стимулы порождают неорганичные, а, значит обманные реакции, которые никак не работают на ваше самораскрытие, которое всегда идет изнутри – наружу. Истинный смысл своей деятельности можно открыть только самостоятельно, в ходе активного самоосуществления, проживания своей уникальной жизни. Или выживание или самовыражениеВыживание, навязывая вам фальшивые чужие ценности, становится замещающей деятельностью – вместо саморазвития, вместо творчества и самореализации. Более того, когда вы нацелены на выживание – вы не видите возможностей для самоосуществления, которые вас окружают. Потому что ваш фокус внимания сужен и вы видите только ту лямку, которую надо тянуть изо дня в день. Зачем лошадям раньше одевали на глаза шоры – специальные колпачки, ограничивающие обзор? Для того, чтобы они смотрели только в направлении движения, не отвлекаясь ни на что постороннее. У свободных лошадей, находящихся на самовыпасе, никогда не бывает шор, как, впрочем и узды. Задумайтесь – если ваш жизненный горизонт ограничен только разными видами потребления – может быть кому-то это выгодно, чтобы вы не смотрели по сторонам, не развивали себя? Проблема еще и в том, что ориентация на общественный стандарт, желание выживальщика быть «не хуже других» – приводит к тому, что ему всегда не хватает денег и других ресурсов – потому что он все хочет купить, приобрести, употребить, а не сделать, изобрести, открыть. А купить можно только то, что продается: ширпотреб, т.е. товары сделанные специально для широких народных масс.
Выживание в социуме – это гонка, это бег в колесе, в основе которой лежит страх, страх жизни. А результат, в сущности, один на всех – непрожитая жизнь. Потребление – это не жизнь, потребление – это действие обратное творчеству, замещающая деятельность. А жизнь – это творческий процесс, рост, развитие. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|