Меня попросили обратиться к подросткам и написать несколько слов о травле в школе-как себя вести, как с ней справляться. В этот раз решила обратиться исключительно к своему опыту консультирования, хотя по сложным вопросам предпочитаю сверяться с опытом и мнением коллег. Но не в этот раз. Почитав рекомендации, обращенные к детям (как то: практикуйте безопасные, конструктивные способы реагирования на слова и действия хулигана, вырабатывайте адекватную самооценку, выйдете из роли жертвы) -очень сильно удивилась. С каких пор мы стали говорить с детьми лозунгами и заниматься морализаторством?! Что значит перестать быть жертвой и как ребенок может самостоятельно это сделать, если с завидной регулярностью мы ,психологи, наблюдаем взрослых клиентов, которые так и остались в роли жертвы и никуда оттуда не собираются выходить. Как это ребенку взять себя в руки и резко выработать адекватную самооценку и кто решит адекватна ли она? Что такое конструктивное реагирование на слова хулигана?! У меня, например нет ответов на эти вопросы, как и нет общих рекомендаций. Потому, как нет одинаковых детей и одинаковых ситуаций. Ребенок -это всегда симптом семьи, но будет совершенно несправедливо безапелляционно обвинять родителей в этой проблеме. Родитель — сам заложник своей семейной ситуации и воспитывает как умеет и видит только то, что способен заметить. И для родителя признание ребенка о том, что с ним происходит в школе, очень часто-это не то знание, которое родитель хочет увидеть или услышать. Это обращает родителя к своей беспомощности и непониманию как решать проблему. Создает много неудобств: от столкновения с вопросом «плохой ли я родитель?», до столкновения со своим собственным, далеко не безоблачным детством. Дети чувствуют что причинят боль родителю... и молчат. А иногда ощущают себя грязными, плохими, недостойными ничтожествами и не смеют признаться взрослым , боясь осуждения с их стороны.
Иногда безмерно грустно от того, что родитель изо всех сил не хочет верить, что ЕГО ребенка могут травить....и он отрицает травлю и обесценивает чувства ребенка, говоря: «это выдумки, все к тебе хорошо относятся. Это ты сам задираешься» Еще вариант: « Да, я знаю что тебе сложно, сам это проходил, но ты терпи!» И ребенок терпит, потому как боится подвести родителя, боится потерять его любовь, не оправдать ожиданий и предать-папа , ведь, тоже терпел...
В последних двух случаях работы с подростками выяснилось,что один из них терпел 5 лет, с первого класса, с момента когда учительница в сердцах назвала его глупеньким, а дети засмеялись и стали звать сперва глупеньким, потом дураком, потом идиотом, потом толкать, потом бить. Второй терпел 8 лет... И одного и второго родители учили как себя надо вести, как игнорировать обидчиков (читай- терпеть и сдерживать агрессию и ярость). На вопрос «Почему вы не перевели ребенка в другую школу?» ответом часто служит полное непонимание- «ему же далеко ехать, а тут школа под боком». В итоге дети начинают думать что терпеть-это нормально, главное чтобы хуже не стало... А еще дети боятся «разборок»- мама пойдет к директору школы, начнет говорить с родителями обидчиков, ситуация усугубится и станет совсем невыносимо. Это правда, что иногда некоторые дети могут вести себя провокационно, но поверьте, не достаточно сказать им-прекрати. На такое поведение у ребенка есть свои причины. В психике нет ненужных, бесполезных образований. Каждое из них, в том числе провокативность, призвано ограждать ребенка от каких-то невыносимых переживаний. К сожалению, последнее время в обществе активизировалась тенденция обвинять жертву. Это касается и взрослых и детей. Поэтому совет детям только один-не молчите! А если вас обвиняют-не верьте! Если родители не в силах вас защитить или понять ваши переживания, не отчаивайтесь и ищете того, кому можно будет безопасно рассказать. Есть телефоны доверия, куда можно позвонить и выговорить ваши эмоции. Если вы боитесь идти к школьному психологу-есть районные психологические службы, куда можно прийти и поговорить. Наверняка, вокруг вас просто есть какие-то взрослые, которые вам симпатичны и кому вы можете довериться. Если окажется, что человека, кому вы можете довериться нет, то пишите. Найдите психолога в соцсетях и напишите ему, я уверена, вам не откажут в поддержке.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.