|
Терапия химической зависимости.Автор статьи: Кытманова Наталья Мирославовна
Данность такова, что вопрос гарантированно эффективного лечения химической зависимости пока остается открытым,поэтому в статье речь пойдет о некоторых рекомендациях, способных сделать лечение аддиктивного поведения более успешным.
«Когда нет настоящей жизни, то живут миражами. Все-таки лучше, чем ничего» (А.П. Чехов «Дядя Ваня») В предыдущих статьях на эту тему много было сказано о влиянии аффектов на состояние аддикта. Человек, страдающий химической зависимостью, не способен справляться с охватывающими его сильными эмоциями, что вызывает у него страдания. (Страдания аддиктивной личности). Вот почему аффективная сфера в процессе терапии заслуживает большого внимания. Известный психиатр и психоаналитик Генри Кристал писал:
Прибегая к использованию химического вещества (объекта зависимости), человек пытается достичь чувства внутреннего эмоционального контроля над своей психической беспомощностью. У аддикта нет веры в себя или в других, в нем постоянно живет идея о том, что свой эмоциональный мир можно контролировать с помощью объекта аддикции (в данном случае, наркотического или алкогольного), и этот объект снабдит его всем тем, что отсутствует внутри него. (Д.М. Херст). Хотя человек знает, что это обман, поскольку наркотик (алкоголь) приносит лишь временное успокоение, но он вынужден закрывать на это глаза, т.к. ему больше не к чему обратиться, если только к иному лучшему объекту аддикции – другому наркотику. Что мешает химически зависимому человеку управлять своими аффектами на переносимом уровне? Объяснение стоит искать в наличии внутреннего конфликта, который связан с детской психической травмой. По мнению Г. Кристалл, эта травма относится к периоду первых двух лет жизни человека, когда он испытал какие-то ужасные переживания, после которых едва выжил. Чем сильнее были страдания в детстве, тем тяжелее груз самообвинения, который способствует появлению потребности в аддиктивном объекте (веществе). По мнению исследователей, травма состоит в преждевременном разрыве связи «младенец-мать» в ранний период жизни ребенка. Это могло стать решающим фактором в формировании с годами именно такого защитного стиля личностной организации.
Исходя из сказанного, терапевту предлагается направлять внимание на конфликты и круг аффектов, к которым эти конфликты приводят. «Инициатором» внутреннего конфликта выступает Супер-Эго. Именно его давление становится невыносимым для личности. (Наркотик, как защита от давления Супер -Эго).
В процессе психотерапии не стоит брать на себя роль реального Супер – Эго, избегать осуждающей и принуждающей позиции, не втягиваться в попытки разрешения дилеммы между терпимостью и наказанием, между соглашательством и запретительством. Фокус внимания следует направить на проецируемые функции Супер-Эго и на анализ защит аддиктивной личности. Наряду с личностным набором «добрых» интроектов Супер-Эго может также явиться хранилищем жестокости и ужаса, которые связаны со всеми выстраданными и пережитыми младенческими травмами, где могут храниться следы борьбы с этими страданиями. Через свои ассоциации человек помогает терапевту восстановить прошлые обстоятельства и ситуации, которые порождали в нем чувство опасности. Также исследуется модель поведения аддиктивной личности, пытающейся удерживать контроль над своими эмоциями с помощью компульсивной активности.(Непреодолимая сила подчинения аддиктивной личности) Процесс терапии направлен на то, чтобы помочь личности вернуть механизм саморегуляции, обрести чувства контроля над своим аффективным состоянием и восстановить автономию его Эго.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|