|
Можем ли мы позволить им провалиться на экзамене?Автор статьи: Локоткова Марина Игоревна
Но как быть родителям, если профессионалы между собой не могут договориться? А нужен срочный, экстренный совет! Я расскажу свой взгляд, как профессионал, и как мама - замечательного трудного юного взрослого человека. :-))))) Основная проблема – это учеба. И тут многие психологи считают, и имеют аргументы для такого мнения, что ребенка (подростка и юношу/девушку), нужно оставить в покое. Для того чтобы он сам выращивал в себе интерес к получению знаний, чтобы в нем формировалась ответственность. Якобы, если они не будут вкладывать в обучение свое время и усилия, то плохие оценки и плохое отношение учителей, заставят их переосмыслить свое отношение к учебе, дадут возможности «полной чашей» хлебнуть последствия, и, в итоге, дите изменит свои привычки. Ну, может быть классе во втором, такой подход и имеет место быть. В этом возрасте – познавательный мотив является ведущим, интерес к получению знаний очень сильный, также как и сильна зависимость о чужого мнения и одобрения. В этом возрасте механизм обучения каким-то стратегиям поведения через «обратную связь» окружающих, через получение социального одобрения, очень эффективен. Но! Если ребенок уже не ребенок, а ученик – средней школы, и уж тем более, если это подросток или юноша/девушка выпускного класса – то все! Поезд ушел! Таким образом, уже ничего не сформируешь. У родителей в качестве влияния остаются материальные рычаги (очень слабые, на самом деле) и сила родительского авторитета. Авторитет учителей, они успешно ломаю сами, относясь к детям зачастую по хамски и пренебрежительно. Познавательный интерес – перестает быть ведущим, и на первый план выходит социализация и взаимоотношения со сверстниками, дружеские и любовные. И тогда, если школа была выбрана правильно, и в ней там грамотный подход к учебе, авторитетные и творческие педагоги, с навыками именно педагогической деятельности, то им удается так сориентировать формирование среды, то есть так организовать процесс обучения, что для ВСЕХ учеников в школе – учиться хорошо, значит иметь авторитет, уважение и принятие. Ценности у таких детей формируются коллективно в социально желательном направлении. В такой школе интерес к учебе не потеряется и в подростковом возрасте. Просто сменится мотивация. Но тут важен именно фактор коллективного формирования системы ценностей. В обычной школе – это невозможно! Среда слишком разнородна, учителя в большинстве - выгоревшие, а социальная жизнь – бедна и неинтересна. В таких школах, для приобретения значимости, ученик может найти гораздо более легкие пути и возможности. Через асоциальные или деструктивные проявления. Через раннюю социализацию, например, начав работать. И т.п. То есть, в большинстве случаев – отпустить контроль за обучением ребенка и позволить ему самому контролировать этот процесс – это значит лишить ребенка хорошего образования. Потому что он с удовольствие на учебу «забьет», а плохих для него , то есть нежелательных именно для него последствий, у него никаких не будет.
Еще очень мешает лицемерная позиция родителей, которая называется «ты учишься для себя» и «это надо тебе». Давайте прекратим обманывать и их, а, главное, - себя. Ребенок для себя не учится! Смысл большинства школьных предметов и их польза, в его понимании – очень мутная и относительная. Глобальная задача – когда-нибудь в будущем стать успешным человеком с хорошей работой – призрачна и невнятна. Ее и сами взрослые смутно понимают, иначе не было бы такой растерянности у большинства родителей перед вопросом: какую профессию посоветовать выбрать своему ребенку. Поэтому давайте начистоту: учеба ребенка на момент его обучения в школе, ее важность и ее перспективы – относительно понимает и ценит родитель, а не ребенок. И важна эта учеба, поэтому – родителю, а не ребенку. И вот когда прекращается путаница в этом моменте, осознается, что нравоучениями и запугиваниями ничего не добьешься, возможно, выстраивание конструктивной линии поведения. Через договор. В котором родитель четко должен понимать, что для того чтобы получить что-то нужное для себя (хорошую учебу), что-то выгодное должен для себя получить и ребенок (важное ему). И тут знаете какой самый трудный момент? Очень часто оказывается, что родителю нечего ребенку предложить! Он хочет получить, но ему нечем меняться! Он не значим для ребенка, то есть потерял авторитет, и у него нет каких-то возможностей, которые были привлекательны его дитю. Получить он хочет послушание от ребенка, просто потому что он – родитель. Но я еще раз повторяю – поезд ушел! Зависимость от родителя закончилась в начальной школе. Далее, у родителей все меньше и меньше рычагов влияния. А имеющиеся, часто не рычаг, а «палка о двух концах». И начав давить на такую палку – родитель сам и страдает, когда его «загнанный в угол» ребенок начинает выходить на прямую конфронтацию. Такие случаи в основном безвыходные. Если вам нечего предложить своему ребенку кроме поучательства, остается только ждать, когда в игру вступит более весомый, чем вы воспитатель – сама жизнь. И выросший ребенок начнет получать уже – жизненные уроки. Хотя в большинстве случаев, договориться удается – поездки и покупки, хорошие обучающие курсы или свободные собственные деньги, спросите самого ребенка, чтобы он хотел получить взамен. А затем - заключайте договор. Но не на словах, и не в форме: будешь хорошо учиться, я тебе сделаю то-то и вот так. Нет! Как и в любом договоре, нужно четко проговорить права и обязанности, форму контроля и условия исполнения. Как заключается такой договор, и какие условия должен содержать – в моей следующей статье. А пока – удачи, в признании собственных ограничений, и поиске выхода из жизненных тупиков! С уважением, Марина Игоревна Локоткова ❤️ https://vk.com/marina_lokotkova Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|