Можем ли мы позволить им провалиться на экзамене?


Можем ли мы позволить им провалиться на экзамене

Современные психологи часто противоречат друг другу, когда речь идет о подростках. Из-за того, что разные взгляды на взаимоотношения и разные стратегии поведения с этими «непростыми людьми», и, правда, могут быть одинаково эффективны. А также, имеют серьезные основания. При этом, оставаясь кардинально противоположными.

Но как быть родителям, если профессионалы между собой не могут договориться? А нужен срочный, экстренный совет!

Я расскажу свой взгляд, как профессионал, и как мама - замечательного трудного юного взрослого человека. :-)))))

Основная проблема – это учеба. И тут многие психологи считают, и имеют аргументы для такого мнения, что ребенка (подростка и юношу/девушку), нужно оставить в покое. Для того чтобы он сам выращивал в себе интерес к получению знаний, чтобы в нем формировалась ответственность. Якобы, если они не будут вкладывать в обучение свое время и усилия, то плохие оценки и плохое отношение учителей, заставят их переосмыслить свое отношение к учебе, дадут возможности «полной чашей» хлебнуть последствия, и, в итоге, дите изменит свои привычки.

Ну, может быть классе во втором, такой подход и имеет место быть. В этом возрасте – познавательный мотив является ведущим, интерес к получению знаний очень сильный, также как и сильна зависимость о чужого мнения и одобрения. В этом возрасте механизм обучения каким-то стратегиям поведения через «обратную связь» окружающих, через получение социального одобрения, очень эффективен.

Но! Если ребенок уже не ребенок, а ученик – средней школы, и уж тем более, если это подросток или юноша/девушка выпускного класса – то все! Поезд ушел!

Таким образом, уже ничего не сформируешь. У родителей в качестве влияния остаются материальные рычаги (очень слабые, на самом деле) и сила родительского авторитета. Авторитет учителей, они успешно ломаю сами, относясь к детям зачастую по хамски и пренебрежительно. Познавательный интерес – перестает быть ведущим, и на первый план выходит социализация и взаимоотношения со сверстниками, дружеские и любовные.

И тогда, если школа была выбрана правильно, и в ней там грамотный подход к учебе, авторитетные и творческие педагоги, с навыками именно педагогической деятельности, то им удается так сориентировать формирование среды, то есть так организовать процесс обучения, что для ВСЕХ учеников в школе – учиться хорошо, значит иметь авторитет, уважение и принятие. Ценности у таких детей формируются коллективно в социально желательном направлении. В такой школе интерес к учебе не потеряется и в подростковом возрасте. Просто сменится мотивация. Но тут важен именно фактор коллективного формирования системы ценностей.

В обычной школе – это невозможно! Среда слишком разнородна, учителя в большинстве - выгоревшие, а социальная жизнь – бедна и неинтересна. В таких школах, для приобретения значимости, ученик может найти гораздо более легкие пути и возможности. Через асоциальные или деструктивные проявления. Через раннюю социализацию, например, начав работать. И т.п.

То есть, в большинстве случаев – отпустить контроль за обучением ребенка и позволить ему самому контролировать этот процесс – это значит лишить ребенка хорошего образования.

Потому что он с удовольствие на учебу «забьет», а плохих для него , то есть нежелательных именно для него последствий, у него никаких не будет.



Многие родители самонадеянно считают, что нежелательными последствиями для ребенка могут быть их родительское неудовольствие и неуважение. И смешно занудствуют, рассказывая дитю, как: «вот я в твое время…». Еще хуже, когда запугивают. Или ведут «душеспасительные беседы». Бесполезные и роняющие их авторитет еще больше. Потому что именно в этих бесконечных попытках что-то «донести» до ребенка, очень ярко проявляется именно родительское бессилие. А дите учится пропускать родительские нотации «мимо ушей», и обесценивать значимость родительского мнения.

Еще очень мешает лицемерная позиция родителей, которая называется «ты учишься для себя» и «это надо тебе».

Давайте прекратим обманывать и их, а, главное, - себя. Ребенок для себя не учится! Смысл большинства школьных предметов и их польза, в его понимании – очень мутная и относительная. Глобальная задача – когда-нибудь в будущем стать успешным человеком с хорошей работой – призрачна и невнятна. Ее и сами взрослые смутно понимают, иначе не было бы такой растерянности у большинства родителей перед вопросом: какую профессию посоветовать выбрать своему ребенку.

Поэтому давайте начистоту: учеба ребенка на момент его обучения в школе, ее важность и ее перспективы – относительно понимает и ценит родитель, а не ребенок. И важна эта учеба, поэтому – родителю, а не ребенку.

И вот когда прекращается путаница в этом моменте, осознается, что нравоучениями и запугиваниями ничего не добьешься, возможно, выстраивание конструктивной линии поведения. Через договор. В котором родитель четко должен понимать, что для того чтобы получить что-то нужное для себя (хорошую учебу), что-то выгодное должен для себя получить и ребенок (важное ему).

И тут знаете какой самый трудный момент? Очень часто оказывается, что родителю нечего ребенку предложить! Он хочет получить, но ему нечем меняться! Он не значим для ребенка, то есть потерял авторитет, и у него нет каких-то возможностей, которые были привлекательны его дитю. Получить он хочет послушание от ребенка, просто потому что он – родитель.

Но я еще раз повторяю – поезд ушел! Зависимость от родителя закончилась в начальной школе. Далее, у родителей все меньше и меньше рычагов влияния. А имеющиеся, часто не рычаг, а «палка о двух концах». И начав давить на такую палку – родитель сам и страдает, когда его «загнанный в угол» ребенок начинает выходить на прямую конфронтацию.

Такие случаи в основном безвыходные. Если вам нечего предложить своему ребенку кроме поучательства, остается только ждать, когда в игру вступит более весомый, чем вы воспитатель – сама жизнь. И выросший ребенок начнет получать уже – жизненные уроки.

Хотя в большинстве случаев, договориться удается – поездки и покупки, хорошие обучающие курсы или свободные собственные деньги, спросите самого ребенка, чтобы он хотел получить взамен. А затем - заключайте договор.

Но не на словах, и не в форме: будешь хорошо учиться, я тебе сделаю то-то и вот так. Нет! Как и в любом договоре, нужно четко проговорить права и обязанности, форму контроля и условия исполнения.

Как заключается такой договор, и какие условия должен содержать – в моей следующей статье.

А пока – удачи, в признании собственных ограничений, и поиске выхода из жизненных тупиков!

С уважением, Марина Игоревна Локоткова ❤️

https://vk.com/marina_lokotkova



Просмотров: 285
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Родительские установки в воспитании... (или я родитель, он ребенок... я решаю каким он должен быть)
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • 25 способов узнать у ребенка как у него дела в школе, не спрашивая, как у него дела в школе...
  • Когда ребенок очень подвижный
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Как заставить ребенка хорошо себя вести в школе и стать отличником.
  • Приемный ребенок в школе: отношение учителя и одноклассников, страхи родителей
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как быть хорошим родителем своему ребенку, если свое детство было не радужным?
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Сказка про Медвежонка, который очень хотел учиться в школе
  • Как заставить себя работать, если очень не хочется
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Хорошая ли у него память?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь