|
Боль — двигатель психотерапииАвтор статьи: Чаупенок Андрей Павлович
На написание данной статьи меня натолкнул один случай из моей практики и, вероятнее всего, это попытка наконец-то осмыслить произошедшее и освободиться от едкого чувства незавершённости. Начну с банальной фразы, что боль бывает не только физической, а еще и ментальной, если угодно – душевной. Однако ввиду разных факторов, ментальная боль во многих умах продолжает оставаться чем-то нелегальным, постыдным или вовсе не достойным внимания, словно она свойственна лишь слабейшим представителям человеческого рода, вместе с ней. в ней сокрыт глубокий смысл. «Пару месяцев назад ко мне обратилась женщина с жалобами на поведение ребенка, при этом с порога я почувствовал неимоверное напряжение, которое заполнило всё пространство. Мы сели, я провел привычный ритуал заботы и знакомства с клиентом. Она молчала, но её глаза, тело, вся невербалика кричали о неведомом мне страдании. Я предпринял очередную, еще более мягкую попытку завести диалог и уточнить суть проблемы и чего бы ей хотелось, мы (психологи) называем это детализацией запроса. Речь зашла о ее ребенке. Она напряженно и сухо описала его как неумелого, невоспитанного, несдержанного. Буквально пара слов и вновь тишина. Её глаза наполнились слезами, а у меня появилась мысль о том, что это глубочайший стыд, приносящий просто разрывающую на части боль. Спасибо свойству распределения внимания, благодаря которому я успел понаблюдать за поведением ребенка, которое ничем, кроме лёгкой растерянности, не отличалось от моих представлений о некой нормальности.
На первый взгляд парадоксальным является утверждение, что боль является и двигателем, и результатом психотерапии. Мотивацию человека на сессии у психолога или психотерапевта можно цинично разделить на «настрадался» и «не настрадался». И в действительности это оказывается так, иногда некоторые проблемы видно издалека, но у человека нет причин об этом беспокоиться. Он формален и отстранен. Вся работа сводится к информированию. Ведь если не болит – значит - здоров, в точности как у стоматолога. В обратном же случае, не побоюсь этого слова, целительным оказывается даже присутствие любого человека, который способен дать безопасность, сочувствие и возможность не развалиться в процессе совместного изживания травм и боли. Почему же тогда боль является результатом? Точнее будет сказать, что усиление боли часто сопровождает терапию. К счастью, наш психический аппарат имеет множество защитных функций, цель которых не дать нам развалиться на части, приглушить боль. Личность адаптируется, и это всегда самое лучшее, что ей доступно в этот момент. Но иногда способы защит застывают (о них чуть ниже), а боль остаётся спрятанной. Приближаясь, вскрывая эти образования, облачая их в слово и смысл, приходится опять сталкиваться с болью, чтобы пережить её иначе. Чего человек не совершает, испытывая боль. Пожалуй, одним из самых разрушительных способов является суицид, в особенности критичной становится ситуация, когда суицидальные тенденции превращаются в суицидальный план, намерение, а форма является истинной, риск завершенности данного суицидального акта крайне велик. Подробнее в статье про суицид, рекомендую, т.к. в конце есть очень важная информация. Менее летальным, но также крайне разрушительным является так называемый селфхарм – умышленное причинение вреда своему организму без цели прерывания жизни. В список форм входит нанесение себе порезов, ожогов, ушибов, втыкание в себя острых предметов, участие в драках с целью получить повреждения и много другое. Испытывая физическую боль, человек временно и на гормональном, и на психологическом уровнях получает анестезию и выплескивает часть негативных переживаний. Так же как и суицид, это может быть попыткой доказать другим или себе реальность своей боли, придать ей форму. Употребление различных психоактивных веществ (ПАВ) по сути своей роднится с механизмом примитивной изоляции, а их суть - это переход в другое состояние с целью прерывания осознания боли. Упрощенно -человек изолирует себя от части своего опыта. Обыденным является злоупотребление алкоголем или сном, чем-то более специфическим является защитное фантазирование, когда человек в чертогах своего разума совершает то, что в действительности совершить лишь хотел бы. Еще более экзотическим является механизм диссоциации. Когда личность сталкивается с неимоверной душевной и физической болью, например, став жертвой насилия, она может оградить себя от разрушительного для осознания опыта с помощью расщепления своего психического аппарата (памяти, внимания, личности в целом) на осознаваемые и неосознаваемые части. Это может приобретать различные формы: избирательную амнезию, нарушения сознания, нарушения идентичности с возникновением альтернативных и т.д. Подробнее на отдельных механизмах останавливаться не буду, чтобы сэкономить ваш интерес затронуть тему еще глубже. Что если боль – это то, что описывает человека полностью, вся его личность, повседневное функционирование связанно с темой боли. Если это так, то речь идет о морально-мазохистической организации личности. Стоит сразу оговориться, что речь не идет о сексуальных предпочтениях или буквальной любви к боли. Человек, ведущий себя подобным образом, терпит страдания в сознательной или бессознательной надежде последующего блага. Говоря подробней, данным людям свойственны различные паттерны реакций и поведения в целом:
В целом данные люди склонны к подавленности и депрессивности. Но если истинно депрессивный человек чувствует тоску и одиночество, то мазохистическая личность глубоко внутри себя надеется, что достаточно постаравшись и выразив свои чувства через страдания обязательно получить утешение. Приходя на психотерапию, данные люди желают, чтобы их оценили как достойных спасения, оценили их стоицизм, в глубине же они опасаются, что их начнут обвинять и возвращать им ответственность. В целом данный тип личности тяготеет к тем, кто стремится поддержать их мировоззрение, уверовать в некую «несправедливость» в отношении них и т.д. Люди же, искренне желающие исправить проблемную ситуацию или приободрить, враждебно отвергаются. Таким образом, они стремятся извлечь вторичную выгоду из своего страдания, и в крайних случаях это становится основным способом самореализации. Закончить мне бы хотелось, перейдя от психоанализа к экзистенциализму, тем самым показав еще один способ бытия с болью – поиск и нахождение смысла. Израильский художник Иегуда Бэкон, еще будучи ребенком, прошел через Холокост и стал свидетелем множества ужасов. После освобождения его преследовали навязчивые идеи: «Когда на похоронах я видел покойника в пышном гробу и слышал траурную музыку, меня пробирал смех, мне казалось, что нелепо так возиться с одним единственным трупом.» Иегуда Бэкон так отвечает на этот вопрос: «В детстве я думал, что расскажу всем о том, что мне довелось пережить в Освенциме, и тогда мир изменится. Но мир не изменился, а об Освенциме никто и знать ничего не хотел. Прошло много времени, прежде чем я понял, в чём заключается истинный смысл страданий. Страдания имеют смысл, если благодаря им меняешься ты сам». И здесь мы плавно возвращаемся к вышенаписанной мысли: боль – двигатель психотерапии, ресурс для изменений… Благодарю за прочтение. Подписывайтесь на рассылку, что бы ничего не пропустить. Мы будем присылать Вам только статьи и видео собственного авторства и ничего лишнего. Чаупенок Андрей Павлович, Клинический психолог
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|