|
Практика жертвоприношения для избавления от комплекса виктимностиАвтор статьи: Алексей Фисун
Современная шутка
Есть такие люди, да что там люди – целые народы, которые постоянно ноют. Им все не так: не та погода, не тот климат, не та зарплата, не те люди, не тот президент, не та страна, не та планета… И ладно бы, если бы они молча переживали свои чувства. Нет, они выражают их четко, ясно, артикулировано и в довольно отвратительной ноющей манере – так, чтобы все их услышали и почувствовали: как же им хреново! Почему же они выбирают только один из нескольких базовых вариантов поведения, которые есть в любой ситуации? Ведь всегда есть как минимум три варианта действия:
Набор вторичных выгод нытикаДавайте разберемся: отчего множество людей предпочитают проявлению пассивного смирения или активности (изменениям) – бесконечно «наматывать кишки на руку» и «выносить мозг» окружающим? Ответ такой: они имеют от этого вторичную выгоду, т.е. они получают свой бонус в виде жалости и сочувствия окружающих. Неверие в свои силы показывает им, что нытье – это гораздо более выгодная стратегия жизни, чем попытки активного изменения действительности, ведь положительный исход таких изменений не гарантирован. Также они знают, что для настоящей терпимости, т.е. смирения с тем, что тебя не устраивает – нужны силы и немалые. А от нытья можно получить вполне годные психологические выгоды:
Короче, куда ни кинь – кругом одни бонусы. И главное – не надо ничего менять: ни в себе, ни в окружении. Религиозные корни психологии жертвыОткуда это в нас? Я думаю, что это базовая матрица религиозной, в том числе - христианской ментальности. Практически любая религия основана на принесении жертвы. Изначально кровавой жертвы. И обязательно невинной. Знаете ли вы, что за пару тысячелетий в Древнем Египте были принесены в жертву около 10 миллионов кошек? Живых, разумеется. Вот такая сила любви у человека к этим животным. Причем эти кошки считались священными. А то, что индуисты прямо сейчас в своих храмах ежедневно отрезают головы курицам и поливают их кровью своих идолов? Сам видел. Не очень приятное зрелище для европейца. Про древние ацтекские игры в футбол, когда проигравшая команда отправлялась на жертвенное заклание в полном составе – я уж и не говорю. Что такое жертва в психологическом смысле? Это откуп от необходимости нести полную ответственность: когда вместо того, чтобы лечь на плаху или сгореть в жертвенном огне – ты отдаешь вместо себя что-то важное и ценное, но не самого себя. Например, своего раба или сына или жертвенное животное (агнца, козла отпущения или кошку - как древние египтяне). Мы, современные люди предпочитаем откупаться деньгами – это и удобнее, и практичнее, особенно если в безналичной форме. Более того, мы привыкли, что почти от всего можно откупиться. Поэтому мы и даем взятки дорожным полицейским, врачам, разного рода посредникам. Взятка – это и есть современная форма жертвоприношения. Многие из нас с радостью приносят такие жертвы и сильно расстраиваются, когда не наблюдается человек, которого надо «проплатить». Ведь глубоко внутри мы уверены, что «не подмажешь, не поедешь», т.е. без нормального общепринятого жертвоприношения дело не сладится, потому что все равно – все дела улаживаются наверху, а здесь, «на полу» лишь собирается дань, точнее налог на право получения благодати, т.е. эти самые жертвы. Христианство, пожалуй, единственная мировая религия - главным символом веры которой является зверски замученный распятием на кресте человек (даже богочеловек), который добровольно принес себя в жертву. Достаточно зайти в любую христианскую церковь, чтобы увидеть изображение мученической смерти на кресте. Чтобы в храме найти изображение Преображения или Воскресения Христа – надо постараться, но прямо над алтарем возвышается именно орудие жестокого убийства - крест. Не говоря уж про нательные кресты с распятьем. Вековая идея, передаваемая из поколения в поколение: чтобы войти в царствие небесное надо «сораспяться Христу». Все христианство построено на идее что, Христос – сын Божий является искупительной жертвой за человеческие грехи. Сама концепция искупительной жертвы идет из Ветхого Завета. Смысл ее в том, что кровью невинного существа смываются грехи того, от чьего имени приносится жертва. Согласно иудейской религии - за грехом неминуемо следует смерть (см. Иез 18:4; Рим 6:23), поэтому — по милосердному установлению Бога — разрешалось, чтобы вместо грешника умерла жертва, оплатив своей жизнью его грех. Таким образом, отдав Богу чужую жизнь грешник тем самым искупал свою вину и сохранял свою жизнь. Психологически грех – это любое чувство вины, причем не только за сделанный, совершенный проступок, но и за несделанное доброе дело. Избавлением, искуплением от чувства вины и служит жертва. С религиозной точки зрения чувство вины ведет тебя к совершенствованию через покаяние. Согрешил – покаялся, т.е. стал лучше. Причем, по ветхозаветным представлениям – на каждый вид греха, т.е. вины – полагается своя жертва. И становится понятна суть этой древней практики: чтобы искупить свою вину – нужно уметь разбираться в различных видах психологического чувства вины:
Чтобы понимать, что чувство вины пронизывает все человеческое существование – надо принять в расчет, что, согласно ветхозаветным представлениям – человек может и должен испытывать чувство вины не только за самого себя, но и за своих близких, за семью, за свой род, народ, да почти за любого человека. Причем не только за живущих, но и за давно умерших. Слышали про концепцию «первородного греха»? Она означает, что любой человек от рождения виноват в том, что его первородный предок Адам попробовал яблоко с Древа познания добра и зла. Для этого нам и дана эмпатия – способность разделять чувства другого человека так, как будто бы это ты сам так чувствуешь. Похоже, что разделенное чувство коллективной вины является психологической основой первичной эмпатии.
Комплекс жертвы как препятствие для саморазвитияПохоже, что кто-то ставит над нами эксперимент. Так надо хотя бы иметь гордость подопытных животных… Э.М. Ремарк
Если с малых лет - маленькому психологически неподготовленному человеку внушается мысль о том, что задолго до его рождения за его еще не совершенные грехи жестоко убили на кресте самого Господа Бога – то что ему еще остается в его никчемной жизни как каяться и сожалеть о своей убогой грешной природе? И как раз свидетельством усвоения этого базового урока и является комплекс нытика, потому что нытье – это проявление глубинного комплекса жертвы. Психология тут такая: жизнь – неприятная штука, полная болезней и страданий. Все равно мы все умрем. «Трудом праведным не наживешь палат каменных». Так зачем еще чего-то корячиться, лучше бухнуть и покурить или пуститься во все тяжкие, чтобы скорее закончить этот унылый балаган. У любого нытья есть, по сути, только один припев: «И зачем я на свет появился, и зачем меня мать родила!?». То есть такой манипулируемый человек изначально считает себя случайностью, ошибкой эволюции, бессмысленным куском страдания, клубком достоевщины. И для него нытье – это оправдание своей никчемной жизни: потому что он считает себя жертвой и именно только в этом находит хоть какой-то смысл своего существования. Такая психология сродни завещанию своего тела для посмертных медицинских опытов: не получилась моя жизнь, так хоть будет польза от моей смерти. Бесперспективность и злокачественность комплекса жертвыГамлет, перестань! В. Шекспир. Гамлет, принц датский
Формирование комплекса жертвы - результат однобокого и ошибочного трактования религиозных установок. Злокачественность виктимной психологии заключается в следующем:
Кому выгодно ваше чувство вины?Но почему же произошло такое смещение: вместо грамотного дифференциального подхода к чувству собственной вины и использованию этой рефлексии для собственного преображения, трансформации и психологического развития – мы чаще всего имеем дело с разрушительным и демотивирующим комплексом беспомощности и виноватого уныния? Ответ снова лежит в противоречии между потребностями социальной системы и отдельного индивида. Общество, состоящее из больших человеческих масс - заинтересовано в системной управляемости людей, т.е., прежде всего, в их умении и готовности повиноваться. Повиноваться – значит, действовать на основе внушенного чувства вины. Многочисленные виды вины, с детства внедренные и заселенные в человеческую душу – это главный рычаг воздействия всех манипуляторов. Свободным человеком невозможно манипулировать, с ним можно только договариваться на основе взаимопонимания и взаимной выгоды, а, еще лучше – партнерства. Человек с комплексом жертвы – зависимый и несвободный. Он не способен на творчество, а, тем более – на сотрудничество.
Вся жизнь людей с комплексом виктимности – это борьба за выживание. Они никогда не ценят того, что есть у них. Для них важно только то, что за соседским забором трава всегда зеленее. Эти люди не знают и не хотят знать, что такое – самореализация. По сути, они хотят только одного: чтобы это мучение под названием жизнь – скорее закончилось. Иногда они с завистью говорят про чужую смерть: «отмучился». Но чтобы скрыть эту свою подсознательную, латентную мечту – они все время ноют, все им не так. Им не нужны аффирмации, им нужны только эпитафии. Да продлит Бог их ноющие дни. Ведь кроме чуда им и надеяться не на кого. Не на себя же самого, в самом деле!? Помогающая практика «Мои жертвоприношения»Жертвоприношение – это древнейшая и сильнейшая магическая и религиозная практика. Жертвоприношение необходимо, потому что оно позволяет не только осознать свои ошибки (грехи, огрехи), но и очиститься от гнетущего чувства вины, связанного с совершенными ошибками. В наших силах использовать для саморазвития потенциал этой мощной и проверенной веками практики. Итак, сначала, составим список наших поступков, действий (мнимых или реальных) и мыслей – за которые нам бывает стыдно и совестно, и мы испытываем чувство вины. Чувство вины нам всем хорошо знакомо и его можно испытывать как перед кем-то, так и перед самим собой, а можно его испытывать вообще без каких-либо персонификаций, так сказать, экзистенциально. Хотя, по слухам, есть люди, которым это чувство вообще не знакомо, но вряд ли они читают эту книгу. При составлении списка будьте честны сами с собой – ведь это разговор начистоту, т.е. чтобы очиститься. Например, такой список может выглядеть следующим образом: Список стыда
Когда вы сядете писать такой список, то довольно быстро обнаружите, что он может быть практически бесконечным, потому что мы готовы испытывать чувство вины почти за любое свое действие и даже за мысли. И в то же время – ваш «Список стыда» - он очень личный, потому что характеризует только ваше индивидуальное моральное состояние по принципу: «Скажи мне: чего ты стыдишься - и я скажу, кто ты». Не будем разбивать этот список на части или как-то его классифицировать – пишите все, что приходит в голову, проходя через сердце – ваше бессознательное не сразу, но выдаст то, что вас волнует сейчас в большей степени. Если вы никогда раньше не занимались похожей работой, то есть риск, что волна стыда вас захлестнет (это вполне соответствует отечественной традиции) – поэтому для начала следует ограничиться 5ю или 10ю строками в вашем «Списке стыда». Если вы справились с первой частью этой практики, то переходим к самой важной – очистительной фазе работы. А именно – теперь напротив каждого вида стыда, вам следует придумать и записать на какие жертвы вы готовы, чтобы избавиться, очиститься от этого жгущего душу чувства. При этом – ваши жертвы могут быть как связаны с вашим грехом, так и быть несвязанными, т.е. носить «заместительный» характер. Например, провинившись перед одними людьми – вы можете сделать во искупление какое-нибудь доброе дело для других людей (в Небесной Канцелярии такая замена допускается). Другими словами – подойдите к выбору своих жертвоприношений творчески. При этом основной проблемой выбора приносимой искупительной жертвы является ее соразмерность совершенному греху. Заметьте, что речь не идет о запрете себе какого-либо действия или бездействия. Это – бесперспективно. Грешите на здоровье, но не забывайте каяться и расплачиваться за свои грехи. Причем важнейший элемент этой практики, что мы не откладываем на будущее расплату за свои прегрешения – мы откупаемся, так сказать по ходу пьесы. Это делается для того, чтобы легче двигаться по жизни, не таская за собой груз прошлых ошибок, а избавляясь и очищаясь от него по мере необходимости. Выбор соответствующего греху жертвования иногда мучителен (из-за своей несопоставимости), но этот выбор заставит вас в будущем оценивать потенциальный «вес» вашего греха, чтобы заранее знать – на что вы должны будете пойти, чтобы его искупить. Это очень терапевтичная работа сама по себе, потому что развивает способность к творческой рефлексии своих поступков и помыслов. И тогда ваш «Искупительный список» мог бы выглядеть следующим образом:
Как вы понимаете написать «Искупительный список», но не исполнить его – означает, еще более утяжелить свое чувство вины. Если вы вдумчиво подойдете к исполнению этой практики, то уже в процессе работы над этими двумя списками вы испытаете чувство облегчения, потому сам по себе процесс искупления терапевтичен: вы не только осмысляете то, что давит на вас тяжестью вины, но и намечаете пути освобождения от этого гнетущего чувства. Более того – вы реально занимаетесь творчеством своей жизни, берете контроль за ней в свои руки. И это еще не все: принеся искупительные жертвы вы не только избавитесь от тех чувств, что вас угнетали по конкретным поводам, но и перестанете их так же часто создавать в будущем. Ведь теперь вы гораздо эффективнее учитесь на своих Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|