|
"Где ваша благодарность?"Автор статьи: Дана Кваша
Недавно меня заинтересовала тема переживания чувства благодарности. Многопластовая тема, которую можно рассматривать и с позиции того, как развивается способность чувствовать благодарность у ребенка, и для чего собственно это чувство нужно.Ее можно иследовать в историческом и моральном аспекте. А также в таком внеэтическом опыте, как психотерапия. Также я заинтересовалась єтим чувством в отношениях между клиентом и гештальт-терапевтом. Как же терапевты воспринимают отношения с клиентом, отдаваясь процессу, но выражает клиент редко свою признательность. В терапевтических отношениях мы воспроизводим различные жизненные переживания, которые вполне реальны, однако нет элемента полной бескорыстности. Психотерапевт получает денежное вознаграждение за свою работу. Достойная оплата необходима не только для удовлетворения нужд терапевта, но и для техники безопасности. В том числе и для защити клиента от невротического чувства вины. Терапевт должен сохранять свою позицию, а также быть чувственным, спонтанным и способным к творчеству. Он дает клиенту то, что сам считает нужным в данный момент, не удовлетворяет потребность клиента напрямую. Когда другой человек что-то делает для нас, это может быть его спонтанным желанием. Мы принимаем этот дар и благодарим, таким образом показывая, что он нам симпатичный и мы хотели бы продолжить взаимодействие. Если мы не принимаем дар, то отвергаем того, кто проявил щедрость. Этот человек первый выбрала эту роль - роль того, что дает. Роль того, кто будет учить, будет заботиться, будет указывать путь. Мы это принимаем, либо нет. Дающий может искать другого человека для реализации потребности делится, чувствовать радость от этого процесса. Или может быть такой зависимый сценарий, когда человек несознательно посылает сигналы о помощи, а потом или отвергает ее, или не ощущает благодарности, иногда не может выразить ее. Что является отдельными темами для работы. Иногда это важно, что нам дают не то, что мы ожидали. Ведь так мы можем впустить в свой мир нечто совершенно новое: новый вкус, новое звучание, новый способ разрешения конфликта. Так искусство входит в нас совершенно новыми формами, не поддаваясь рациональному контролю, внутренний цензуре, которая все время заботится о безопасности и стабильности. Дети, насытившись тем, что показали и дали им родители, словно губка втягивают любые новые модели поведения. Подростки, уже перенасыщены семейными догмами, протестуют и ищут что-то совсем отличное от знакомых ощущений. Позже, они вернутся к истокам себя и почувствуют благодарность к родителям: ведь благодаря родителям они имели ресурс ощущать себя возле других людей, а также конфликтовать и отстаивать себя. В конце концов, мы не можем предсказать, что именно нам поможет и какими мы должны быть на самом деле. Усилием воли люди могут выбирать как жить. Мы сами выбираем, что делать с тем, с чего сделали нас. Продолжать обижаться и носить образ обидчиков у себя в голове и серце всю жизнь, или волевым усилием завершить опыт: через боль, злость и печаль. А тогда - к прощению, принятия и благодарности. Сложный путь, однако он может быть пройден, когда есть рядом поддержка других людей. Даже самый травматический опыт мы можем оставить позади, как опыт, который нас чему-то научил. Ведь он всегда будет частью нас самих. Может иногда напоминать о себе, фокусируя нас на чем-то важном. Выбор таков: или мы ломаемся, или развиваемся. В жизни другие люди не должны нам давать всегда то, что мы хотим. Родители, учителя, друзья делятся тем, что имеют, живут с нами так, как умеют. Из своих ролей относительно нас. И мы или принимаем то, что нам дают, или нет. Когда мы принимаем, тогда можем ассимилировать опыт и стать сильнее, можем опираться на себя. Если не принимаем, можно отказаться от взаимодействия и идти дальше. Люди часто не принимают и не идут дальше. Благодарность служит тем чувством, которое освобождает человека от возмутительного "как ты мог не дать то, что мне нужно!" и обратить внимание на то, что я все же получила. И принять то, что было мне полезным. То, в как мой клиент способен быть в контакте со своим чувством благодарности, дает возможность увидеть его готовность принимать спонтанность жизни. Настолько этот человек способен принимать опыт, который не просто удовлетворяет зависящие тенденции насытить голод. Тот, кто чувствует благодарность - уже отпускает злость и обиды. Отказывается от обесценения и чувствует ценность: себя, присутствия другого человека и влияния терапевта. Отношения между терапевтом и клиентом происходить в ситуации «здесь и теперь», так как незавершенные процессы всегда проявляются у клиентов при взаимодействии, даже если они начались задолго до встречи. Терапевт также может чувствовать благодарность за возможность проживания уникальных переживаний и за материальный ресурс, который ему дает клиент. Если клиент может написать положительный отзыв о терапевта - это его работа для себя, потому что таким образом он ассимилирует пройденное работу и принимает вклад терапевта в его жизни. Вместе с этим клиент учится ассимилировать вклад других людей в его развитие. И поэтому завершающая сессия так важна, ведь на ней мы можем вместе пережить прощание, сумм потери и благодарность. И благодарность будет тем теплым молоком бытия, тем глубоким чувством в котором можно раствориться, остановиться. Не теряя себя, а приобретая собственную ценность. Благодарность - это прекрасный цветок, растущий из глубины души. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|