|
«Всё ли правильно я делаю?» - спрашивает первое «Я»Автор статьи: Сергей Давиденко
В коучинге принято выделять два типа «Я»: - первое «Я». Это тот внутренний голос, который нас постоянно контролирует и спрашивает «Всё ли правильно я делаю». Это голос наших внутренних родителей или любых других значимых лиц. Состояние первого «Я» соответствует внутреннему напряжению, скованности, отсутствию спонтанности. - второе «Я». Это наше свободное «Я». Свободное, в первую очередь от критической оценки первого «Я». У второго «Я» очень большой, просто огромный потенциал, который вы можете развить, если сможете снизить влияние первого «Я». И, в принципе, коучинг во многом построен вокруг этого двойного вопроса: «Как снизить влияние первого «Я» и как позволить второму «Я» звучать в полный голос»? На совсем недавней сессии консультирования запрос у клиентки был сформулирован следующим образом: «Как преодолеть влияние внутреннего контролёра, который постоянно проверяет – всё ли я делаю правильно?» Вообще, это один из наиболее частых запросов. В случае с клиентом причина заключалась в первую очередь в том, что её мама, с высокой степенью тревожности, контролировала каждый шаг дочери в детстве. И старается контролировать сейчас, если дистанция в общении сокращается, например, при совместном отдыхе. На предыдущих сессиях консультирования уже прорабатывали симбиотические связи мама – клиент с помощью техник коучинга через работу с образами. В этом отношении чувствуется положительная динамика в сторону всё большего осознавания того, что женщина (клиент, 40 лет) часто всё равно продолжает в отношениях с матерью вести себя как ребёнок и оставаться зависимой от неё. Что же получилось в итоге постоянного контроля со стороны матери? У женщины сформирована мотивация на неудачу. Напомню, что есть два типа мотивации – с ориентацией на успех (позитивная) и на неудачу (негативная). Если в детстве не давали ни малейшего права на ошибку, то и во взрослом возрасте человек постоянно будет беспокоиться о том, как бы что-либо не сделать неправильно. Как бы не допустить ошибку. В итоге такая установка сильно влияет на жизненный сценарий: Почему сложно ставить перед собой сложные задачи при отрицательной мотивации?Если есть мотивация на неудачу, то человек предпочитает ставить перед собой лёгкие задачи. И успешно решает их. Задачи средней тяжести кажутся им опасными по той причине, что в случае ошибки снова начнёт звучать голос первого «Я» и фрустрация по поводу неуспеха может оказаться слишком болезненной. Какой же выход возможен в подобной ситуации? Первое направление - самооценка Вы обратили внимание, что родительский контроль негативно сказался на самооценке клиента? Но сформировать самооценку возможно, если перейти на уровень взрослых, равноправных отношений с окружающими. То есть, это уважением границ других людей, автономия, равноценный обмен энергиями и настроенность на контакт с другими людьми (иначе невозможен обмен). Творческая реализация, в свою очередь, происходит если человек постоянно развивается и потихоньку поднимает планку сложности задач. И здесь важно ответить себе на вопрос – действительно мне нравится делать то, чем я занимаюсь? Подводить к подобному вопросу, на мой взгляд, нужно аккуратно и не стоит делать это в начале терапевтических отношений. Потому что столкновение с реальностью и понимание, что человек банально не умеет хотеть и выполняет цели других, скорее всего, окажется болезненным. То есть необходимо сформированное доверие к терапевту. Второе направление – контроль со стороны матери Здесь, на мой взгляд, хорошо работает эмоционально-образная терапия с использованием парадоксального разрешения, когда вы работаете с интроектом матери. Разрешите маме в образе ошибаться. Третье направление – ресурс самооценки Здесь можно предложить работу через спонсорство ресурса на линии времени. Клиент с коучем переходят в начало линии времени, когда ресурс самооценки начал формироваться. Коуч выступает спонсором ресурса и важно, чтобы у самого коуча ресурс был сформирован. Затем вместе клиент вместе с коучем двигаются в настоящее, и, наконец, в будущее. После чего важно клиенту установить связь из будущего в начало линии времени и передать ресурс. После чего вернуться в начало, получить ресурс от себя из будущего и второй раз пройти по линии времени уже самостоятельно. И можно ещё раз передать ресурс себе в настоящее время! Техники коучинга хорошо сочетаются с техниками эмоционально-образной терапии. И в психологическом консультировании могут применяться в темах: Для получения консультации обращайтесь по телефону (Ватсап) 8 (902) 070-4879 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|