Когда человек впервые приходит к психологу, то в воображении многих людей представляется примерно следующее - уютный свет, кушетка, расслабление и безостановочное обсуждение своих проблем.
А как происходит на самом деле?
Происходит по-разному. Чаще всего совсем не так.
Каждый человек пытается преодолеть страх, стеснение, смущение. Особенно, когда приходит на прием к незнакомому психологу. Он отвлекается на все окружающие его вещи - декор, погоду, пробки, а то и вовсе вспомнит бородатую шутку.
Он начинает говорить о том, что его беспокоит. И в эту же минуту обесценивает все свои эмоции, говоря "Ну, на самом деле, это не такая уж важная проблема...".
Спустя десять минут, человек, чувствуя безопасность и комфорт, может начать говорить о проблеме, которая косвенно касается его "запроса", а то и вовсе является следствием этого.
Еще через пять минут, человек выдыхает. И здесь начинается самое главное. Он начинает говорить о том, что действительно мешает ему жить. От чего он хотел бы избавиться, узнать, понять, решить, сделать, принять решение, совершить поступок.
Я уточняю:
- Какую помощь от меня, как психолога, вы хотели бы получить? Что вам это даст? Какие перспективы откроет?
И тогда, человек рисует свое будущее. Каким оно будет радужным и счастливым, стоит ему эту проблему решить.
Возможно, он еще не успел об этом подумать. А, возможно, впервые проговаривает свои фантазии и соображения на этот счет.
Будущее всегда дает ресурс и силы для движения вперед. Мы можем обесценивать свое будущее, или недооценивать. Мы можем бояться своего будущего, так же, как бояться посмотреть на себя.
Мы можем не видеть или не обращать внимания на значимые вещи и события, которые ждут нас в будущем. А еще, можем отдалять это самое светлое будущее, превращая его в несбыточное.
Тема будущего в консультировании всегда ресурсна, хоть и часто встречает сопротивление со стороны клиента.
Часто, рассуждая о будущем, человеку присущи страхи и опасения:
- Я беспокоюсь о своем будущем. Оно меня пугает.
- Скажи, а каким оно должно быть, что бы ты не пугался его и не испытывал беспокойства?
Говоря о модальности будущего с клиентом, мы автоматически выстраиваем логичную связь между уже случившейся ситуацией (прошлым) и настоящим решением - теми самыми чувствами и заключениями, которые обнаруживаются здесь и сейчас.
Повышая ценность картинки будущего у клиента появляется мотивация, он становится более целостным, наполненным и ресурсным.