Как сформировать стрессоустойчивость?

Как сформировать стрессоустойчивость

У кого обычно можно наблюдать низкую стрессоустойчивость? У людей, чьё детство прошло в ситуации реальной или субъективной угрозы (реальная угроза - насилие в семье, много ситуаций, связанных с напряженостью и непредсказуемостью; субъективная угроза - постоянные необоснованные опасения близких, резкие колебания настроения). 

В норме тревога нам необходима. Её функция - мобилизовать ресурсы организма для спасения. Поэтому при стрессе в кровь выбрасывается адреналин, появляются различные вегетативные реакции. Поведение в этот момент подчинено инстинкту самосохранения.

Тревога возбуждается каждый раз в ответ на какие-то триггеры ("сигналы опасности"). Вы можете понаблюдать за собой, на какие триггеры откликается ваш организм, реагируя, например, сердцебиением, потливостью, покраснением, вздутием живота и т.д. 

Тревога - нормальное проявление в ответ на реальную угрозу. Однако чаще в современном обществе тревога возникает в ответ на неправильную обработку поступающей извне информации, которая начинает казаться угрожающей. Чаще всего мнимая тревога появляется на фоне социофобии, пессимистичности, ипохондричности, неустойчивой самооценки.

Когда человек тревожится длительное время, его внутренние ресурсы быстро истощаются, и наступает фаза демобилизации (апатия, вялость, нарушение аппетита и сна, раздражительность).

Эффективно совладать с тревогой можно двумя путями:

1. оперативные методы.

1.1. задействовать мышечную работу (тревога природой дана нам, как я уже писала, чтобы мобилизовать силы для "бегства" или "нападения", поэтому во время тревоги нужно двигаться: можно выйти на небольшую прогулку, заняться нервно-мышечной релаксацией по Джекобсону);
1.2. при сильной гипервентиляции легких применить дыхательные техники (дышать в бумажный пакет, задерживать дыхание);
1.3. использовать методы отвлечения, сознательного переключения мыслей (например, назвать все предметы в комнате, какие у них цвета, форма, фактура; использовать методы визуализации, мысленного перемещения в место, где вам будет хорошо, спокойно).
2. коррекционные методы - заключаются в работе с дезадаптивными мыслями, которые чаще способствуют развитию тревоги; в результате психокоррекции человек научается думать по-другому, избавляясь от старых привычек мышления, которые вносили разлад в его эмоции.

Существует масса методов по работе с дезадаптивными мыслями.


Сегодня приведу 2 техники из когнитивно-поведенческого подхода, которые мне очень нравятся.

1. Техника аргументации.

У многих замечаю слабость в аргументировании своей позиции: например, человек что-то сказал тебе и ожидает, что его слова должны быть восприняты как аксиома или потому, что его знания почерпнуты из некой недоказательной теории. На этапе задавания вопросов, он, по-простому говоря, "сливается" (начинает уходить от ответа или грубить).

Так вот, прежде чем сэмоционировать на какую-то мысль, фразу или поступок, подумайте, проходят ли они проверку реальностью? Сможете ли вы как адвокат защитить свою позицию или "доказательная база" хромает?

Не зря говорят, "поспешишь, людей насмешишь".

2. Создание диссонанса. 

К появлению тревоги часто приводят ригидные схемы восприятия. Гибкое мышление адаптивно, оно как река может обходить препятствия и избавляться от паттернов, причиняющих страдания. Ригидное мышление похоже на пруд с застоявшейся, несвежей водой.

Человек с ригидным мышлением, как правило, цепляется за какую-то иррациональную мысль и настойчиво её отстаивает, стремясь больше к последовательности, чем к точности, создавая в своей голове мнимый консонанс. Необходимо пытаться развенчивать иррациональные мысли, приводящие к тревоге, путём создания диссонанса.

Пример: схема человека "если я буду стремиться к успеху, люди будут меня ненавидеть".

Вопрос для создания диссонанса: "Будут ли они вас любить неуспешным?"

Другая схема: "У моих родителей верные ценности, я должен им следовать".

Вопрос для создания диссонанса: "Чем ценности ваших родителей хуже ценностей других родителей? Похожи ли они на ценности других родителей? Если нет, значит ценности других родителей неправильные? Откуда вы знаете, что ценности ваших родителей правильные?"

Навык изменения привычек мышления необходимо нарабатывать также, как и любой другой. Выпишите свои иррациональные убеждения, которые приносят вам беспокойство, и попробуйте поработать с ними с помощью приведенных техник.

Часто бывает, что человек не может за собой отследить, какие его иррациональные установки вызывают страдание. В этом случае потребуется помощь психолога.

Меняя привычки мышления, вы можете в относительно короткий срок изменить ваше эмоциональное состояние и улучшить качество жизни.

* Прекрасные репродукции: Винсент Ван Гог.

Дорогие читатели, благодарю вас за внимание к моим статьям!

Записаться ко мне на консультацию как очно, так и онлайн, можно по телефону, Viber или What'sApp: +7 919 324 75 26.



Просмотров: 243
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Как выйти из "мрачного" круга используя нейрофизиологию или "поделись улыбкою своей"
  • Женщины, а чем от вас "фонит" или каков ваш "рекламный слоган"?
  • "Как тебе понравиться?" или "Обрати на меня внимание"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • Типология родителей или как детскому психологу не "сгореть" на работе.
  • "Сделайте что-нибудь с ним", или мысли психолога о запросах родителей
  • "Травмы и насилие" или "как защитить себя"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Как мне понять, чем заниматься?" - "Пойми свою природу."
  • Я- "родитель" для своих родителей. Причины "Лифта".
  • "Не хочу, не буду", или как детские капризы сводят родителей с ума
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • "Чаша терпения" или как тревога превращается в тревогу невротическую
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Раннее взросление или "как мне его спасти?"
  • "Как мне его вернуть?" или пять стадий развода
  • "Изнанка детоцентризма" или "Как у вас с властью?"
  • Злой человек - "плохой" или "хороший"?
  • Как разгрести "большую кучу" или про "Бардак" в голове и душе))) Работа с МАК..



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь