Как сформировать стрессоустойчивость?

Как сформировать стрессоустойчивость

У кого обычно можно наблюдать низкую стрессоустойчивость? У людей, чьё детство прошло в ситуации реальной или субъективной угрозы (реальная угроза - насилие в семье, много ситуаций, связанных с напряженостью и непредсказуемостью; субъективная угроза - постоянные необоснованные опасения близких, резкие колебания настроения). 

В норме тревога нам необходима. Её функция - мобилизовать ресурсы организма для спасения. Поэтому при стрессе в кровь выбрасывается адреналин, появляются различные вегетативные реакции. Поведение в этот момент подчинено инстинкту самосохранения.

Тревога возбуждается каждый раз в ответ на какие-то триггеры ("сигналы опасности"). Вы можете понаблюдать за собой, на какие триггеры откликается ваш организм, реагируя, например, сердцебиением, потливостью, покраснением, вздутием живота и т.д. 

Тревога - нормальное проявление в ответ на реальную угрозу. Однако чаще в современном обществе тревога возникает в ответ на неправильную обработку поступающей извне информации, которая начинает казаться угрожающей. Чаще всего мнимая тревога появляется на фоне социофобии, пессимистичности, ипохондричности, неустойчивой самооценки.

Когда человек тревожится длительное время, его внутренние ресурсы быстро истощаются, и наступает фаза демобилизации (апатия, вялость, нарушение аппетита и сна, раздражительность).

Эффективно совладать с тревогой можно двумя путями:

1. оперативные методы.

1.1. задействовать мышечную работу (тревога природой дана нам, как я уже писала, чтобы мобилизовать силы для "бегства" или "нападения", поэтому во время тревоги нужно двигаться: можно выйти на небольшую прогулку, заняться нервно-мышечной релаксацией по Джекобсону);
1.2. при сильной гипервентиляции легких применить дыхательные техники (дышать в бумажный пакет, задерживать дыхание);
1.3. использовать методы отвлечения, сознательного переключения мыслей (например, назвать все предметы в комнате, какие у них цвета, форма, фактура; использовать методы визуализации, мысленного перемещения в место, где вам будет хорошо, спокойно).
2. коррекционные методы - заключаются в работе с дезадаптивными мыслями, которые чаще способствуют развитию тревоги; в результате психокоррекции человек научается думать по-другому, избавляясь от старых привычек мышления, которые вносили разлад в его эмоции.

Существует масса методов по работе с дезадаптивными мыслями.


Сегодня приведу 2 техники из когнитивно-поведенческого подхода, которые мне очень нравятся.

1. Техника аргументации.

У многих замечаю слабость в аргументировании своей позиции: например, человек что-то сказал тебе и ожидает, что его слова должны быть восприняты как аксиома или потому, что его знания почерпнуты из некой недоказательной теории. На этапе задавания вопросов, он, по-простому говоря, "сливается" (начинает уходить от ответа или грубить).

Так вот, прежде чем сэмоционировать на какую-то мысль, фразу или поступок, подумайте, проходят ли они проверку реальностью? Сможете ли вы как адвокат защитить свою позицию или "доказательная база" хромает?

Не зря говорят, "поспешишь, людей насмешишь".

2. Создание диссонанса. 

К появлению тревоги часто приводят ригидные схемы восприятия. Гибкое мышление адаптивно, оно как река может обходить препятствия и избавляться от паттернов, причиняющих страдания. Ригидное мышление похоже на пруд с застоявшейся, несвежей водой.

Человек с ригидным мышлением, как правило, цепляется за какую-то иррациональную мысль и настойчиво её отстаивает, стремясь больше к последовательности, чем к точности, создавая в своей голове мнимый консонанс. Необходимо пытаться развенчивать иррациональные мысли, приводящие к тревоге, путём создания диссонанса.

Пример: схема человека "если я буду стремиться к успеху, люди будут меня ненавидеть".

Вопрос для создания диссонанса: "Будут ли они вас любить неуспешным?"

Другая схема: "У моих родителей верные ценности, я должен им следовать".

Вопрос для создания диссонанса: "Чем ценности ваших родителей хуже ценностей других родителей? Похожи ли они на ценности других родителей? Если нет, значит ценности других родителей неправильные? Откуда вы знаете, что ценности ваших родителей правильные?"

Навык изменения привычек мышления необходимо нарабатывать также, как и любой другой. Выпишите свои иррациональные убеждения, которые приносят вам беспокойство, и попробуйте поработать с ними с помощью приведенных техник.

Часто бывает, что человек не может за собой отследить, какие его иррациональные установки вызывают страдание. В этом случае потребуется помощь психолога.

Меняя привычки мышления, вы можете в относительно короткий срок изменить ваше эмоциональное состояние и улучшить качество жизни.

* Прекрасные репродукции: Винсент Ван Гог.

Дорогие читатели, благодарю вас за внимание к моим статьям!

Записаться ко мне на консультацию как очно, так и онлайн, можно по телефону, Viber или What'sApp: +7 919 324 75 26.



Просмотров: 277
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Нездоровые" дети самых "здоровых" родителей
  • Я- "родитель" для своих родителей. Причины "Лифта".
  • "Работа с МАК". Расклад "Семейные ценности".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Как заняться собой, а не другими?" - ответ на вопрос
  • Методы "чистый язык" и "символическое моделирование"
  • Как просить, чтобы чаще слышать в ответ "да".
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Яжграмотнаямать" вместе с "Яжпсихологом" для родителей
  • Ребенок "связывает", но и "разъединяет" родителей.
  • В защиту родителей (про "козлов" и "отпущение")
  • Почему тянет к "недоступным" и встречаются "все какие-то не те"
  • "Как планировать время, чтобы всё успевать?" - ответ на вопрос
  • Доверять можно никому. Почему человек "закрытый"?
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Злой человек - "плохой" или "хороший"?
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • "Не свое место" и "Запрет на ресурсы". Записки расстановщика.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь