|
Незрелый человек – какой он?Автор статьи: Станкевич Наталия Александровна
Прежде, чем начать разговор о том, какие качества отличают незрелую личность от зрелой, я хотела бы подчеркнуть: незрелость — это не обвинение. Это то, что причиняет людям страдание и боль, это беда, а не вина. Именно поэтому я считаю, что разговор о незрелости, ее причинах, и последствиях, которые она несет людям, необходим. Честный взгляд на себя, свои слабые и сильные стороны, умение видеть и называть свои проблемы, является первым необходимым шагом на пути к изменениям — себя и своей жизни, на пути к гармоничным отношениям с самим собой и другими. Сегодня я бы хотела поговорить о том, какими качествами обладает незрелая личность, и о том, как они сказываются на жизни человека. Мне кажется, что основной характеристикой незрелого человека является хаотичность, неструктурированность. О чем идет речь? Хаотичность во внутреннем миреХристианская антропология говорит нам, что человек - это существо трехсоставное, состоящее из трех взаимосвязанных компонентов: тела, души и духа. Каждый из этих компонентов необходим для существования человека и каждый имеет свою особую ценность. Однако каждый человек сам решает, какой из этих трех элементов он поставит на первое место, согласно чему будет жить. Предлагаю вам, дорогие читатели, на минутку сосредоточиться и представить образ человека, который во главу угла ставит свое тело... Согласитесь, сразу хочется представить кого-то, кто думает только о собственной пользе, не заботится о других, не замечает других людей, человека падшего, который все силы направляет только на собственное удовольствие. Неприятный портрет получается, что ни говори. Однако хочется добавить, что к той же категории «людей тела» относится также, например, широко пропагандированный сейчас образ «гламурной девочки» или, еще более ненормально, «гламурного мальчика». «Гламур»- это и есть система ценностей, которая сосредоточивает внимание на потребностях тела - внешнем виде, косметике, одежде, использовании тех или иных аксессуаров, цветов, стиля поведения и т. д. «Эталоном» этого стиля становится анекдотическая фигура «блондинки», в которой максимум требований к внешности сочетается с полной пустотой в интеллектуальной и моральной сфере. Этот образ предлагается молодежи как позитивный, притягательный, и молодые люди с удовольствием «попадают на крючок», ведь, рекламируя внешнюю привлекательность, он ничего не требуют взамен: чтобы быть «блондинкой», не надо прилагать никаких усилий. В результате такой «гламурной атаки» головы современных девочек 12-14 лет оказываются наполненными исключительно новостями о новых «писках» моды и подробными сведениями о «звездах» музыки и кино. Второй уровень, на который может подняться человек, - душа. По-гречески это слово звучит как «Психо», отсюда происходят слова «психика» и «психология». Таким образом, душа - это наша эмоциональная составляющая. Сюда же отнесем наше мировоззрение, самооценку, мысли, желания, надежды, мечты, систему ценностей и т.д. На этом уровне человек уже задумывается над тем, что вокруг него есть другие люди, что надо как-то приспосабливаться к их потребностям и ожиданиям. Появляются понятия добра и зла, эгоизма и альтруизма, неравнодушия к другим. Оставаясь на этом уровне, человек может довольно высоко подняться в моральном плане. Примером таких людей могут служить положительные литературные персонажи, которые вызывают восхищение читателей. Не так давно, например, я беседовала с одним человеком о том, почему такой популярностью пользуется книга, а теперь и сериал «Мастер и Маргарита ». Поразмыслив, мы с моим собеседником пришли к выводу, что все дело в том, что человек, даже если он пребывает на «телесном» уровне, - ищет духовности, хотя бы и не связанной с Богом, - чего-то, что могло бы поднять его над серой повседневностью. Образы Мастера и Маргариты, которые противопоставили себя лживому, жестокому обществу, и предлагают вариант этой «квази-духовности». А главы, посвященные евангельским событиям, только дополняют этот эффект: «что-то в этом есть! .." Благородство, мужество, верность, уважение к другим, человеческое достоинство - все эти высокие нравственные черты поместим на «душевный» уровень. Но есть и еще более высокая планка - дух, которому сам Дух Святой свидетельствует, что являемся детьми Божьими. На этом уровне нравственный мир человека получает новое измерение, становится не наивысшей точкой в развитии, а только этапом на пути к совершенству Царства Небесного. На этом уровне человек познает Бога, начинает понимать, что те положительные черты и то понимание мира, которое он имеет, - это не его заслуга, это было дано ему кем-то, кто выше его. Понимая это, человек направляет свои устремления к Богу и начинает делать добро не только потому, что от этого лучше людям, которые его окружают, но потому, что так сказал Бог. На этом уровне речь уже не идет об эмоциях, чувствах - дело в том, чтобы соблюдать Божьи заповеди, хранить верность Богу независимо от эмоционального состояния. Таким образом, если на втором уровне человек постигает заповедь «возлюби ближнего», то на третьем - «Возлюби Господа Бога своего ... ». Между телом, душой и духом существует иерархия, структура. Тело — наша основа, то, без чего мы не можем существовать в земной жизни. Проявления телесности появляются в человеке первыми, еще когда сразу после зачатия начинает делиться зигота — оплодотворенная яйцеклетка. В это время и эмоциональная сфера, и связь человека с трансцендентным, с Богом, еще только заложены в нем, но не имеют видимых проявлений, которые можно было бы наблюдать. Позже мы видим, как малыш проявляет эмоции — плачет или наоборот улыбается, радуется, сердится, пугается чего-то и т. д. Замечу, однако, что младенец не знает о своих эмоциях, не умеет их называть, и тем более обращаться с ними и контролировать их. Одна из важнейших задач родителей, к слову, состоит в том, чтобы научить этому ребенка — но об этом мы поговорим в другой раз. На путь духовного возрастания человек становится осознанно, уже достигнув определенного уровня развития физического, эмоционального, интеллектуального и т. д. Духовность выводит нас за рамки повседневного опыта, и для сознательной встречи с ней нужно дорасти. Один из вариантов духовного пути детально описан, например, в книге «Внутренний замок» св. Терезы Авильской. Дух, таким образом, подчиняет и включает в себя все предыдущие этапы нашего развития, координирует их, находясь при этом в теснейшей взаимосвязи с ними. У незрелой личности эта иерархия не выстроена. Вместо гармонии трех составляющих, у невзрослого человека преобладает только одна (как правило, тело). Он не понимает своих эмоций и не умеет обращаться с ними, а тем более — подчинять эмоции воле и разуму, не может определиться со своей самооценкой и своим отношением к окружающим, со своими ценностными ориентирами. Еще сложнее обстоят дела со сферой духовности: желая ее, незрелый человек не имеет достаточно сил и воли, чтобы глубоко разобраться в каком-либо вероучении, и слишком сконцентрирован на себе, чтобы услышать голос зовущего его Бога. Поэтому незрелый человек легко верит во что угодно, часто объединяя в своей «вере» несовместимые элементы (например, говорит, что верит в христианского Бога, но не верит в вечную жизнь; или, не веря в загробную жизнь, верит в привидений и т. д.). По сути же, незрелый человек не верит ни во что, и потому очень легко меняет одну «веру» на другую. Хаотичность во внешней жизниНеструктурированность внутреннего мира неизбежно оказывает влияние и на внешнюю жизнь незрелого человека. Некоторые последствия ее можно тезисно обозначить так: Незрелый человек замкнут на себе — поэтому он зависим — от чужого мнения, того, что скажут или подумают о нем окружающие. В связи с этим особую ценность для него приобретают разного рода «статусные» вещи — показатели его благосостояния (машина, дом, аксессуары, а также сам стиль поведения — уверенность в себе, напористость и т.д.). В то же время он часто не умеет ставить цели и достигать их, не умеет преодолевать трудности; Отсутствие ясных приоритетов во внутреннем мире влечет за собой их отсутствие и в жизни, поэтому незрелый человек часто не видит смысла в жизни; Он не знает и не понимает своих истинных желаний и потребностей — и потому стремится подчинить себе других людей, например, с помощью манипуляций; Не открываясь миру, будучи замкнутым на себе, он не умеет строить и поддерживать прочные отношения с другими людьми; Ему сложно отдавать, но, если ему кажется, что другие люди требуют от него жерственности — то может стать гипер-жертвенным, не уметь говорить «нет», что приводит его к эмоциональному выгоранию и истощению; Он не умеет брать на себя ответственность, часто заменяя здоровую ответственность жестким излишним контролем над собой и другими; Он живет теперешним моментом; Он нетерпим; К свой жизни относится как пассивный наблюдатель, а не хозяин, у него часто проблемы со временем (не умеет им распоряжаться, тратит впустую, может бояться быстротечности времени и т. д.). Легковерный, некритично мыслит Часто имеет проблемы со своей мужественностью (женственностью). Как видим, незрелость действительно может стать источником постоянной боли, причем боли, которая не созидает, а разрушает нас. Очевидно также, что она очень широко распространена, становясь настоящей «болезнью» современных людей. Конечно, строгий порядок, размеренность — не всегда хороши. Иногда нам хочется побыть «детьми»: ни за что не отвечать, не дисциплинировать самих себя — а просто пожить в свое удовольствие. Несомненно, что такие «экспромты» добавляют в нашу жизнь красок, делают ее разнообразной. Однако они, по сути, являются исключением, подтверждающим правило: ведь чтобы правила нарушать, их нужно, прежде всего, знать. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|