|
Спортивная психология. Дети в спорте: психология победы.Автор статьи: Гришина Марина Андреевна
Дети в спорте: психология победы. О мотивации. Известный российский спортивный психолог Р.М. Загайнов, тренировавший таких чемпионов как Алексей Ягудин (фигурное катание), Гарри Каспаров (шахматы), Сергей Бубка (легкая атлетика) и др., выделяет спортсменов-чемпионов и говорит об их особой «абсолютной мотивированности». И, если для такого спортсмена мотивация на победу, желание быть первым во всем проявляется еще в детстве и проходит красной нитью через всю жизнь, затрагивая все виды деятельности, то для основной массы спортсменов мотивацию нужно постоянно активизировать. На начальном этапе спорт привлекает детей тем, что, например, способствует развитию определенных качеств характера, таких как смелость, решительность, настойчивость, формируется спортивное телосложение, присутствует желание быть похожим на известного игрока, а также потребность в признании и уважении окружающих. Кроме того, если ребенок по каким-либо причинам неуспешен в школе и не пользуется уважением одноклассников, то он решает реализовать себя в спорте. Известный психолог Е.П. Ильин приводит такой пример: «Мировая рекордсменка по плаванию 70-х годов XX века Линн Гаутчи писала: «В школе я себя чувствовала глупой и комплексовала по поводу своей внешности, которую считала не очень привлекательной. Поэтому бассейн был тем местом, где я получала основу для самоуважения. Там я была звездой, и никто не смел обидеть меня. В бассейне я обретала блеск и красоту. К тому же я по-настоящему любила плавание». В этом примере желание самореализоваться и самоутвердиться в обществе выступает мощным мотиватором на достижение успеха. Хотелось бы отметить, что на начальном этапе занятий спортом в мотивации детей отсутствует материальная составляющая, а превалирует потребность в общении с такими же ребятами-спортсменами, удовольствие от тренировок, причастность к спорту. Хотя в дальнейшем с возрастом приоритеты могут меняться. У юных спортсменов с недостаточной природной мотивацией можно наблюдать ее колебания. Это нормально. Дело в том, что дети ориентированы на быстрый результат – стать успешным спортсменом, обыграть известного игрока, быть лучшим, но не ориентированы на длительный, сложный, порой монотонный процесс тренировок с успехами и неудачами. Поэтому в определенные периоды времени мотивация может быть на высоком уровне, например, ребенок посмотрел матч с авторитетным для него игроком и, наблюдая за профессиональным спортсменом, увидел с какой заразительной легкостью тот ведет мяч и обходит соперников. Или же родители в очередной раз рассказали о том, как сложно и в то же время престижно быть лучшим игроком и о том, что для победы важно ежедневно трудиться, что нужна целеустремленность, сила воли, определенные жертвы, на которые придется идти ради тренировок – друзья собираются в кино, а он, как настоящий спортсмен, говорит, что он занят – подготовка к соревнованиям. С другой стороны, монотонность тренировок, периодические неудачи или опять же необходимость идти на тренировку вместо поездки с классом на природу могут отрицательно сказываться на желании ребенка заниматься спортом. Кроме того, со временем накапливается усталость, появляется эмоциональное выгорание, все это вместе с отсутствием быстрого, желаемого результата негативно влияет на мотивацию. В такой ситуации важна активность тренера, его умение заинтересовать ребенка, превратить тренировки в увлекательный процесс. Положительно влияют на мотивацию хорошие, доверительные отношения с тренером, когда достигается понимание друг друга с полуслова и тренер демонстрирует логичное, предсказуемое для ребенка поведение - при наличии ошибок звучит разумная, спокойная критика с коррекцией действий и непременно похвала, если получилось новое упражнение. В то же время мотивация на достижения может снижаться, если совсем не поощрять ребенка, не отмечать его даже небольшие успехи. Не исключается адекватная критика. Но цель ее - скорее информирование игрока о наличии ошибок и способах их исправления. Продуктивная тренировка также может выступать хорошим мотиватором – у ребенка появляется уверенность в собственных силах, желание повторить и закрепить то, что он теперь умеет, проверить свои силы в соревнованиях. Хороший матч с заведомо более сильным соперником, несмотря на то, что он не привел к победе, но игрок был активен, сумел использовать отработанные с тренером техники и приемы и выложился по максимуму, может мотивировать спортсмена на достижение более высоких результатов. Нахождение игрока среди других спортсменов, даже если они потенциальные соперники (сборы, отборочные соревнования), тем не менее, повышает мотивацию – здесь срабатывает принцип: мы – профессиональные спортсмены, мы занимаемся одним делом. То есть осознание себя частью референтной группы обязывает соответствовать этой группе, стремиться к новым достижениям, стать лучшим из лучших, дабы заслужить уважение членов команды. Общеизвестно, что высокий уровень мотивации увеличивает эффективность деятельности, но если ребенок демонстрирует чрезмерное желание выиграть, то результат ухудшается. Согласно закону Йеркса-Додсона, по мере того, как мотивация увеличивается, соответственно, увеличивается и показатель успешности, но при достижении определенного максимума мотивации качество деятельности резко снижается. Дело в том, что чрезвычайно высокий уровень мотивации способствует появлению психологического напряжения и вызывает определенные эмоциональные реакции: волнение, стресс, а это в свою очередь приводит к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, ребенок будет максимально эффективным в матче или соревнованиях при среднем, оптимальном уровне мотивации.
Об эмоциях. В процессе спортивной деятельности дети испытывают самые разные эмоции и, конечно, трудно переоценить их влияние на качество тренировок и успешность выступления на соревнованиях. Всем известно волнение игроков перед началом матча. Важную роль играет значимость соревнования для ребенка (например, накануне мама говорит, что он обязательно должен обыграть Ваню, тем самым делая этот матч значимым для сына), индивидуальные психологические особенности (тип нервной системы, характер), обстановка на соревнованиях: это и поведение окружающих, и атмосфера, и место проведения соревнований и многие другие факторы. Выделяют три вида предстартовых эмоциональных состояния. Первое – это состояние воодушевления, когда спортсмен уверен в себе, своих силах, ощущает прилив энергии, находится на подъеме и с нетерпением ждет начало старта. Это состояние является оптимальным для успешного выступления. Второе – это лихорадочное состояние, которое наблюдается при вышеупомянутой чрезмерно высокой мотивации и характеризуется эмоциональной неустойчивостью (волнение, стресс, раздражительность), расстройством в координации движений - в таком состоянии трудно сконцентрироваться. Третье эмоциональное состояние, наблюдаемое у некоторых спортсменов –это апатия. Это может быть вызвано неадекватной нагрузкой (перетренированностью) либо, если спортсмен долгое время находился в состоянии ожидания матча и «перегорел». При этом игрок испытывает сонливость, вялость, страдает внимание, концентрация, ему сложно собрать себя, организовать. Негативное влияние на деятельность спортсмена во время соревнований оказывает состояние тревоги. Оно может быть связано с более сильным соперником, с незнакомым местом проведения матча, с неуверенностью в собственных силах, с недостаточно закрепленным навыком и др. Способы регуляции эмоционального состояния. Выше мы рассмотрели как эмоциональное состояние спортсмена может способствовать успешности его деятельности либо вызывать ее полную дезорганизацию. Поэтому нужно знать приемы, способствующие уменьшению психического напряжения. Начнем с того, с какой установкой Ваш ребенок идет на соревнования. Простой пример: ребенок недавно начал заниматься теннисом. Спустя какое-то время тренер посоветовал родителям поучаствовать в соревнованиях с другими детьми. И родители настраивают мальчика на победу, хотя понимают, что на данный момент у него нет подготовленности к победе над более опытным участником: нет стабильности в подаче, трудности с приемом крученых мячей и т.п. И, когда в процессе игры с соперником, преимущество оказывается на стороне другого игрока, ребенок растерян, разочарован, понимает, что не оправдал надежды родителей (эмоции захлестывают). И часто исход в такой ситуации - это либо слезы, либо агрессивные реакции с бросанием ракетки, либо «сливание» игры. Вопрос: что можно сделать, чтобы ситуация не была столь трагичной для ребенка? Чтобы он не «слил» игру, но получил ценный опыт поражения? Можно идти на матч с другой установкой. Вы объективно понимаете, что у Вашего ребенка, несмотря на небольшой опыт занятий теннисом, уже есть сильные и слабые стороны игры. Например, он великолепно бьет слева двумя руками и мастерски делает укороченные. И перед соревнованиями стоит напомнить ему о его преимуществах в игре и в дополнение, при возможности, например, потренировать смэш, который дается ему непросто. Но заранее обсудить, что данное соревнование является проверкой его умений, чтобы родители и тренер могли понять, что именно у него не получается и над чем и как нужно поработать. Так, здесь сработает мотивация не на победу, но мотивация на избегание ошибок, на проверку своих возможностей на сегодняшний день, на испробование техник и приемов, на проверку их освоения ребенком, чтобы понять, в каком ключе продолжить тренировки и на что сделать акцент. По окончании матча речь идет не о проигрыше, а о том, что получилось хорошо, а над чем нужно продолжить работу. Например, была отличная подача, но трудно было принимать укороченные мячи соперника или так называемые «свечки». При такой мотивации Вы будете удивлены, насколько у Вашего ребенка изменится эмоциональное состояние, отношение к матчу, к сопернику, более того, по окончании соревнования он с интересом будет рассказывать ход «схватки» и анализировать, что получилось, а какие техники надо потренировать. И, напоследок, несколько слов о саморегуляции. Во время соревнований психическое напряжение порой чрезвычайно велико и нужно уметь расслабиться, чтобы сохранить энергию до конца матча. Для этого существуют различные дыхательные техники, их сочетают с напряжением и расслаблением мышц. Кроме того, существуют аутогенные тренировки – они могут оказывать различный эффект на спортсменов, поэтому важно понимать, когда их лучше использовать. Как способ снятия эмоционального напряжения во время соревнований можно использовать замещающую деятельность. Например, во время теннисных турниров мы можем наблюдать как спортсмен прыгает на месте или делает имитацию ракеткой без удара по мячу – такие действия способствуют сбросу накопившегося напряжения. Для некоторых спортсменов хорошей разрядкой является речь – во время небольших пауз они могут что-то проговаривать вслух. Существует много способов снятия психического напряжения, связанных не только с релаксацией, дыхательными упражнениями, но и с изменением отношения к соревновательной деятельности, с моделированием различных обстоятельств, при которых могут проходить матчи, с изменением установки, изменением уровня притязаний. Для каждого спортсмена способы снятия психического напряжения различны и подбираются с учетом его индивидуальных особенностей (характер, тип нервной системы и тп). Спорт профессиональный или любительский меняет характер и способствует формированию сильного характера – ребенок учится взаимодействовать в команде, становится более собранным, ответственным, самостоятельным, получает опыт отстаивания своих интересов или интересов команды, учится не только проигрывать и выигрывать, но и мыслить: во время игры ему приходится анализировать действия соперника, самостоятельно принимать решения, выбирать тактику. Пусть спортивные достижения Вашего ребенка способствуют становлению сильной и уверенной в себе личности, для которой занятия спортом являются не только удовольствием, но и возможностью реализоваться, самоутвердиться и найти свое призвание.
На моих консультациях Вы сможете узнать: - насколько ребенок психологически и технически готов к участию в соревнованиях; - как правильно ставить спортивные цели, чтобы ребенок с легкостью и желанием шел к их достижению; - как управлять мотивацией ребенка; - как справиться с состоянием страха, волнением перед матчем; - как сбрасывать напряжение во время матча; - что такое мертвая точка и второе дыхание.
Прием ведется:г. Москва ст. м. Крестьянская застава, Пролетарская Запись по тел. +7 916 970 81 31 звонки, смс, Viber, WhatsApp С 10:00 до 21:00 С наилучшими пожеланиями, Марина. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|