|
Не хочу хотеть жить.Автор статьи: Татьяна Юрьевна Борисенко
Было раннее осеннее утро, я бодро выскочила из подъезда, готовая к новым подвигам начинающего дня. Но меня остановил один момент. Рядом с подъездом моего дома проходит тропинка, где любители собак прогуливаются ранним утром. Именно этим утром по тропинке шли две женщины возраста 60+. И первое, что я услышала, выйдя из подъезда дома, это восклик одной из них: — Ты понимаешь, я не хочу хотеть жить! Я не хочу именно хотеть! Не хочу планировать новый день, не хочу думать ни о сегодняшнем ни о завтрашнем дне. Меня сильно раздражает соседка Лена, которая постоянно спрашивает «а что я буду делать завтра...» Какой был диалог дальше, между двумя женщинами, не знаю. Мои дела и назначенные встречи подталкивали меня вперёд, и я быстрым шагом удалялась от этих женщин.
Меня впечатлила услышанная фраза «не хочу хотеть жить». Как много в ней сказано! Ещё пару дней данная фраза постоянно была в фокусе моего внимания. Интересно, что именно вызывает наше желание жить? Почему мы теряем это желание? Почему возникает именно желание — не хотеть жить, а точнее — хотеть не хотеть жить? Что происходит с нашим внутренним огоньком, с нашей внутренней страстью к жизни? В процессе жизни мы встречаемся с разными обстоятельствами, и иногда терпим поражение, переживаем отчаяние и некоторые так и остаются в своём отчаянии и не желании жить. Но данная история не о потере смысла жизни, не о потери желания жить, а о желании именно не желать жить. Где тот сокровенный источник, отвечающий за желание жить? В процессе работы, часто встречаю в глазах тоску, боль, ужас о самой жизни. Часто слышу призыв о помощи, крик души — помогите, направьте, укажите, куда смотреть и что делать, чтобы жизнь стала ярче, интересней, насыщенней. Но ни разу, ни разу не слышала именно призыв — не хочу хотеть жить... Да, было, что жизнь не радует, было и желание умереть и чтобы всё закончилось, была усталость от жизни. Интересно, где рождается желание жить... где зарождается не желание жить... У нас у всех, в своей копилочке есть история, например из школы. Пример — не люблю математику, так как учительница в школе была мегера. Или, не понимаю химию, так как химичка сухо рассказывала темы и ничего не понятно было. А вот учитель физики так любила свой предмет, что заразила нас своей физикой, на уроках мы много экспериментировали, проводили опыты и было интересно. Помните свои школьные примеры? Например, в моей личной истории, я совсем не понимала физику. Сменив школу (а школы я меняла часто, в связи с переездами родителей), на короткое время попала к учителю, который объяснял предмет, как будто конфеты нам раздавал. Так вкусно и интересно было, что даже я понимала, о чем он говорит. С тех пор и появилась любовь к физике. Но сменилась очередная школа, сменился учитель, и ...помню истерический призыв учителя к тишине, и мы старались тихо играть в карты на своих последних партах. На этом мои познания физики закончились, но любовь и трепетные чувства к данной науке сохранились. А историк, какой у нас был историк! Сколько викторин он устраивал, сколько мы сидели в библиотеках и писали доклады, сколько уважения и любви к истории он нам подарил на своих уроках. Удивительный был человек, влюбленный в свой предмет. У нас у всех в памяти сохраняется та удивительная искорка, то чудесное состояние, которое заразило (зародило) в нас желание что-либо познать (создать, нарисовать, творить, изучать). Акцент делаю именно на слово — заразить. Например, меня заразил любовью к истории наш учитель. Сама история меня не привлекала, особенно в старших классах, где были длительные и нудные политические дебаты, изучение различных партий и движений. Но с какой страстью наш историк рассказывал новую тему, что ноги сами тащили меня в библиотеку, для поиска нового материала. У меня дома достаточно богатая библиотека по истории, далее появились увлечения в археологии. И, можно сказать, совершенно случайно попала на учебный курс «политическая психология» ещё в 92 году, но в 93 перешла на курс «практическая психология». Моё повествование о том, что история — не моё направление и никогда меня не привлекала, но учитель меня заразил, именно заразил своей увлечённостью данным направлением, и как побочный эффект, меня тянет в эту сторону. В нашем понимании зараза — это нечто отрицательное.
В нашей речи встречается понятие — заразиться, означает заболеть. Заболеть, так же понимается как отрицательное и разрушающее. Но, есть интересный момент! Существует ещё одна интерпретация данного понятия:
Предлагаю Вам рассмотреть понятие зараза (заразить) с положительного контекста. Например, как Вам понятие — заразить жизнью? Представьте, идёт человек по улице, уже «зараженный жизнью», чихнёт, и все вокруг заражаются желанием жить, заражаются яркостью жизни, заражаются вкусом жизни. И как начинают "болеть жизнью" и распространять эту заразу вокруг. В моей истории выше, я описала как учитель меня заразил любовью к истории. Думаю, что и в Вашей жизни был человек, который Вас чем-то увлекательным и интересным заразил. Ну и самый интересный вопрос. Кто нас заражает жизнью? Почему у одних глаза светятся и они хотят жить, а у других нет. И все блага жизни есть, а радости жизни нет. И ничего их не радует, и всё им в немилость, Почему они не заражены жизнью? Где тот источник заражения? Где первосцена? Где тот момент, когда мы встречаемся с жизнью и — или заражаемся ей или нет? Многие воспринимают момент радости жизни, желание жить — с опытом влюблённости. С опытом романтических отношений, увлечённостью, страстью в отношениях. Как долго сохраняется данное состояние счастья в процессе влюблённости? Почему оно через пару лет пропадает? Почему так тоскливо и одиноко становится на душе? Где источник моего счастья? Как же хочется снова влюбиться и пережить это состояние полёта, счастья, единства, удовольствия. И незаметно для себя, мы можем попасть в ловушку, в зависимость от данного состояния, и каждые пару лет нам просто необходимо новое состояние влюблённости, где мы снова окрыляемся и парим в облаках счастья. Вы заметили, что в прошлом абзаце жирным шрифтом отмечено слово первосцена? Сознательно возвращаю Ваше внимание именно к той первой сцене, когда мы встретились с жизнью. К сцене нашего рождения и встречи с мамой. К реакции мамы на наше рождение. Мы родились, мама нас увидела, и... Что дальше? Смогла ли нас мама заразить жизнью? Может мама «провалилась» в послеродовую депрессию? Или поругалась с папой? Мама в стрессе, в своих переживаниях, а как же я? Я родился, и что встречаю? Мамину радость и участие, тепло и уют, мамину любовь и наслаждение, и как результат — сильно заражаюсь жизнью. Или мамину тоску и боль, лишь мамино присутствие физическое, и полное отсутствие эмоциональное, тоску и усталость встречаю, результат — слабое заражение жизнью. В данной истории есть положительный момент — если мы живы, значит нас всех мама заразила жизнью. Нас всех отличает друг от друга — разная степень заражённости. Существует психоаналитическая теория, что самая главная задача родителей — заразить ребенка жизнью! Искренне желаю Вам заразиться жизнью! Заразиться желанием жить! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|