Неспособность переносить одиночество или при чем здесь детский опыт?

Можете ли вы быть в одиночестве? Как вы себя чувствуете в это время?

Речь идет именно о способности переносить одиночество, а не о вынужденности в связи с обстоятельствами.

Кому-то приходится в силу профессии весь день пребывать в уединении, но испытывать при этом колоссальный дискомфорт. Другой человек может ощущать себя покинутым даже среди людей,  ведь не всегда дело в физическом наличии окружающих.

Переживание одиночества время от времени знакомо каждому из нас, это вполне объяснимое состояние. Более того, умение находиться в этом состоянии напрямую связано с эмоциональной зрелостью личности.

В отличие от так называемого «нормального», периодического, чувства одиночества, патологическое одиночество  тотально и беспросветно, оно ощущается как внутренняя пустота, абсолютная изоляция. В этом случае уединение становится для человека сродни  небытию, он не чувствует реальности своего существования, как будто  бы все вокруг – иллюзия. 

Такие драматичные переживания нередко свойственны  шизоидным личностям, то есть крайне интровертированным  людям, чей основной внутренний конфликт лежит в области «близость-дистанция»: в одиночестве плохо, а в отношениях – невыносимо (https://www.psyoffice.ru/article/149121/).

Иногда от людей с сильно выраженным шизоидным радикалом в доверительной беседе можно услышать о том, что наедине с собой они испытывают  страх или даже панику, и единственным способом справиться с ужасом от потери контакта с реальностью  становятся навязчивые мысли или действия.

И тут мы подходим к основному вопросу этой заметки: так все-таки, что  же помогает людям  спокойно  выдерживать одиночество и как формируется эта способность?

Как лаконично выразился известный британский психоаналитик Д.Винникотт, «...в основе способности к одиночеству содержится парадокс: она представляет собой опыт пребывания в одиночестве при одновременном присутствии кого-то другого» (Winnicott, D.W. (1958) The capacity to be alone).

Другими словами, всем нам с самого раннего детства необходим чуткий и заботливый взрослый для того, чтобы мы научились оставаться наедине с собой.

Между ребёнком и взрослым, чаще всего матерью, устанавливается эмоциональная связь, которая особенно сильно проявляется в те моменты, когда ребёнок ищет утешения при переживании тревоги и страха, в случаях новизны ситуации, опасности, стресса. Привязанность дает ребёнку ощущение защищённости, безопасности, комфорта.

Исследователи феномена привязанности выделяют четыре ее типа:

  • Надежная привязанность
  • Ненадежная избегающая привязанность
  • Ненадежная тревожно-амбивалентная привязанность
  • Дезорганизованная привязанность

Для краткости обозначу основную мысль: способность ребенка спокойно переносить одиночество закладывается исключительно в условиях надежной привязанности к значимому взрослому. В этом случае мать и ребенок настроены друг на друга как музыкальные инструменты в дуэте.

Для оценки привязанности ребенка к матери еще в 1970-х годах был проведен эксперимент, получивший название «Незнакомая ситуация». Незнакомая обстановка – это стресс для маленького ребенка, а в ситуации стресса активизируется система привязанности. Цель эксперимента - выяснить, как годовалый ребёнок будет  встречать свою маму после разлуки, продлившейся несколько минут. Ребёнок и мать должны были играть в комнате, где находятся игрушки, в присутствии незнакомого третьего лица. Согласно условиям эксперимента, в какой-то момент  мать покидает комнату, а наблюдатель пытается играть с ребёнком, в другой момент ребенок оставался играть совсем один. Через несколько минут мать возвращалась.

Как показал эксперимент, малыши с надежным типом привязанности на расставание с мамой реагируют плачем, зовут и ищут ее, испытывая явный дискомфорт. Но когда мама возвращается, они радостно ее встречают, протягивают к ней ручки, просят утешения, а через короткое время возобновляют свою игру, прерванную уходом матери.

Дело в том, что ребенок сначала учится играть с самим собой в присутствии матери. Благодаря ощущению безопасности и комфорта (при надежной привязанности) малыш может на короткое время даже забыть о маме. Какое-то время он способен поддерживать фантазию о ней, но если мамы нет слишком долго, тогда эта фантазия становится навязчивой и не приносит успокоения. Безусловно, увеличивать время пребывания ребенка в одиночестве необходимо постепенно, чтобы его психика смогла адаптироваться.

По мере взросления (примерно к 3 годам) ребенок способен сохранять в своем сознании образ и ощущение материнского присутствия все дольше и дольше. В этом ему помогают так называемые «переходные объекты»: любимая игрушка, мамин платок с ее запахом или другие вещи, напоминающие о ней.

Итак, способность личности к самоуспокоению формируется благодаря трансформации внешнего поддерживающего окружения (родители, прежде всего) во внутреннее ощущение. Это как убежденность в доброжелательности среды не столько на уровне мыслей, сколько на уровне чувств.

«Индивид в состоянии вынести одиночество во внешней реальности, лишь если он никогда не находится в одиночестве во внутренней реальности» (Г. Гантрип, британский психолог).

 



Просмотров: 391
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Индия, одиночество, внутренний ребенок и как все это между собой связанно.
  • Как управлять собой так, чтобы даже ВРЕМЯ подчинялось
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Одиночество или способность быть самим собой
  • Одиночество - лишь время дозреть друг для друга
  • Как находиться в отношениях десятки лет и при этом не устать друг от друга?
  • Одиночество как инициация. Чему может научить жизнь наедине с собой? Часть II
  • Одиночество как инициация. Чему может научить жизнь наедине с собой? Часть I
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как НИКОГДА не выходить из зоны комфорта и при этом добиваться поставленных целей
  • А вы в одиночестве или наедине с собой?
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Время и пространство как основа привычной для нас реальности
  • Как любовницы «помогали» сохранять отношения в семье и как все это проявится во время карантина
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Способность играть как личностный ресурс развития ребенка.
  • Задачи психотерапии привязанности в диаде мать-ребёнок"
  • Когда в одиночестве становится тесно или как найти вход в отношения
  • Как живется человеку, чья мать в свое время решала жить ему или умереть?
  • Примерная схема того, как можно все время оставлять себя голодным
  • "Одиночество" - это когда тебе неуютно быть с самим собой.
  • ОДИНОЧЕСТВО или УЕДИНЕНИЕ: способность быть одному
  • О том, что «мешает» нам жить и как с этим «бороться» (часть 2. Пристрастия и привязанности)
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Одиночество как ресурс или когда внутреннии ребенок говорит: "Привет".
  • Как правильно играть в игрушку, чтобы она развивала? Музыкальные игрушки.
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Время и пространство - это лишь абстракции ПОЛЯ! Нет никакой объективной реальности!
  • Научите ребенка играть, чтобы развить его способности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь