|
Летние каникулы: как общаться с подростком?Автор статьи: Калинина Елена Юрьевна
Наступило лето. Для ребят - радость, для родителей - забота. Ведь весь год подросток находился в школьной системе с ее правилами и порядками. А летом - улица, дискотеки, дворовые компании и практически полное отсутствие надзора за тем, чем занимается ребенок, пока родители на работе. Как правило, летом наблюдается резкий рост детской преступности и правонарушений. Мне, как психологу, хочется предупредить родителей, с какими трудностями они могут столкнуться при общении с подростком в летний период. Подростковый возраст характерен тем, что ребенок стремится к независимости, одновременно желая сохранить отношения с людьми, которые о нем заботятся. Именно в этой возрастной фазе своего развития он должен ответить себе на главные вопросы: кто я? и Как я буду жить дальше? В этот период у него формируется мировоззрение и система ценностей. Одновременно с этим подросток переживает мощные гормональные сдвиги, период полового созревания, что делает его поведение эмоционально неустойчивым, а восприятие критики и замечаний - болезненным. Все эти факторы надо учитывать при общении с подростком. Часто в поисках своего "я" дети подросткового возраста ищут лидера для подражания. И здесь очень важно кто станет для них таким лидером: наркоторговец, правонарушитель, спортивный тренер или родитель, который научит свое чадо новым навыкам и подготовит к будущей жизни. Коротко перечислю опасности летнего периода, с которыми могут столкнуться родители подростков:
На какие сигналы стоит обратить внимание родителям:
Помните, что Ваш ребенок делает это не назло Вам. Это его способ изучить себя и окружающий его мир. Способ, которым он пытается понять, что он из себя представляет, и как ему жить дальше, став взрослым.
Как родителям вступить в контакт с подростком, который "отбился от рук": Важно помнить, что если Вы действительно хотите повлиять на своего ребенка, ни при каких обстоятельствах не снижайте его чувство собственной значимости (замечу, что это правило работает и в отношениях со всеми другими людьми). Направляйте свои замечания на поведение, а не на личность подростка. В противном случае Вы только настроите его против себя и подтолкнете его к поиску собственного самоуважения в других местах. В общении с подростком придерживайтесь следующих правил: Если Вы сами очень сильно раздражены, то в этот момент не стоит начинать разговор. Пусть говорит с ребенком тот родитель, кто более спокоен. Прежде, чем что-то сказать, установите зрительный контакт с подростком. Сначала убедитесь, что он смотрит на Вас, а не в сторону (если нет, то попросите посмотреть на Вас). Когда Вы смотрите друг другу в глаза - подросток в Вашем распоряжении, можно формулировать свою просьбу или вопрос. Больше спрашивайте его, задавайте вопросы: "А почему ты так думаешь?". Давайте ему время подумать, поскольку скорость мышления у детей ниже, чем у взрослых людей. Говорите с ребенком на равных, не сюсюкайте и не подавляйте, не срывайтесь на крик или обвинения - дайте ему почувствовать, что он значим для Вас. Это располагает к доверительной беседе. Сделайте так, чтобы Ваш разговор проходил с глазу на глаз, без посторонних свидетелей. Особенно, если Вы планируете делать ему замечания. Помните, что подростки очень болезненно воспринимают критику, так как их психика в этом возрасте очень неучтойчива. Подрыв самооценки ребенка может привести к серьезным проблемам во взрослом возрасте. Если подросток грубит, сразу указывайте ему на это, чтобы он всегда знал, что перешагнул черту: "Говорить мне "отстань!" - недопустимо. Постарайся сделать так, чтобы я это больше не повторяла". Не вступайте в пререкания. Держитесь нейтрально, не отвечайте на грубость. Смотрите отстраненно на что-нибудь другое или прервите разговор, уйдя в другую комнату. В разговоре разъясняйте ему что хорошо, а что плохо, и к чему могут привести его поступки в ближайшем и далеком будущем. Приводите ему примеры из своего опыта и опыта других людей: знакомых, героев фильмов и др. Во время таких разговоров подросток учится анализировать свои поступки, делает свой жизненный выбор каким он хочет быть и как он планирует жить дальше. Уловите момент, когда ребенок ведет себя правильно, и похвалите его. Поощрение всегда стимулирует к тому, чтобы почаще себя так вести. Если ребенок не поддается воздействию, обратитесь за помощью к психологу. Помните, что сейчас Ваш ребенок формируется как личность на основе своего опыта, Ваших оценок, рассказанных ему историй. Помогите ему разобраться в том, на что надо опираться в жизни, чтобы стать счастливым и успешным. Чаще говорите с ним о его будущем, о его жизненных целях и планах, кем он хочет стать и какую жизнь он хочет прожить. Ведь в этом и состоит родительская функция воспитания наряду с заботой и проявлением безусловной любви. Летние каникулы - удачное время, чтобы сделать профориентацию для подростка. Так Вы узнаете о том, в каких областях деятельности он сможет реализовать свои таланты и интересы. Профориентация станет хорошей основой для выбора будущей профессии, поможет правильно выбрать экзамены по ЕГЭ. Что могут сделать родители для повышения внутренней организации подростка во время летних каникул: 1. Установите "правила внутреннего распрядка" на время каникул: в какое время подросток должен быть дома, какие домашние обязанности за ним закреплены; договоритесь с ним о системе связи в случае непредвиденных ситуаций.
Как бы тяжело Вам не было, не оставляйте его одного на этом участке жизненного пути, станьте его "проводником". Подростковый период пройдет, а Вашу помощь ребенок никогда не забудет. Успехов Вам и Вашим детям, которые уже и не дети вовсе, но еще и не взрослые. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|