|
У нас серьёзная психотерапия и нам одной салфетки достаточноАвтор статьи: Поляков Сергей Николаевич
Часто в процессе групповой терапии происходит следующее: участник выходит в круг, идет очень эмоциональная, тяжелая сессия с тренером и участник начинает плакать. И находится группа «спасателей», которые тут же находят салфетки и дают участнику. Хорошо это или плохо, давайте разбираться. Если вы психолог или психотерапевт, у вас часто клиент плачет на сессии? Что вы делаете в таких случаях? В психотерапии мы ежедневно встречаемся с тем, что человеку может быть очень плохо, и он чувствует себя разобранным. Он может печалиться, злиться, обижаться, чувствовать себя виноватым. Он получает доступ к своим чувствам, начинает их проживать и таким образом, начинает развиваться, у него появляется источник развития. Все те моменты, которые нас развивали, были связаны с предшествующей фрустрацией. Это состояние, когда потребности не могут быть удовлетворены. И человек оказывается в неприятных чувствах – может расстроиться и расплакаться.
Какие способы реагирования у вас есть в этой ситуации? Есть ли у вас комплекс свободных реакций на эту ситуацию? Если нет, то вам тут же захочется достать платок, салфетку и успокоить клиента, а возможно что-то посоветовать или привлечь его внимание. Тут надо быть очень осторожным. Вы уже хотите его спасти, т.к. сами не выдерживаете чувств клиента. Словами «не плачь, всё хорошо» - вы сворачиваете процесс клиента и лишаете его развития. Есть такое понятие «контейнирование» - внутренняя способность выдерживать сильные эмоции - свои и чужие. И если контейнер психолога мал по вместимости, то он не способен в себя вместить и переработать эмоции клиента, а точнее свой эмоциональный отклик на них. И протягивая салфетку клиенту, можно затормозить его процесс переживания, что часто делают «спасатели» в групповой работе. Накал эмоций слишком велик, контейнер наблюдателя переполняется, и он находит способ справиться со своим состоянием таким образом. Клиент утирает слезы, замолкает и сворачивает весь процесс. Это всё равно, что тащить занозу и остановиться на полпути. По сути это реализация своих эгоистических интересов, чтобы не чувствовать себя плохо. Но важно не впадать в крайности. Стратегически желание сделать мир лучше – просто прекрасно, но эта стратегия не должна каждую минуту определять вашу тактику. Это болезнь многих начинающих психологов, терапевтов.
Что делать? Научиться замечать свои реакции, которые вы проскакиваете, когда клиент находится в своем процессе. Нарабатывать и расширять свой контейнер в личной терапии. Научиться замедляться, чувствовать себя и уметь отсрочить своё движение.
Если вдруг вы сумели обнаружить своё чувство и мотив протягивания салфетки, тогда у вас уже есть выбор – разместить это в контакте или оставить в контейнере. В любом случае важно сказать клиенту, что вы рядом с ним и готовы к любому его проявлению, и у него есть на это полное право, и он может на вас опираться. Это будет очень уважительным посланием к клиенту. Тогда он чувствует ваше устойчивое присутствие и 100 % внимание. И его чувства не обесцениваются, а принимаются.
Вот такие не простые салфетки и мысли про них. Коллеги, а что вы думаете по этому поводу?
Понравилась статья - нажми "сказать спасибо". Это вдохновляет и стимулирует на написание новых полезных статей! Подписаться на мои публикации можно здесь. Если вы случайно оказались на этом сайте и до сих пор не зарегистрированы здесь, то это легко исправить. Бесплатная регистрация здесь. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|