Любой коллектив или группа людей всегда имеет свою структуру. И в любом из них всегда есть «белая ворона», «козел отпущения», на которого сливается групповой негатив. Этот некто выбирается, чаще всего, совершенно бессознательно, но нельзя сказать, чтобы «случайно». Отнюдь не каждый становится этой «белой вороной» в коллективе. Подвергнуться нападкам группы или конкретного человека может кто угодно, но окажется гонимым и затравленным не каждый. Здесь очень многое зависит от внутренней структуры личности человека. Часто в ситуациях травли оказываются люди, с детства «привыкшие» к нападкам.
До того пока ребенок попадает в люди (детские и взрослые коллективы), — поведению в обществе он учится в мини-коллективе, то есть в семье, где он родился. Там он усваивает нормы и правила поведения, формирует представление о себе и других людях. Бывает так, что в семьях дети получают представление о себе как о «жертве». Родительское отношение таково, что ребёнок ощущает, что он никчёмен, что над ним можно потешаться, унижать. Сначала он закрепляет это поведение в семье, затем — в обществе. Когда такой ребёнок приходит на детскую площадку, в детский сад или школу, он изначально ведёт себя неуверенно, дети это, конечно же, сразу же понимают и начинают действовать исходя из этой информации об их новом друге. Для многих родителей послушный ребёнок — это хороший ребёнок. В послушности нет ничего плохого, но важна её «степень». В норме ребёнок должен признавать авторитет родителя, но при этом иметь пространство для своего Я и его выражения. Если родитель очень деспотичен и жёсток, это может сформировать в ребёнке крайнюю податливость, услужливость. Многие мамы и папы спросили бы: "А что в этом плохого?". В рамках семейного воспитания может быть ничего, но родители должны понимать, что этой услужливостью и податливостью в будущем могут воспользоваться другие люди. Потом не стоит удивляться, если ребёнок делает все то, что говорит ему «друг Саша», или тащит на себе работу всего отдела, не получая при этом должного вознаграждения, потому что «Пётр Иванович» приказал.
Затравленный ребёнок или взрослый — это всегда определенный психологический типаж. Он подавлен внутренне, ещё до начала травли. Подавлен самыми важными людьми в своей жизни — взрослыми, которые его воспитывали. Если же внутренне ребёнок не-жертва, он будет сопротивляться травле, даже если вдруг она возникла. Он будет искать пути выхода, но не будет подавлен. Многие наверняка смотрели фильм «Чучело». Прекрасная иллюстрация того, как в детском коллективе дети могут быть жестоки, объединяться против одного и того, как может сопротивляться ребёнок.
Объектом травли, чаще всего, оказывается инаковый ребёнок. Он отличается от других детей либо внешне, либо внутренне. Массе всегда трудно принять такого рода инаковость, поэтому её «нужно» уничтожать.
В настоящее время нередко ситуация травли разворачивается в сети. Сейчас это новое пространство для общения, со своими правилами. Травля в сети — достаточно распространённое явление. Здесь не обязательно показывать себя реального, достаточно создать фейковый аккаунт и действовать так, как тебе хочется. Здесь нет правил, нет наказаний. Люди могут «экспериментировать» с полом (парни пишут от лица девушек, и наоборот), со своими чувствами и мыслями. Можно писать что угодно и кому угодно. Некоторые так и говорят: "Я так расслабляюсь, пишу людям гадости, выплескиваю негатив". Реакция на такого рода травлю у всех людей различна. Все зависит, как уже говорилось выше, от структуры личности человека. Кто-то не замечает этого, а кого-то этот процесс доводит до суицидальных мыслей и поступков.
Если Ваш ребёнок столкнулся с травлей:
1. Попытайтесь поговорить с ним откровенно. Выяснить что, кто и как ему пишет и говорит. 2. Поддержите его. Возможно, может потребоваться Ваше непосредственное вмешательство. Многие мамы и папы в таких ситуациях, к сожалению, отстраняются — «сам разберётся». Иногда эта позиция верна, нужно дать ребёнку право и пространство самому решить проблему в детском коллективе, но с другой — иногда без вмешательства взрослых, без защиты родителей ситуация не разрешается. Ваш ребёнок должен чувствовать себя защищённым. 3. Поговорите с ребёнком о его чувствах, скажите, что Вы понимаете, что он переживает и что ситуация, действительно, непростая. 4. Подумайте, почему именно Ваш ребёнок попал в ситуацию травли. Какие черты его характера поспособствовали этому? Как к ребёнку относятся в семье? Подкрепляют эти черты или, напротив, стараются помочь изменить их. Это один из самых важных пунктов, так как без изменения ситуации в семье, отношения к ребёнку он из раза в раз будет попадать в такие ситуации.
Если Вы-взрослый столкнулись с травлей и Вас это беспокоит:
1. Постарайтесь погрузиться в свои чувства. Задайте себе вопрос: "Что я чувствую? С этими чувствами я столкнулся впервые или когда-то уже ощущал что-то подобное?". «Отмотайте» воспоминания назад. Возможно, Вы наткнётесь на то, что не в первый раз в жизни сталкиваетесь с этим ощущением. При обнаружении «первоисточника» работайте с ним. Лучше обратиться к специалисту. Либо попытаться работать с этим самостоятельно: описывать его, анализировать. 2. Проанализируйте свой жизненный опыт. Попытайтесь понять где ещё в жизни Вы наталкиваетесь на нападения, нарушение своего пространства и т.д. 3. Если ситуации травли повторяются из раза в раз, попытайтесь понять, какие именно черты Вашего характера способствуют этому и как их можно изменить.
Статья подготовлена для газеты "Молодежный вестник" №18 (6385) 30.08.2019
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.