|
Эмоции...откуда, почему и зачем?Автор статьи: Ермишина Елена Анатольевна
Наша способность мыслить - это безусловно замечательно. Кто бы с этим спорил! Мы вообще много времени проводим «в голове»: что-то планируем, вспоминаем, думаем, фантазируем, решаем, понимаем... Передо мной часто сидят люди, которые прочитали много книг «по психологии» и ВСЕ ПОНИМАЮТ про себя, про других, про текущие ситуации, про правильные ответы на вопросы, в общем про все, кроме одного... почему это никак не меняет их жизнь?! «Наверное потому , - осторожно говорю я, - что понять и пережить - это вовсе не одно и тоже!» «В смысле?» - недоумевают они. «В самом прямом смысле!» - отвечаю я и начинаю рассказывать взрослым людям то, что вообще-то хорошо бы объяснять детям в школе, а лучше еще в детском саду, а еще лучше родиться в такой семье, где это норма жизни. Итак, помимо нашей замечательной способности мыслить у нас есть не менее замечательная способность чувствовать. И мы о ней часто забываем. И в силу этого обращаемся мы с ней крайне непочтительно. С самого раннего детства мы сталкиваемся с тем, что взрослые люди, не понимая, что делать с чувствами и эмоциями детей, начинают ими манипулировать: «Если ты не перестанешь плакать, то я отдам тебя.... (Тут у кого на что хватает больной фантазии!) или "Не буду с тобой разговаривать!" ( Да! Отвержение - это как именно то, что нужно расстроенному ребенку!) Еще более бессмысленная затея потребовать немедленно прекратить переживания: «Перестань злиться!» Или вот еще вершина воспитательного мастерства - вообще начать отрицать эмоции: «Да, чего тут боятся!», «Кто переживает о такой ерунде!», «Никакого монстра под кроватью нет! Не придумывай!» В результате такого странного, но повсеместно распространенного взаимодействия, мы вырастаем, имея в себе неуправляемую эмоциональную стихию. Мы совершенно не умеем разбираться в своих эмоциях и порывах, собственно это же мы и транслируем своим детям по принципу «передай другому». И тут у меня для вас целых четыре новости, хорошая, еще лучше, самая хорошая и плохая. С какой начать? Начну с хорошей...эмоции - это очень древние структуры психики. Они гораздо древнее, чем наш хваленый интеллект. И поскольку они не отвалились у нас, как хвост, в процессе эволюции, логично предположить, что они выполняют определенные важные функции. Во -первых, эмоции нужны нам, чтобы оценить быстро и целостно в каких обстоятельствах мы оказались. Подходит нам то, что происходит, или нет. Во-вторых, сориентировавшись в ситуации, подготовиться к тем или иным действиям: расслабится и приблизится к кому-то или чему-то или насторожится и увеличить дистанцию. В-третьих, поскольку считываются они очень быстро, то с их помощью можно, не думая долго, согласовать действия людей. Когда мы слышим крик «Пожар!» у нас как-то не остается сомнений, то я понял или не то, как-то ясно, что надо бежать и спасать себя, и близких. И да, плохая новость, как я обещала - невозможно эмоции выбирать! Мы чувствуем то, что чувствуем. И, нет, избежать эмоций нельзя, т. е. вообще-то можно, но только путем полного бесчувствия, с заходом в депрессию. Вот где тишь да гладь! Но лучше туда не надо! А что же тогда делать, доктор?! Тут у меня для вас нет ничего утешительного: все просто и непросто одновременно - все эти ПЕРЕЖИВАНИЯ хорошо бы ПЕРЕЖИВАТЬ. Ну, то есть честно признаваться себе, что я сейчас чувствую, замечать, как это отзывается в моем теле, называть, выдерживать, принимать во внимание, опираться на них при принятии решений. Именно это и позволяет вдруг очутиться в собственной жизни, ощутить ее и почувствовать на вкус! И поменять, если нужно... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|