Транзактный анализ: Как же я мог так поступить??

Транзактный анализ Как же я мог так поступить

Расшифровка поведения людей является очень не простой задачей. Большинство людей, в первую очередь, оценивают вербальный контакт - что и как говорит собеседник и из этого делается вывод о его отношении. И это способствует конфликтам, как в профессиональной жизни, так и в частной. В транзакционном анализе предполагается модель, которая помогает понять других, потому что она способствует опосредованию общения и личности. Так что же конкретно означает транзакционный анализ и как он работает…


Определение транзакционного анализа: разрядка конфликтов.

 
Используя трансакционный анализ (та), психология предоставляет концепцию, объясняющую структуру личности человека.

 Разработана она была в середине 50-х годов американским психологом Эриком Берном. Основой трансакционного анализа являются идеи и предположения из глубинной психологии, поведенческой психологии и гуманистической психологии.

Уже более полувека трансакционный анализ продолжает развиваться и по сей день, причем каждый из транзакционных аналитиков уделяет особое внимание. Цель состоит в том, чтобы люди, используя TA, могли отразить, понять и при необходимости, изменить свое восприятие.

 Трансакционный анализ дает теорию о личности и о том, как люди ведут себя в определенных контекстах. Она включает в себя результаты анализа личности, анализа отношений и групповой динамики.

 Все это в значительной степени способствует устранению нарушений коммуникации, осмыслению и разрешению недопониманий и конфликтов.


 Отправная точка анализа транзакций.

 Берн революционизировал психоанализ того времени двумя на первый взгляд, простыми высказываниями:

 · Я в норме


· Ты в норме

 Что за этим стоит?

 
· Человек от рождения в норме, он рождается в мир с хорошим и здоровым потенциалом.

 
· Каждый человек, даже человек с проблемами психического здоровья, является полноценным и умным человеком.

 
· В самом человеке заложены необходимые инструменты для формирования собственной жизни.

 Как раз последний момент, конечно, предполагает наличие достаточных знаний и действенных методов. Но не следует упускать из виду, что здесь преобладает принципиально позитивное понимание человека.

 Это привело к новым отношениям между пациентами и психотерапевтом, которые теперь были отмечены уважением и проходили на равных. В то же время такой подход к трансакционному анализу позволяет, прежде всего, понять самих себя, свое психоэмоциональное состояние и собственное поведение, поступки даже те которых мы порой сами от себя не ожидаем.

 Берн считал, что таким образом, все люди независимо от их психических заболеваний в порядке и все психические проблемы разрешимы.

 
Фактическая транзакционная модель: Я-Родитель, Я-Взрослый и Я-Ребенок

 
Для Берна в человеческом общении лежал ключ к психике, потому что способ общения показывает характер, а также чувства и воспоминания человека. В своих наблюдениях он заметил различные типы поведения людей, которых он делит на три состояния.

 Между этими тремя я-состояниями поведения люди постоянно переключаются то назад, то вперед. Причиной этого являются разные желания, чувства и воспоминания. Для посторонних это становится очевидным на двух уровнях:

 
· На словесном уровне: то, что сказано по содержанию.

 
· На физическом уровне: как говорится, а именно по тону, жестам и мимике.

 Все три я-состояния характеризуются мышлением, чувством и поведением. И вот как они выражаются:

 · Я - Родитель

 Родители - первые кумиры. Что и как они говорят, делают, устойчиво нас формирует, особенно в первые пять, шесть лет жизни. Важно то, что в этом возрасте правила и приказы принимаются ребенком непроверенными, так как он еще не способен критически осмыслить их. В Родительском я по-прежнему находятся не только речь и поведение родителей, но в него входит все, что улавливает ребенок в этом возрасте.

 Что касается общения с другими людьми, то это может означать, что вы, например:

 - опекаете

 - навязываете свое мнение

 - критикуете.

 На физическом уровне родительское Я может проявить себя, сигнализируя о своем неодобрении, хмурясь. Словесно родительское Я обрушивается на уничижительные замечания и предубеждения.

 · Я - Взрослый

 Это условие является предпосылкой для фактического, хорошо продуманного и уважительного общения среди взрослых людей. Это проявляется в конструктивном отношении, когда вы считаете своих коллег равными и относитесь к ним соответственно.

 В отличие от я – родителя, находясь во взрослом состоянии, можно просчитывать возможные варианты действий. Я - Взрослый, не только анализирует ситуации, но и активно воздействует на них, принимая решения. Они, в свою очередь, принимаются на основе проверенной информации из всех трех я-состояний.

 В общении с другими людьми взрослое Я проявляется через внимательное слушание и рефлексивную речь.

 · Я - Ребенок

 Одновременно с утверждениями и правилами родительского я, ребенок накапливает впечатления и чувства. Судя по возрасту ребенка, по словам Берна, в первые пять лет жизни чувство беспомощности доминирует.

 Это приводит по его мнению к тому, что каждый человек несет в первую очередь вглубь себя, позиция «Я не в ладу с собой». Состояние детского Я можно наблюдать, когда кто-то ведет себя спонтанно, не обращая внимания на последствия, глупо или даже вызывающе.

 Кроме того тот, кто творчески, креативно и с любопытством подходит к работе, находится в состоянии Я - Ребенок.

 В общении между собой мы часто не воспринимаем, в каком состоянии находимся, то есть поведение происходит бессознательно.

 





Трансакционный анализ: примеры я - состояний в повседневной жизни

 
Теперь звуковые и мимические сигналы в статье можно интерпретировать только условно, но следующий пример, вероятно, каждый может представить себе из своей повседневной жизни:

 
· Не могли бы вы переслать мне почту, пожалуйста!

(Укоризненно, раздраженным голосом и скрестив руки, поскольку вопрошающий, возможно, незадолго до этого уже безуспешно просил пересылки. Или потому, что он полагает, что адресату должно быть достаточно известно, что он нуждается в Почте для выполнения своих обязанностей.) Я - Родитель.

 
· Не могли бы вы переслать мне почту, пожалуйста?

(Произнесено совершенно спокойно нормальным голосом, возможно, означенным как напоминание, но без упрека.) Я - Взрослый.

 
· Не могли бы вы переслать мне почту, пожалуйста?

(С большими глазами, растерянно, прямо-таки покорно. Спрашивающий не уверен, что он осмелится просить об этом сейчас, голос не совсем тверд.) Я - Ребенок.

 
Значение анализа транзакций

 Трансакционный анализ может помочь достичь более высокой эффективности как в частном, так и в профессиональном контексте, поскольку он способствует развитию личности.


 Тот, кто постоянно работает над своим коммуникативным поведением, может разрешить недоразумения и конфликты. Однако основными предпосылками для этого являются саморефлексия, настойчивость и организованность. Тот кто способен дистанцироваться от собственного поведения и смотреть на вещи на предметном, фактическом уровне, поймет причины некоторых проблем.

 Например, тот, кто всегда находится в заботливом Родительском состоянии по отношению к коллеге по работе, поймет, почему он должен постоянно выполнять работу от этого человека. В отношениях также возможно, что партнер берет на себя роль родительского я и, например, покровительствует партнеру без того, чтобы оба были в курсе этих моделей поведения.

 Точно так же может быть, что кто-то впадает в состояние детского я и удивляется, почему его не воспринимают всерьез.



 



Просмотров: 401
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Клинический поведенческий анализ. История анализа поведения в психотерапевтической практике.
  • Понять себя. Три эго-состояния. Транзактный анализ.
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Э. Берн - Родитель, Взрослый, Ребенок. Теория и примеры практического использования.
  • Родитель, Взрослый, Ребенок в сексуальной жизни
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Как поведение жертвы может спровоцировать насилие в отношении себя же?
  • За что в отношениях берет на себя ответственность взрослый человек?
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Люди «проедают» свое будущее (даже не замечая этого)
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Любите своих детей, НО! В первую очередь себя!
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Как формируется человек в футляре? Анализ психотипа личности
  • Применение метода прикладного анализа поведения при коррекции детского аутизма
  • Агрессивный ребенок: как может помочь родитель
  • Уважающий себя человек никогда не сделает этого
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • А есть А. Или почему в первую очередь нужно слушать себя.
  • Каждый человек должен любить себя
  • Тренинг по теории Эрика Берна трансактный анализ, из книги «Игры в которые играют люди».
  • Расстройство пищевого поведения в младенческом и детском возрасте: анализ МКБ
  • Взрослый-ребенок. Грани личности
  • Каждый человек воспринимает другого через себя.
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь