Расшифровка поведения людей является очень не простой задачей. Большинство людей, в первую очередь, оценивают вербальный контакт - что и как говорит собеседник и из этого делается вывод о его отношении. И это способствует конфликтам, как в профессиональной жизни, так и в частной. В транзакционном анализе предполагается модель, которая помогает понять других, потому что она способствует опосредованию общения и личности. Так что же конкретно означает транзакционный анализ и как он работает…
Определение транзакционного анализа: разрядка конфликтов.
Используя трансакционный анализ (та), психология предоставляет концепцию, объясняющую структуру личности человека.
Разработана она была в середине 50-х годов американским психологом Эриком Берном. Основой трансакционного анализа являются идеи и предположения из глубинной психологии, поведенческой психологии и гуманистической психологии.
Уже более полувека трансакционный анализ продолжает развиваться и по сей день, причем каждый из транзакционных аналитиков уделяет особое внимание. Цель состоит в том, чтобы люди, используя TA, могли отразить, понять и при необходимости, изменить свое восприятие.
Трансакционный анализ дает теорию о личности и о том, как люди ведут себя в определенных контекстах. Она включает в себя результаты анализа личности, анализа отношений и групповой динамики.
Все это в значительной степени способствует устранению нарушений коммуникации, осмыслению и разрешению недопониманий и конфликтов.
Отправная точка анализа транзакций.
Берн революционизировал психоанализ того времени двумя на первый взгляд, простыми высказываниями:
· Я в норме
· Ты в норме
Что за этим стоит?
· Человек от рождения в норме, он рождается в мир с хорошим и здоровым потенциалом.
· Каждый человек, даже человек с проблемами психического здоровья, является полноценным и умным человеком.
· В самом человеке заложены необходимые инструменты для формирования собственной жизни.
Как раз последний момент, конечно, предполагает наличие достаточных знаний и действенных методов. Но не следует упускать из виду, что здесь преобладает принципиально позитивное понимание человека.
Это привело к новым отношениям между пациентами и психотерапевтом, которые теперь были отмечены уважением и проходили на равных. В то же время такой подход к трансакционному анализу позволяет, прежде всего, понять самих себя, свое психоэмоциональное состояние и собственное поведение, поступки даже те которых мы порой сами от себя не ожидаем.
Берн считал, что таким образом, все люди независимо от их психических заболеваний в порядке и все психические проблемы разрешимы.
Фактическая транзакционная модель: Я-Родитель, Я-Взрослый и Я-Ребенок
Для Берна в человеческом общении лежал ключ к психике, потому что способ общения показывает характер, а также чувства и воспоминания человека. В своих наблюдениях он заметил различные типы поведения людей, которых он делит на три состояния.
Между этими тремя я-состояниями поведения люди постоянно переключаются то назад, то вперед. Причиной этого являются разные желания, чувства и воспоминания. Для посторонних это становится очевидным на двух уровнях:
· На словесном уровне: то, что сказано по содержанию.
· На физическом уровне: как говорится, а именно по тону, жестам и мимике.
Все три я-состояния характеризуются мышлением, чувством и поведением. И вот как они выражаются:
· Я - Родитель
Родители - первые кумиры. Что и как они говорят, делают, устойчиво нас формирует, особенно в первые пять, шесть лет жизни. Важно то, что в этом возрасте правила и приказы принимаются ребенком непроверенными, так как он еще не способен критически осмыслить их. В Родительском я по-прежнему находятся не только речь и поведение родителей, но в него входит все, что улавливает ребенок в этом возрасте.
Что касается общения с другими людьми, то это может означать, что вы, например:
- опекаете
- навязываете свое мнение
- критикуете.
На физическом уровне родительское Я может проявить себя, сигнализируя о своем неодобрении, хмурясь. Словесно родительское Я обрушивается на уничижительные замечания и предубеждения.
· Я - Взрослый
Это условие является предпосылкой для фактического, хорошо продуманного и уважительного общения среди взрослых людей. Это проявляется в конструктивном отношении, когда вы считаете своих коллег равными и относитесь к ним соответственно.
В отличие от я – родителя, находясь во взрослом состоянии, можно просчитывать возможные варианты действий. Я - Взрослый, не только анализирует ситуации, но и активно воздействует на них, принимая решения. Они, в свою очередь, принимаются на основе проверенной информации из всех трех я-состояний.
В общении с другими людьми взрослое Я проявляется через внимательное слушание и рефлексивную речь.
· Я - Ребенок
Одновременно с утверждениями и правилами родительского я, ребенок накапливает впечатления и чувства. Судя по возрасту ребенка, по словам Берна, в первые пять лет жизни чувство беспомощности доминирует.
Это приводит по его мнению к тому, что каждый человек несет в первую очередь вглубь себя, позиция «Я не в ладу с собой». Состояние детского Я можно наблюдать, когда кто-то ведет себя спонтанно, не обращая внимания на последствия, глупо или даже вызывающе.
Кроме того тот, кто творчески, креативно и с любопытством подходит к работе, находится в состоянии Я - Ребенок.
В общении между собой мы часто не воспринимаем, в каком состоянии находимся, то есть поведение происходит бессознательно.
Трансакционный анализ: примеры я - состояний в повседневной жизни
Теперь звуковые и мимические сигналы в статье можно интерпретировать только условно, но следующий пример, вероятно, каждый может представить себе из своей повседневной жизни:
· Не могли бы вы переслать мне почту, пожалуйста!
(Укоризненно, раздраженным голосом и скрестив руки, поскольку вопрошающий, возможно, незадолго до этого уже безуспешно просил пересылки. Или потому, что он полагает, что адресату должно быть достаточно известно, что он нуждается в Почте для выполнения своих обязанностей.) Я - Родитель.
· Не могли бы вы переслать мне почту, пожалуйста?
(Произнесено совершенно спокойно нормальным голосом, возможно, означенным как напоминание, но без упрека.) Я - Взрослый.
· Не могли бы вы переслать мне почту, пожалуйста?
(С большими глазами, растерянно, прямо-таки покорно. Спрашивающий не уверен, что он осмелится просить об этом сейчас, голос не совсем тверд.) Я - Ребенок.
Значение анализа транзакций
Трансакционный анализ может помочь достичь более высокой эффективности как в частном, так и в профессиональном контексте, поскольку он способствует развитию личности.
Тот, кто постоянно работает над своим коммуникативным поведением, может разрешить недоразумения и конфликты. Однако основными предпосылками для этого являются саморефлексия, настойчивость и организованность. Тот кто способен дистанцироваться от собственного поведения и смотреть на вещи на предметном, фактическом уровне, поймет причины некоторых проблем.
Например, тот, кто всегда находится в заботливом Родительском состоянии по отношению к коллеге по работе, поймет, почему он должен постоянно выполнять работу от этого человека. В отношениях также возможно, что партнер берет на себя роль родительского я и, например, покровительствует партнеру без того, чтобы оба были в курсе этих моделей поведения.
Точно так же может быть, что кто-то впадает в состояние детского я и удивляется, почему его не воспринимают всерьез.