|
Если ребенок - маленький тиран!Автор статьи: Юлия Михайловна Уханова
Ответ уходит корнями в недавнее прошлое: раньше с детьми «не церемонились», физические наказания были постоянными и общепринятыми мерами воспитания. В наше же время, родительство стало гораздо лояльнее! Всё чаще я слышу, как родители пытаются договориться со своими «цветами жизни!»: «Если будешь хорошо учиться/слушаться, то я тебе куплю/подарю/к нам прилетит фея...» Или запугать, используя временную перспективу: «Если ты сейчас не сделаешь, то я...» Одни мои знакомые воспитывали первенца по японской системе: вплоть до 5 лет ему было позволено всё! Мальчик спокойно мог отобрать скейт у старших ребят, и начать на нем кататься лежа. Мог нагрубить, ударить любого, кто ему не понравился или сделал замечание! Называть родителей не мама и папа, а просто по именам. В общем, список можно продолжать долго...Его не наказывали, не запугивали- старались успокаивать, уговаривать, уводили с истерикой домой. Но, гибкость и терпимость «продвинутых предков» исчезли к его 6 годам. Сына пора было подготавливать к школе, его вербальный интеллект был очень развит (манипуляции взрослыми сыграли не последнюю роль), а вот его социализация в детском коллективе откровенно «подхрамывала». Дети отказывались подчиняться самопровозглашённому лидеру, играть по его правилам, и подрабатывать прислугой. Всё, от чего так долго пытались отказаться начитанные, современные, «продвинутые» отец с матерью, вернулось на прежние рельсы: они стали повторять те же действия и слова, которые испытывали на себе, и слышали от своих родителей. Эта старая программа записана в нашем бессознательном - модель восприятия из прошлого срабатывает в моменты стресса и снятия с себя ответственности. И вновь начинается извечный конфликт отцов и детей: где каждый не уступает, решив, что он абсолютно прав! НО, воспитание — это далеко не война! Новая ветка развития родительства еще не обрела основательность, окончательное оформление. Вот поэтому взрослых воспитателей и штормит от жёсткости к жестокости, от мягкости к всепрощению. Дети перестают понимать свою роль, теряют понимание иерархии в семье. Они не «напрашиваются» на наказания: они желают, чтобы эмоциональные родители перестали впадать в обиду, из-за которой, они и начинают бить, и унижать детей. Воспитание превращается в гонку достижений: каждый уважающий себя родитель современности считает своим долгом не просто воспитать ребенка не хуже, чем у других, а развить его буквально во всех областях! Добавим к этому портрету еще и желание ни в коем случае не травмировать душу ребенка. Все же знают, что воспитывают личность, а когда срываются, то винят себя и ребенка...Порочный круг замкнулся! Хотя родители и пытаются уйти от деспотизма в воспитании, сняв с себя роль диктаторов, порой их излишняя терпимость и приводит детей к поведению настоящих тиранов!
Причины «детской тирании»: 1. Детям не хватает ясности и четкости. Ребенок еще не способен принимать и нести ответственность за свои решения. Его пугает ситуация неопределенности. Когда у дитя очень много власти - он не в силах ее контролировать. Ему нужны четкие указания, правила и границы его «полномочий». Вывод: возьмите ответственность на себя - без лишних уговоров и объяснений, сделайте четкие графики укладывания ко сну, выключения гаджетов, выполнения домашних дел, и т. д., и следите за их точным выполнением! Тем самым Вы не станете гестаповцем, Вы станете отличным педагогом-организатором собственного ребенка! Воспитание — это те еще тайм менеджмент и планирование) 2. Ритм жизни наших детей почти такой же интенсивный, как и у взрослых. До и во время школьной поры, мы их активно развиваем, весь день расписан у многих по минутам! А время на уличные и домашние игры, скуку, «ничегонеделанье», практически не остается! Родители изначальны готовы занимать дитя чем угодно, говоря, что и как ему делать, лишь бы не видеть слоняющееся от безделья, унылое чадо. Поэтому, проявление инициативы у ребенка зачастую рубится на корню.
3. Дети быстро привыкают к повторяющимся процессам — для них это гарант безопасности. Поэтому, так трудно отучить их от «мусорной еды», компьютерной зависимости, и прочих вредных привычек. При жестком отлучении от привычных действий любой взрослый взбунтуется, что уж делать ребенку? Вывод: если родитель приучает дитя к определенным правилам и ритуалам, рассказывает о семейных традициях, сам выполняет и подключает второго родителя к их соблюдению, то дитёныш получает то самое гармоничное развитие, о котором так часто трубят везде и всюду. Работа над ошибками! Дети, по природе своей, хотят быть для взрослых хорошими! Ведь они понимают, что сильнее всего их любят, если одобряют их поведение. Вплоть до 9 лет детское мышление непоследовательно и очень конкретизировано, дети не могут полностью осознавать причины и следствия своих поступков, выстраивать логические цепочки. Отпрыски способны выполнять родительские просьбы и указания, и если нет причин упираться, они сделают то, что от них требуют старшие. Предлагаю оставить бесконечные монологи, обвинения, обиды в прошлом! Именно они признаки нашего страха, тревоги и беспомощности. Понаблюдайте за собой: как только вы переходите в диалоге с ребенком на повышенные тона, начинаете раздражаться, злиться, возмущаться — вы точно теряете родительский авторитет! Важнее: - сменить крики и наказания на определенный триггер (спусковой крючок), то есть, придумать действие или слово,которые помогут Вам остаться в состоянии равновесия. Вспомните женское: «Ой, всё!» - это сигнал о прекращении ссоры! В психологических тренингах есть правило «СТОП!». А в мультфильме "Малыш и Карлсон" знаменитая фраза: «Спокойствие, только спокойствие!» Как использовать триггер в действии? Просто попробуйте увеличить расстояние между собой и ребенком (правило 10 шагов), выпить воды, и т. д. - Извиниться перед ребенком, признать свою вину, неправоту. Ребятёнок способен понять и простить, увидев, что вы действительно искренни и меняетесь на глазах в лучшую сторону. Об этом писал Конфуций: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму» - это как раз и воспитание детей, посредством личного примера! - Хвалить себя за каждый раз, когда не сорвались и не наказали! Станьте лучшим организатором: именно организация режима дня, сна и отдыха, новые доступные правила для детского сознания, помогут снизить контроль и уровень конфликтности вашей семье! P.S. Я не отношу себя к идеальным родителям, я просто достаточно хорошая мама своим дочерям! (Отсылка к Д. Винникотту) Для себя я вывела формулу: воспитание ребенка ведётся с перевоспитания прежде всего себя! Мы (родители) воспитываем детей, а они - нас! И в этом, обоюдном процессе, и рождается истина!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|