В практической работе мне удалось отследить основные этапы, которые проходит человек в отношении своей проблемы. Эти же этапы показывают динамику изменений личности. Рассмотрим каждый этап по отдельности и сопоставим их процессу психотерапии.
В самом начале человек не осознает свою проблему. Всё, что происходит с ним воспринимается, как данности жизни. У него отсутствует информация о том, что происходящее с ним не нормально. Он живет с тем, что есть.
«Я и проблема целое, неотделимое и неотличимое».
Это может быть связано со средой, в которой находится человек, ранее усвоенными нормами и взглядами на жизнь. Проблема не выделена из фона, возможно не проявлена и является нормой жизни человека. Поэтому человек, не задумывается о возможности изменения ситуации, не мыслит о работе с психотерапевтом.
В результате взросления, размышлений, сравнением с контрастной информацией, доступными примерами, в человеке зарождается сомнение. Он начинает подозревать, что что-то не так.
Здесь осознаются внешние стимулы и знаки. Мир начинает говорить человеку, что что-то идет неверным образом. Внимание к данным сигналам усиливается и нередко в человеке проявляется обвинение людей, обстоятельств, возникает чувство несправедливости внешнего мира. Человек может ощущать свое бессилие и беспомощность, недостаток ресурсов для преодоления ситуации.
«Проблема есть. В этом виноват внешний мир»
Многие люди фиксируются на этом этапе и живут в постоянном обвинении внешнего мира. Подобная фиксация играет защитную роль, потому что ограждает человека от осознания своей ответственности за происходящее и изменения, ограждает «Я» от чувства несовершенства. В этом состоянии человек так же живет, не помышляя о возможности проведения психокоррекционной работе. В этом нет вины человека, потому что культура в нашем государстве не предполагает в таких обстоятельствах идти к психологу. Человек не осведомлен.
Если же человек приходит к специалисту, то успех возможен только при условии перехода на следующий этап. Перед специалистом стоит задача пробудить в человеке личную ответственность и начать принимать решения в отношении себя и своей жизни. Психокорреционная работа на данном этапе содержит в себе множество проекций, нарушений границ, манипуляций и недопонимания.
Если человек переносит внимание на себя, происходит осознание личной ответственности, то человек переходит на следующий этап. На нем человек находится в слепом поиске, он перебирает варианты действий и выходов. На данном этапе человек начинает взаимодействовать с реальностью иными способами. Поэтому происходит исследование границ своей проблемы. Человек чувствует, где, с кем и как проявляется его проблема, с какой интенсивностью и динамикой.
«Проблема во мне»
Данный этап по моим наблюдениям можно назвать терапевтической зрелостью клиента. Именно нахождение в этом состоянии приводит к качественной и результативной совместной работе. Поэтому специалист, который умеет отрезвить своего клиента, привести его в чувства и пробудить в нем личную ответственность имеет результативную практику.
Здесь клиент становится активным участником, он не ждет чуда от специалиста или метода, он понимает, что степень его участия и открытого контакта, крайне важна. Он готов ошибаться, искать варианты, пробовать.
В результате такого поиска и прощупывания человек переходит на следующий этап, на котором ощущаются границы проблемы. Это позволяет перейти к рассмотрению проблемы со стороны. Таким образом человек разотождествляется с проблемой. Он переживает специфическое ощущение разделения себя и проблемы. Человек получает ощущение искусственности, автоматичности своего поведения и реагирования. То есть он возвышается над проблемным программным обеспечением.
«Проблема – это не я»
В практике консультирования этот процесс в разы ускоряется за счет использования опыта специалиста и грамотного использования арсенала техник. Обратите внимание, что очередь до технического выполнения психотерапевтической работы пришла только на этапе готовности к решению. Этого многие молодые специалисты не понимают, пытаясь навязать свою работу людям, которые даже не выделили проблему из фона своей жизни.
По опыту автора нельзя форсировать данные этапы. Если кажется, что у человека есть проблема, об этом можно сообщить, обратить внимание на проявления этой проблемы. Человек либо закроет на это глаза и продолжит жить, либо начнет созревать и наливаться готовностью к работе, как яблочко на солнце.
Что касается техник, то большую роль на данном этапе играют вопросы и упражнения, позволяющие отделить контексты и в каждом исследовать свои реакции, триггеры. На консультации специалист постоянно обращается к памяти клиента, либо просит смоделировать ситуации в воображении, использует так называемый мысленный эксперимент. В промежутках между ними, клиент взаимодействует с проблемными контекстами и триггерами.
Человек обретает третью позицию в отношении проблемы. Это сопровождается переходом на следующий этап. Контроль программы над жизнью человека ослабевает. Он переживает состояния свободы выбора, чувствует, что может думать и реагировать другими способами. Он начинает исходить из разумного понимания ситуации и находит конструктивные, созидательные способы реагирования.
«Я могу мыслить, чувствовать, действовать по-другому»
В психотерапии этому этапу соответствует инсайт, катарсис или момент получения ресурса. Действительно, обычно именно в эти моменты человек чувствует свободу от своего страдания. Он ощущает возможность выбора поведения с сохранением ресурсного состояния. Это характеризует выход из негативной обусловленности его жизни.
Так человек переходит к завершающему этапу личностного изменения. Он способен принимать более эффективные решения в ситуациях, которые ранее были проблемными. Это приводит к накоплению опыта нового поведения и обогащению своей личности этим опытом. То есть человек отождествляется с иным осознанием себя.
«Я изменился, обрел силу и новые возможности. Я способен» В консультировании это уже элемент наблюдения. Специалист замечает другие эмоции, проявления человека, изменения собственных реакций на человека. Также сбор и фиксация информации о том, что человек сделал по-новому в своей жизни, как он стал себя вести.
Таким образом получается 6 этапов динамики личностных изменений.
1. Проблема не осознается.
Данность жизни, человек просто живет с этим. «Я и проблема целое, неотличимое, неотделимое»
2. Обнаружение проблемы.
Осознание внешних сигналов, знаков. Что-то нет так. Обвинение людей, обстоятельств, мира. Опыт обеднен, нет ресурсов и есть ограничение. Беспомощность, бессилие. «Проблема есть. В этом виноват окружающий мир»
3. Осознание личной ответственности.
Перенос фокуса внимания на себя. Слепой поиск, исследование границ проблемы в разных плоскостях психики и жизни. «Проблема во мне»
4. Осознание границ проблемной части.
Разотождествление, специфическое переживание разделения. «Проблема – это не я»
5. Обретение 3й позиции.
Ослабление контроля проблемы над жизнью. Обретение выбора. «Я могу мыслить, чувствовать и действовать по-другому»
6. Трансформация.
Обретение нового опыта, обогащение личности, отождествление с новым опытом. Переосмысление себя с позиции опыта. «Я изменился, обрел силу и новые возможности. Я способен.»
Фрагмент книги "Психология личностных изменений". И. Киндеров.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.