|
Гало-эффектАвтор статьи: Кужильная Евгения Вячеславовна
Эффект ореола (гало-эффект) - это искажение нашего мышления, которое стремится обобщать, классифицировать, находить закономерности и в итоге упрощать наше взаимодействие со средой. Это навешивание ярлыков, когда общее впечатления явлении, человеке или вещи основывается на восприятии его частных особенностей, на первом впечатлении или на заранее известной информации (репутации), а не на реальном объекте. Например, ребятам сказали, что придет новая ужасно строгая учительница и они замерли, увидев ее на пороге класса, весь урок боялись руку поднять и ответить. Или увидели на улице красивую девушку, нафантазировали, что она еще умная, интересная, творческая или наоборот стервозная и легкомысленная и вот уже ту же прониклись к ней симпатией или отторжением. Хотя она стоит, молчит и свой автобус ждет! Или новый коллега помог донести пакеты в машину, вы подумали: "какой замечательный человек", а потом узнаете, что он бьет жену каждый день. И вы на секунду внутренне удивитесь: "не может быть! такой замечательный человек! Наверное, она его доводит". Поразительная особенность гало-эффекта - мы не желаем расставаться с ярлыками, если они уже появились. Этим эффектом сейчас вовсю пользуются маркетологи, предлагая блогерам рекламировать товар. Та симпатия, которую вы испытываете к человеку, всегда делает товар чуть привлекательнее. Или если вам понравилось одно средство, то эффект ореола создает "кредит доверия" данной фирме, вам кажется, что и название, и логотип отличный, и другие их продукты высокого качества! Хотя возможно, всё не так, но редко требуется разбираться в этом.
Эффект ореола чаще всего возникает в условиях: дефицита времени (некогда разобраться) перегруженности информацией (нет возможности проанализировать конкретно) незначимости другого человека сверхзначимости (вспомните комедию Гоголя «Ревизор» - как долго герои не замечали, что самозванец не разбирается в своей работе) стереотипа восприятия на основе обобщенного представления о группе людей (все блондинки глупые) неординарности личности (одна черта бросается в глаза и оттеняет на задний план все другие качества)
И он знаком нам всем без исключения) Хотя знания о подобном искажении, возможно, помогут вам сегодня пересмотреть устаревшие бирки. Все ли ярлыки "я не могу", "это меня бесит", "это я люблю" актуальны? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|