Как перестать искать "маму"? Часть вторая. Различие подходов.

Автор статьи: Фёдор Ерохин

Доброго дня!

Во второй части статьи поясняю моменты, которые вызвали вопросы. Конструктивный диалог приветствуется.

Первая часть статьи по ссылке: https://www.psyoffice.ru/article/148587/

Статья является анализом различий в подходах к терапии, назовем их традиционный (по большей части аналитический) и системно-феноменологический (расстановочный).

Итак, различие первое.

В традиционном подходе терапевт безусловно принимает  клиента, дает ему тепло, принятие и поддержку. В ходе терапии клиент получает тот опыт принятия, который он не получил от родителей. Предполагается, что клиенту не хватило для жизни. от родителей и он может взять это от терапевта.

В системно-феноменологическом подходе расстановщик безусловно принимает и дает место всей семейной системе клиента. Если клиент, к примеру, обижен на мать, то терапевт должен дать место его матери внутри себя, встать за спину матери. Предполагается, что родители дали клиенту достаточно, для того, чтобы жить.

Различие второе. Оно вытекает из первого.

В традиционном подходе терапевтические отношения строятся по модели родитель-ребенок, в смысле терапевт дает поддержку, принятие и тепло, клиент получает. Предполагается, что терапевт дает как старший, клиент получает как младший. 

В системно-феноменологическом подходе отношения строятся по модели взрослый-взрослый. Предполагается, что клиент, которому нужна помощь обращается к терапевту, у которого есть инструмент. И расстановщик приходит в систему клиента как самый младший, клиент и расстановщик образуют новую терапевтическую систему. По законам систем, младший может почувствовать то, что исключено старшими, т.е. расстановщик, только находясь в позиции младшего имеет доступ к исключенному. По тем же системным законам новая система имеет преимущество перед более ранней. В данном случае новая терапевтическая система имеет доступ к семейной системе клиента для помощи клиенту в его запросе. Если расстановщик становится в позицию старшего, то помощь невозможна.

Что следует из этих отличий?

Рассмотрим следствия на основе трех системных законов: Принадлежности, Иерархии, Уравновешивания.

Что происходит, когда терапевт дает клиенту то, что тот не получил от родителей? 

В первую очередь исключается та часть родителей, которая, должна была додать ребенку то, что теперь дает терапевт. С этой точки зрения терапевт говорит клиенту: "Я буду для тебя лучше чем родители, я дам тебе больше". В этом смысле терапевт становится в позицию старшего, иногда даже в позицию старшего не только клиента, но и его родителей.

Во вторую очередь возникает вопрос, куда девается исключенная часть родителей, вместо которой терапевт дает клиенту тепло, принятие и поддержку? Поскольку терапевт приходит в систему клиента позже, то он является младше, а младшие берут на себя исключенное старшими. Терапевт берет исключенную часть на себя. Как следствие, клиент рано или поздно в терапевте эту часть обнаружит и начнет злиться на терапевта, так же как и злится на свою мать. Произойдет осознание, что и в терапии он по настоящему не получил того, чего он хотел. Что в этот момент происходит? Рушатся терапевтические отношения, которые строились годами. Терапия прекращается. Это означает то, что клиент повзрослел и может самостоятельно справиться со своими проблемами. В этом смысле клиент может иногда считать себя обманутым дважды, понимая, что он снова один на один остается со своими проблемами, но получивший новый опыт.

В расстановках терапевт не заменяет маму, но находит проход к собственным родителям клиента, через принятие всей семейной системы клиента и через благодарность. В данном случае принятие означает: не игнорировать,  не жалеть, не осуждать и не восхвалять никого из членов системы. Если терапевт становится на роль мамы для клиента это означает, что он исключает маму клиента, по крайней мере исключает какую-либо часть его мамы. В расстановках важно полное принятие. Это означает согласие с тем, что у клиента мама такая, какая есть. Даже если она выкинула новорожденного ребенка в мусорный контейнер. Звучит страшно. В этом случае есть величайший соблазн впасть в жалость к клиенту и в осуждение его матери. Выдержать такое очень сложно. Расстановщиков учат это выдерживать. Важно за всеми этими ужасами увидеть, куда течет любовь и эту любовь показать клиенту, дать возможность с ней соприкоснуться. В системно-феноменологическом подходе незачем расстановщику становиться "мамой", если он в согласии с тем, какая мама у клиента.

В данном подходе изначально клиент воспринимается взрослым и способным решить свои проблемы и достичь своих целей, но не достигшим их до сих пор из-за лояльности к семейной системе. Т.е. задачи системы важнее, чем задачи отдельно взятого её члена. Расстановщик лишь помогает клиенту увидеть системные динамики и по возможности освободиться от них: дать место исключенному, восстановить иерархию и уравновесить баланс.

Иногда терапия происходит и без терапии. Исключенное рано или поздно проявляется, например, дети клиента вне зависимости от пола могут взять на себя ту исключенную часть матери клиента, они будут выполнять роль мамы для мамы и в этом смысле будут переплетены с бабушкой и не будут свободны. Тогда клиент будет злиться на своих детей как на свою маму.

Теперь поговорим о третьем принципиальным отличии.

До какого момента ребенок получает от родителей безусловную любовь, поддержку и принятие? Ответ: до первого наказания. После него мир для ребенка рушится. Ребенок понимает, что есть ограничения. В ходе традиционной терапии клиент возвращается на время сессии в детский период до первого наказания. Что бы он не озвучил на терапии, он получит безусловное принятие от терапевта, как когда-то до первого наказания получал принятие родителей. Даже если это будут самые потаенные уголки души. Реальный мир имеет ограничения и довольно жесткие. И даже пожизненная терапия не огородит клиента от внешнего мира.

В системно-феноменологическом подходе изначально признается взрослость, изначально признаются ограничения реального мира. Но так же в нем признается и открывается доступ к настоящим родителям клиента. Основной инструмент здесь - это благодарность родителям за жизнь, за все что они дали и признание того, что дали родители достаточно для того чтобы жить. В данном случае можно считать, что идет возвращение не в детство, а в замысел. Осознанно или не осознанно родители пошли на риск, чтобы дать жизнь ребенку. И это не зависит от личностных качеств родителей. Родители дали жизнь такими, какие они есть, и у них свои ограничения, свои травмы, свой мир, своя жизнь. И часть этого они передали ребенку, в том числе и через первое наказание. И только через благодарность идет принятие родителей и нет необходимости искать "маму" вовне.

Мама и папа через благодарность и принятие становятся мощнейшим ресурсом!

Отвечу на любые вопросы. 

Мои консультации и расстановки:
https://www.psyoffice.ru/zayavka.php?mod=psiholog&id=165481 
Как перестать искать маму Часть вторая Различие подходов



Просмотров: 400
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • "Терапевт- Бог" умер. Философия на благо Клиента.
  • Как терапевт выбирает клиента. Рациональное.
  • Как терапевт выбирает клиента. Иррациональное.
  • Клиент и терапевт первая встреча
  • Терапевтические отношения: отношения терапевт - клиент.
  • Границы взаимодействия терапевт-клиент
  • Терапевт и клиент - фасилитация контакта.
  • Гештальт - терапевт и клиент: феномены сотрудничества
  • Рассказ клиента от первого лица: Трансформация образа Матери в терапии
  • Чем полезна работа с психологом: фокус на отношениях клиент–терапевт
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Родители хотели, чтобы я повзрослел, теперь терапевт...
  • Картина мира клиента в гештальт-подходе
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • Системные расстановки: клиент, расстановщик и поле.
  • Злой терапевт, добрый терапевт. Фрустрация и поддержка. Скрытые мотивы.
  • О системно-феноменологическом подходе
  • Любовь родителей и принятие себя. Обида и прощение.
  • "Из замочной скважины Души" или критерии успешной терапии глазами клиента
  • Принятие другого через принятие себя. Самотерапия
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Размышления о терапии "тревожного" клиента
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь