|
Управление креативностьюАвтор статьи: Сергей Давиденко
Если рассматривать тему управления креативностью в контексте системы управления креативностью, то предлагаю для начала обратиться к самому понятию управления. Управление Что такое управление по вашему мнению? Проще всего прояснить этот термин, пользуясь метафорой автомобиля. У вас есть цель. Вы садитесь в автомобиль, нажимаете на педали, крутите руль чтобы доехать до цели. А если бы вы сели в автомобиль-такси? Заплатили деньги таксисту и он бы вас доставил к вашей цели? Было бы это управлением? Конечно же, нет. Под управлением принято считать такой процесс, когда вы сталкиваетесь с факторами, на которые надо как-то реагировать. И если вы не будете реагировать, сидя за рулём, то вы приедете не туда. Ну и до цели, соответственно не доберётесь. Есть очень интересная мысль про управление: «Управление начинается тогда, когда мы сталкиваемся с проблемами». Хорошо, что же такое проблема? Проблемой можно как раз называть разницу между текущим состоянием и желаемым состоянием. Вот этот самый зазор, люфт, между состоянием 1 и состоянием 2. Здорово ведь, правда? Пока вы лежите на диване – нет никакой проблемы! Надеюсь, никого не смущает частое использование мной слова «проблема»? Но как только вы решите попу оторвать от дивана и начать двигаться к цели, то в этот самый момент возникает проблема. Вам надо что-то делать, что-то решать, справляться с возникающими на пути трудностями. И вот здесь начинается ваше развитие. Чтобы преодолевать трудности, решать их, вам придётся учиться. Поэтому следующий важный момент в коучинге, с которым вы столкнётесь – обучение. И коучинг в смысле обучения очень перспективная и мощная технология. В самом деле, потенциал огромный для использования коучинга в обучении где угодно: школьное обучение, профессиональные навыки, общение, саморазвитие… И что же происходит когда вы обучаетесь? Во-первых, вы получаете новые когнитивные модели (представления о мире). Во-вторых, вы эти модели связываете со своим опытом. В-третьих, вы постоянно сомневаетесь: а достаточно ли хороши мои модели, насколько они соответствуют реальности. Мало иметь правильные представления об окружающем мире, этим представлением ещё важно уметь воспользоваться. Информация без практики остаётся информацией. И только когда вы свяжете информацию со своим опытом, она станет знанием. Когда вы сможете так использовать модели, чтобы достичь конкретных результатов. Нельзя обойти важный вопрос – а как связать опыт с когнитивными моделями? Референтный опыт Тогда нам надо раскрыть понятие референтного опыта, каким он бывает: 1. Воспоминания 2. Актуальное поведение 3. Сконструированный опыт Когда имеем дело с воспоминаниями, то можно привести такой пример. Приходит клиент на психологическую консультацию. И рассказывает: «Вот у меня с девушками происходит так. Я выбираю только замужних девушек». Консультант даёт ему объяснение, что из-за внутреннего конфликта клиент не хочет создавать семью. И объясняет клиенту суть внутреннего конфликта. Клиент понимает (осознаёт) модель, которую ему дал консультант и соотносит эту модель со своим прошлым опытом. На следующем шаге клиент приходит на тренинг и просит научить общаться с незамужними девушками. И тогда тренер обучает человека навыками общения и сразу на тренинге происходит связывание когнитивной модели с опытом, с реальным поведением. Не всегда возможно получить реальный опыт. Тогда его можно сконструировать. Либо в своём воображении, либо с помощью игрового симулятора. Воображаемый опыт точно так же обеспечит вас необходимыми переживаниями и обеспечит связь с когнитивной моделью. Когда вы обучаетесь, то увеличивается ваша компетентность. В свою очередь компетентность может быть: 1. Бессознательной компетентностью 2. Осознаваемой компетентностью. Бессознательная компетентность создаётся когда вы формируете референтный опыт. Обычно это происходит через исследовательскую деятельность. Осознанная компетентность связана с кодированием (установлением связи между картой и референтным опытом). Для осознанной компетентности необходима прикладная деятельность. Вас снабжают инструкциями, дают определенные алгоритмы, а вы пробуете их применять на практике. Поэтому в обучении важно сочетать исследовательскую работу и прикладную деятельность. В системе управления креативностью «Инсайт», кстати, эти две области разнесены. И в каждой области выполняется отдельная работа с задачей. Каким образом можно «поднять» креативность?
Для реализации первого и второго пункта вам потребуются разные обучающие инструменты, а именно: - сценарии и рассмотрение примеров (кейсов); - анкетирование; - поведенческие приложения; - ролевые игры. А как ещё можно увеличить поведенческую гибкость? - через работу с внутренними ограничениями, с тем, что мешает вам быть креативным; Если рассматривать внутренние ограничения, то это, можно смело сказать, одно из ключевых направлений в работе коучинга. Помните формулу: Потенциал – Вмешательство Если сможете убрать вмешательство, то становитесь более раскрепощенным, гибким и, соответственно, креативным. Для творчества нужна энергия. Много энергии. И чтобы поднять свой энергетический уровень необходимо хорошенько поработать. Вы готовы к тому, чтобы изменить свой обычный уклад, привычный распорядок? Вы вообще готовы меняться? Этот вопрос про готовность меняться – он тоже очень важный. Вы либо остаётесь на диване и предаётесь пустым мечтаниям. Либо начинаете двигаться в новом направлении. При этом движение не обязательно будет лёгким, а скорее всего будет сопряжено с трудностями. Я пока не затрагивал тему мотивации, но в процессе коучинга неизбежно этот вопрос вы зададите самому себе – а зачем вообще мне куда-то двигаться? Почему бы дальше не полежать на диванчике? И следующий раздел – это работа с внутренними состояниями. Основные состояния, с которыми мы работаем в коучинге креативности, это мечтатель, реалист, критик. Но также работаем и с более тонкими состояниями – исследователь, хранитель, проводник, бунтарь… Работа с внутренними состояниями позволяет глубже исследовать как проблемное пространство, так и пространство решения. И по-разному взаимодействовать с объектами этих пространств. Узнать про курс: "Креативная система поиска и принятия решений для бизнеса Инсайт": https://planerka.info/courses/kurs-kreativnaja-sistema-poiska-i-prinjatija-reshenij-dlja-biznesa-insajt/ А прямо сейчас у меня для вас подарок - вы можете получить бесплатно запись вебинара: "Зачем бизнесу креативность"! https://planerka.info/item/otkrytyj-vebinar-zachem-biznesu-kreativnost/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|