Управление креативностью

Автор статьи: Сергей Давиденко

Если рассматривать тему управления креативностью в контексте системы управления креативностью, то предлагаю для начала обратиться к самому понятию управления.

Управление креативностью

Управление

Что такое управление по вашему мнению?

Проще всего прояснить этот термин, пользуясь метафорой автомобиля. У вас есть цель. Вы садитесь в автомобиль, нажимаете на педали, крутите руль чтобы доехать до цели.



А если бы вы сели в автомобиль-такси? Заплатили деньги таксисту и он бы вас доставил к вашей цели? Было бы это управлением?

Конечно же, нет. Под управлением принято считать такой процесс, когда вы сталкиваетесь с факторами, на которые надо как-то реагировать. И если вы не будете реагировать, сидя за рулём, то вы приедете не туда. Ну и до цели, соответственно не доберётесь.

Есть очень интересная мысль про управление: «Управление начинается тогда, когда мы сталкиваемся с проблемами».

Хорошо, что же такое проблема? Проблемой можно как раз называть разницу между текущим состоянием и желаемым состоянием. Вот этот самый зазор, люфт, между состоянием 1 и состоянием 2.

Здорово ведь, правда? Пока вы лежите на диване – нет никакой проблемы!

Надеюсь, никого не смущает частое использование мной слова «проблема»? Но как только вы решите попу оторвать от дивана и начать двигаться к цели, то в этот самый момент возникает проблема. Вам надо что-то делать, что-то решать, справляться с возникающими на пути трудностями.

И вот здесь начинается ваше развитие. Чтобы преодолевать трудности, решать их, вам придётся учиться.

Поэтому следующий важный момент в коучинге, с которым вы столкнётесь –  обучение. И коучинг в смысле обучения очень перспективная и мощная технология. В самом деле, потенциал огромный для использования коучинга в обучении где угодно: школьное обучение, профессиональные навыки, общение, саморазвитие…

И что же происходит когда вы обучаетесь?



Во-первых, вы получаете новые когнитивные модели (представления о мире).

Во-вторых, вы эти модели связываете со своим опытом.

В-третьих, вы постоянно сомневаетесь: а достаточно ли хороши мои модели, насколько они соответствуют реальности.

Мало иметь правильные представления об окружающем мире, этим представлением ещё важно уметь воспользоваться. Информация без практики остаётся информацией. И только когда вы свяжете информацию со своим опытом, она станет знанием. Когда вы сможете так использовать модели, чтобы достичь конкретных результатов.

Нельзя обойти важный вопрос – а как связать опыт с когнитивными моделями?

Референтный опыт

Тогда нам надо раскрыть понятие референтного опыта, каким он бывает:
1. Воспоминания
2. Актуальное поведение
3. Сконструированный опыт

Когда имеем дело с воспоминаниями, то можно привести такой пример. Приходит клиент на психологическую консультацию. И рассказывает: «Вот у меня с девушками происходит так. Я выбираю только замужних девушек». Консультант даёт ему объяснение, что из-за внутреннего конфликта клиент не хочет создавать семью. И объясняет клиенту суть внутреннего конфликта. Клиент понимает (осознаёт) модель, которую ему дал консультант и соотносит эту модель со своим прошлым опытом.

На следующем шаге клиент приходит на тренинг и просит научить общаться с незамужними девушками. И тогда тренер обучает человека навыками общения и сразу на тренинге происходит связывание когнитивной модели с опытом, с реальным поведением.

Не всегда возможно получить реальный опыт. Тогда его можно сконструировать. Либо в своём воображении, либо с помощью игрового симулятора. Воображаемый опыт точно так же обеспечит вас необходимыми переживаниями и обеспечит связь с когнитивной моделью.

Когда вы обучаетесь, то увеличивается ваша компетентность. В свою очередь компетентность может быть:
1. Бессознательной компетентностью
2. Осознаваемой компетентностью.

Бессознательная компетентность создаётся когда вы формируете референтный опыт. Обычно это происходит через исследовательскую деятельность.

Осознанная компетентность связана с кодированием (установлением связи между картой и референтным опытом). Для осознанной компетентности необходима прикладная деятельность. Вас снабжают инструкциями, дают определенные алгоритмы, а вы пробуете их применять на практике.

Поэтому в обучении важно сочетать исследовательскую работу и прикладную деятельность. В системе управления креативностью «Инсайт», кстати, эти две области разнесены. И в каждой области выполняется отдельная работа с задачей.



Каким образом можно «поднять» креативность?

  1. Увеличивая количество когнитивных моделей и умения использовать их в соответствующих ситуациях
  2. Увеличивая поведенческую гибкость. Какой элемент системы можно сделать более гибким. А какой оставить твёрдым.
Для реализации первого и второго пункта вам потребуются разные обучающие инструменты, а именно:
- сценарии и рассмотрение примеров (кейсов);
- анкетирование;
- поведенческие приложения;
- ролевые игры.

А как ещё можно увеличить поведенческую гибкость?

- через работу с внутренними ограничениями, с тем, что мешает вам быть креативным;
- через работу с энергией;
- через работу с внутренними состояниями.

Если рассматривать внутренние ограничения, то это, можно смело сказать, одно из ключевых направлений в работе коучинга.

Помните формулу: Потенциал – Вмешательство

Если сможете убрать вмешательство, то становитесь более раскрепощенным, гибким и, соответственно, креативным.

Для творчества нужна энергия. Много энергии. И чтобы поднять свой энергетический уровень необходимо хорошенько поработать. Вы готовы к тому, чтобы изменить свой обычный уклад, привычный распорядок? Вы вообще готовы меняться?

Этот вопрос про готовность меняться – он тоже очень важный. Вы либо остаётесь на диване и предаётесь пустым мечтаниям. Либо начинаете двигаться в новом направлении. При этом движение не обязательно будет лёгким, а скорее всего будет сопряжено с трудностями.

Я пока не затрагивал тему мотивации, но в процессе коучинга неизбежно этот  вопрос вы зададите самому себе – а зачем вообще мне куда-то двигаться? Почему бы дальше не полежать на диванчике?

И следующий раздел – это работа с внутренними состояниями. Основные состояния, с которыми мы работаем в коучинге креативности, это мечтатель, реалист, критик. Но также работаем и с более тонкими состояниями – исследователь, хранитель, проводник, бунтарь…

Работа с внутренними состояниями позволяет глубже исследовать как проблемное пространство, так и пространство решения. И по-разному взаимодействовать с объектами этих пространств.

Узнать про курс: "Креативная система поиска и принятия решений для бизнеса Инсайт":
https://planerka.info/courses/kurs-kreativnaja-sistema-poiska-i-prinjatija-reshenij-dlja-biznesa-insajt/



А прямо сейчас у меня для вас подарок - вы можете получить бесплатно запись вебинара: "Зачем бизнесу креативность"!
https://planerka.info/item/otkrytyj-vebinar-zachem-biznesu-kreativnost/ 


Просмотров: 221
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Личный опыт изменений в жизни через работу с внутренними образами
  • Методы коучинга для управления креативностью
  • Вагинизм. Проблема, которую можно и надо решать.
  • Можно ли поменять близкого человека через работу с собой?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Управление эмоциональным состоянием через арт-терапию
  • Несколько правил, придерживать которых, можно лучше управлять своим эмоциональным состоянием
  • Зачем ходить к психологу, когда обо всем можно прочитать в интернете и разобраться самому?
  • Как происходит работа со сложными состояниями. Зачем про них говорить?
  • Работа с семейными проблемами с использование модели GROW в коучинге
  • Деньги. Что можно сделать прямо сейчас, чтобы стать богаче
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Управление своим настроением и состоянием.
  • Управление своим эмоциональным состоянием
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • Когда либо ты, либо тебя. История из опыта.
  • Трудоустройство на раз-два-три, или На что на самом деле надо обращать внимание, когда ищешь работу
  • Регулирование мужской модели поведения. "Вам всем одно и тоже надо"
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Сказкотерапия. Когда использовать и как можно ей нанести вред.
  • Этот жестокий и болезненный иллюзорный мир. Или когда ожидания не соответствуют реальности
  • Этот жестокий и болезненный иллюзорный мир. Или когда ожидания не соответствуют реальности.
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • 4. Критерии, по которым можно определить компетентность специалиста
  • Нет энергии ни на что! Что можно сделать самому? Зачем стоит обратиться к специалисту?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь