|
Работа с семейными проблемами с использование модели GROW в коучингеАвтор статьи: Степанова Людмила Григорьевна
В настоящее время тема коучинга стала одной из самых востребованных в области оказания психологической помощи. На Западе парадигма коучинга как особого стиля обучающего взаимодействия родилась не вдруг, а развилась на основе рефлексии передовых подходов в области наставничества, бизнес-консультирования, психологического консультирования и психотерапии. Коучинг построен на открытиях, почти все из которых были сначала сделаны в других областях. Его упрощенно можно считать сводным сборником эффективных принципов, техник и подходов. Коучинг помогает людям развиваться, осваивать новые навыки и достигать больших успехов. В нашей стране коучинг появился сравнительно недавно и сразу завоевал признание в качестве эффективной способа достижения конкретных результатов в различных жизненных сферах клиента. Поэтому в начале хотелось бы остановиться немного на рассмотрении коучинга, как нового вида психологического помощи. Суть коучинга заключается не столько в том, как это делается, сколько в том, что именно делается. Во многом успешность коучинга обусловливает взаимная поддержка коуча и его клиента, а также используемые ими средства и стиль общения. Коучинг фокусируется на будущих возможностях, а не прошлых ошибках. Т. Голви (Timothy Gallwey), автор концепции внутренней игры, лежащей в основе коучинга, определил сущность коучинга, которая состоит в том, чтобы «раскрыть потенциал человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться» [1]. Основная задача коучинга не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. Суть этого подхода заключена в раскрытии спящего внутреннего потенциала, и приведении в действие системы мотивации каждого отдельно взятого человека. Можно так сказать, что коучинг – это сопровождение клиента в его поиске решения. Среди базовых принципов (или пресуппозиций) коучинга выделяют, такие, как: все люди обладают способностью к развитию; люди способны изменяться только в тех случаях, когда хотят этого и готовы к этому; мы ограничиваем наш потенциал рамками наших убеждений (например, считая, что определенные вещи невозможны из-за внешних или ситуационных барьеров); маленькие изменения приводят к большим изменениям; создание решений более эффективно, чем решение проблем (сравните, например: «у меня есть проблема, которую я хочу решить» и «у меня есть задача, которую я хочу решить»); у всех людей есть ресурсы для поиска и создания собственных решений. Значимость пресуппозиций состоит не в том, что они истины (т.е. в точности описывают объективную реальность), а в том, что в них полезно поверить для наиболее эффективного выполнения определенных задач в коучинге. В настоящее время существует и развивается большое количество направлений коучинга: когнитивный коучинг, НЛП-коучинг, гештальт-коучинг, экзистенциальный коучинг, нарративный коучинг и другие. В последнее время наметилась тенденция, при которой с ростом спроса на коучинг вообще, повышается и спрос на «специализированный» коучинг в узких сферах. Наиболее популярными видами коучинга являются: а) по области применения – бизнес-коучинг и коучинг личной эффективности или лайф-коучинг (мотивационный коучинг, коучинг целей/результатов, коучинг управления временем, коучинг карьеры, коучинг взаимоотношений, семейно-системный коучинг); б) по участникам коучинга – индивидуальный и групповой; в) по формату – очный и заочный, а также внешний и внутренний. Все эти подходы объединены важным философско-методологическим принципом, согласно которому каждый человек, организация, семья обладает всеми необходимыми ресурсами и возможностями для реализации своих замыслов, и в целом, для гармоничного функционирования и развития. Исходя из этого принципа, коуч всегда уважает личный и профессиональный опыт клиента, рассматривает его как творческую, ресурсную и целостную личность. Коуч в своей работе использует различные технологии, перемещающие клиента из зоны проблемы в зону эффективного решения. Коуч позволяет клиенту увидеть, почувствовать новые подходы и возможности, позволяет раскрыть его потенциал и «навести порядок» во многих областях жизни, в том числе и семейной. Что клиент получает от коучинга? Можно выделить пять главных, описываемых результатов коучинга: 1. Построение такой жизни, которая позволяет ставить и осуществлять важные личные цели, позволяет обрести внутреннюю гармонию. Коуч предлагает стратегии для управления временем, жизненной гармонией и качеством жизни. 2. Обретение силы и усиление жизненной мотивации. Коуч поможет сосредоточиться на том, что наиболее важно для клиента, и действовать согласно этим ценностям. 3. Достижение и увеличение благосостояния (не только материального). Если мы четко определяем для себя, какие блага мы хотим получить, наша жизнь организуется таким образом, чтобы эти блага нам обеспечить. В результате мы становимся и более счастливыми и более успешными. 4. Преодоление трудностей и барьеров. Часто нам приходится сталкиваться с огромным количеством разнообразных внутренних и внешних препятствий. Благодаря качественно проведенному коучингу, внутренние блоки могут исчезнуть, а внешние блоки – быть преодолены. Это наиболее эффективный путь. 5. Прояснение своих целей и сосредоточение на приоритетах. Если мы четко знаем, чего именно хотим от жизни, процесс получения этого становится гораздо проще. Хорошо определенные цели и установки на будущее позволяют нам расслабиться и сосредоточиться на том, что действительно важно именно сейчас. Роль коуча заключается в том, чтобы помочь клиенту определиться с приоритетами и поддерживать в нем решимость добиться цели и ответственность за ее достижение. Коуч фокусируется на созидании, на достижении целей, на создании результатов, а его клиент – это человек, который хочет идти к своим целям. Цели и направление работы определяет клиент, а коуч сопровождает его на этом пути. Коучинг направлен из настоящего в будущее. Коучинг предназначен для всех, кто хочет сделать свою жизнь счастливой и успешной, и он начинается с вопроса: «Чего ты хочешь?». Если клиент не определился с ответом, коуч поможет ему выяснить его истинные желания и поддержит на пути обретения этой истины. Наиболее распространенным способом структурирования беседы в коучинге является модель эффективных вопросов, созданная Дж. Уитмором (John Whitmore), – модель GROW, которая переводится как РОСТ. Аббревиатура GROW (РОСТ) означает ключевые точки, через которые стоит провести клиента и которые являются: – Goal – Расстановка целей, определение целей на короткий (например, на данную сессию), на ближайшее будущее, на долгосрочную перспективу. – Reality – Обследование текущей ситуации с позиции понимания действительности (реальность). – Options – Список возможностей и дальнейших стратегий или направлений действий. – Way/Will – То, что надо сделать (намерения): «Что, когда, кем и ради чего?» будет делаться. Смысл модели заключается, как пишет Дж. Уитмор, в технике достижения целей, начиная разбор с самого начала, т.е. с целеполагания или формирования цели (goal). Далее трезвый взгляд на реальное положение вещей (reality) дает нам возможность проникнуться ситуацией, в какой же точке своего развития находится клиент. Причем автор подчеркивает про логичную, казалось бы, последовательность – «надо понимать реальность прежде, чем ставить цели. Это не так – цели, основанные только на текущей реальности, остаются только реакцией на проблему, они ограничены прошлыми достижениями…» [3, с. 55]. Даже если цели можно определить лишь приблизительно до детального изучения ситуации, все равно это следует сделать в первую очередь. Затем, когда реальность прояснится, можно более четко сформулировать цели или даже изменить их, если ситуация будет несколько отличаться от той, какой она представлялась вначале. Затем, когда становится ясно, куда клиент хочет прийти (точка Б) и где он сейчас находится (точка А), третий шаг – обзор всех возможных вариантов (options). А когда клиент выбрал подходящий вариант, то самый главный и завершающий шаг – действия, или намерения, или What, When, Who, Will по Дж. Уитмору. Последовательность эта циклическая. Это значит, что расстановка расплывчатых целей допустима лишь до тех пор, пока детально не обследована текущая ситуация (реальность). После этого необходимо вернуться обратно и более точно определить цели, прежде чем двигаться дальше. Даже самая четкая начальная цель может оказаться неверной или неподходящей после обследования ситуации (реальности). При изучении списка возможностей придется возвращаться, чтобы проверить, насколько каждая из них приближает к цели. Наконец, прежде чем определить то, что надо сделать (намерения), важно снова проверить, насколько это соответствует расстановке целей. Задавая клиентам правильные вопросы можно научить их думать вести логическую цепочку от цели к действию. А когда они сами привыкнут задавать себе эти вопросы, то любое дело или задание, за которое они возьмутся, будет выполнено на 100%. Теперь хотелось бы подробнее рассмотреть каждый из этих шагов модели GROW и возможности ее использования в коучинговом процессе при работе с семейными проблемами. С семейными проблемами можно работать не только с семьей в целом, но и с отдельными членами семьи в рамках лайф-коучинга. Коучинг проводится в форме регулярных встреч, которые называются сессиями коучинга. Итак, первый шаг – постановка цели, причем не только итоговой (запрос клиента), но и цели каждой конкретной коучинговой сессии, а также постановка промежуточных рабочих целей. Коучинговая сессия неизменно начинается с определения цели. Если клиент пришел на сессию, ему нужно четко определить, чего он хочет от данной сессии получить: «Чего вы ожидаете от нашей сегодняшней встречи?», «У нас есть час, что бы вы хотели успеть сделать за это время?», «Что было бы для вас самым полезным на этой встрече?». Промежуточные рабочие цели определяют уровень исполнения, достигнув которого клиент сочтет, что у него есть все шансы добиться конечной цели (в этом и проявляется один из принципов коучинга – маленькие изменения приводят к большим изменениям). Конечная цель (какие цели ставят члены семьи перед собой, чего они хотят в итоге достичь) и промежуточные рабочие цели формулируются в соответствии с моделями SMART и PURE (аббревиатуры образованы начальными буквами нижеследующих определений). В соответствии с моделью SMART цели должны быть точными (Specific), измеримыми (Measurable), достижимыми (Achievable), реалистичными (Realistic) и своевременными (Timely), а с моделью PURE – позитивными (Positive), понятными (Understandable), уместными (Relevant) и этичными (Ethical). Для прояснения целей клиента, а точнее, для описания желаемого результата можно задавать такие вопросы, как: «Что вы надеетесь получить для себя и для своей семьи в результате нашей работы?», «Каким образом вы бы хотели изменить свою семью?», «Что вы хотите для себя и своей семьи?», «Это действительно цель или просто мечта?», «Чувствуете ли вы воодушевление при мысли о цели?», «Конфликтует ли эта цель с чем-то еще? Другими целями, ценностями, убеждениями?», «Если вы достигнете цели, есть ли что-либо, что вы можете потерять?», «Что вы потеряете, если не достигнете цели?», «Находится ли ваша цель в зоне вашей компетенции и контроля?», «Измерима ли ваша цель?», «Привязана ли к дате?», «Позитивна ли?», «Как вы поймете, что достигли цели?». Иными словами коучу необходимо определить то, к чему семья стремится как целое, так и то, какими ресурсами она в данный момент располагает для этого. Определив различные цели, можно переходить к следующему шагу – к прояснению существующей ситуации. Это описание реальности, т.е. той реальной ситуации, в которой находится семья и которая членов семьи не устраивает. Главным критерием в таком обследовании является объективность, которая подвергается большим искажениям, обусловленным мнениями, суждениями, ожиданиями, предрассудками, надеждами и страхами тех, кто ее воспринимает. Поэтому, чтобы подойти к обследованию существующей ситуации (реальности), надо преодолеть искажения в сознании и коуча, и клиентов. Это требует от коуча максимальной беспристрастности и умения формулировать такие вопросы, которые требуют от подопечного обстоятельных ответов. Вопрос: «Какие факторы предопределили ваше решение?» предусматривает более точный ответ, чем вопрос: «Почему вы так сделали?», на который клиент пытается ответить то, что, по его мнению, хочет услышать коуч, или просто оправдаться. Использование описательной терминологии побуждает клиентов пользоваться ею, и избегать осуждения. Это помогает им сохранять беспристрастность и объективность, а также уменьшает бесполезную самокритику, которая искажает восприятие. Терминология, используемая в обычных разговорах, чаще всего тяготеет к оценочной оси, а в коучинге – к описательной. Описание идет на пользу, а критика обычно отвлекает. Обычно коуч склонен следовать интересам или ходу мыслей клиента, отмечая в то же время, как это соотносится с общим предметом обсуждения. Если клиент слишком отклонился от темы, подобный вопрос: «Какое это имеет отношение к проблеме?» может вернуть его к поиску истинных причин. Коуч начинает с наиболее общего исследования проблемы, продвигаясь в разговоре вслед за клиентом, помня при этом, что для искоренения проблемы, надо проникнуть глубже того уровня, на котором она себя проявляет. Для более полного и точного обследования существующей ситуации (реальности), можно использовать метамодель – набор лингвистических средств для получения информации, которая часто бывает скрыта и от самого клиента. Метамодель использует язык для того, чтобы сделать его более ясным, и восстанавливает связь между языком и опытом. Клиент воспринимает окружающий мир субъективно, и при этом соотношение представляемого мира и реальности, такое же, как соотношение географической карты и местности, которую карта отображает. Когда мы берем в руки географическую карту, мы понимаем, что это всего лишь схема местности, что в реальности мы увидим нечто совершенно другое, чем на листе бумаги. Каждый человек создает индивидуальную схему – карту мира, в котором он живет. Назначение карты состоит не в отображении мира, а в том, чтобы у человека был инструмент, позволяющий ему ориентироваться на территории. Карта обязательно отличается от территории, так же как и от карты мира (восприятия мира) другого человека. Внутренние карты, в которых человек отражает мир, вовсе не совпадают с этим миром. То, как человек действует, определяется этими субъективными картами, а не миром непосредственно. Например, супруги рассказывают какой-либо проблемный случай из их семейной жизни с очень похожих позиций (никогда не с «одинаковых»), но когда они описывают его, в их описаниях появляются различия, которые возникают из-за того, что они оперируют не непосредственно миром, а своим индивидуальным восприятием мира. Независимо от внешнего события, каждый из нас конструирует свою собственную внутреннюю субъективную реальность события, и эта внутренняя конструкция определяет нас: наши мысли, эмоции, реакции. Учитывая различие карты и территории, можно утверждать, что «карта» клиента, являясь восприятием территории, определяет или контролирует его восприятие и его реакции. Мы реагируем не на существующий мир как таковой, а на то, как он отражен на нашей «карте» мира. «Карты» состоят из убеждений, ценностей, установок, языка, воспоминаний и других психологических фильтров. В своем сознании клиент переживает эти внутренние «карты» просто как «мысли». Поэтому «как мы мыслим, таковы мы и есть». Таким способом внутренние репрезентативные «карты» взаимодействуют с физиологией, создавая состояния. Затем состояние управляет поведением. Это означает, что восприятие является отображением. Оно определяет действия. Клиент реагирует в соответствии со своей внутренней «картой» мира. Это же происходит и с людьми из его окружения: супруг(а), дети, друзья, родители и т.д. Поэтому, прежде чем ожидать изменения чьих-либо эмоций, реакций, мышления и т.д., нужно изменить внутреннюю «карту» этого человека. Аналогичная закономерность касается и речи клиента. Язык – это отражение субъективного опыта, а не объективного положения вещей. Мы всегда имеем в своем опыте некую «карту» и демонстрируем «карты» своего опыта посредством языка. Эти модели создаются посредством трех универсальных процессов: обобщения (или генерализации), опущения (исключения) и искажения части информации. Обобщение или генерализация – это процесс, при котором элементы или части модели человека отделяются от их первоначального опыта, породившего эти модели, и начинают представлять целую категорию, примером которой является данный опыт (это хорошо иллюстрирует народная пословица – когда на молоке обожжешься, то и на воду дуешь). Например, человек, которого в какой-то момент жизни отвергли, приходит к генерализации, что он не достоин чьего-либо внимания. Поскольку эта генерализация входит в его модель мира, он либо опускает знаки внимания, либо считает их неискренними. Процесс обобщения может привести того или иного человека к формулированию такого правила, как «Не выражай открыто собственных чувств!», которое в определенном контексте может и верно, т.к. оно позволяет избегать ситуаций, влекущих за собой возможность наказания, однако, как отмечают Д. Гриндер и Р. Бэндлер «применяя это правило в семье, человек, отказываясь от экспрессивности и в общении, которая в этом случае полезна, ограничивает свои возможности достижения близости. В результате у него может возникнуть чувство одиночества и ненужности, он чувствует, что выбора у него нет, поскольку возможность выражения чувств в его модели не предусмотрена» [2, с. 21]. Суть сказанного в том, что одно и то же правило, в зависимости от контекста, может быть полезным, или, напротив, вредным, то есть, что верных на все случаи жизни обобщений не существует, и каждая модель должна оцениваться в конкретном контексте ее употребления. Поэтому, коуч должен помочь клиенту расширить и обогатить его модель мира. Опущение – процесс, при котором мы избирательно обращаем внимание на некоторые стороны нашего опыта и исключаем другие. Например, с помощью этого процесса люди могут блокировать восприятие знаков внимания и заботы от других, значимых для них людей. Приведу для иллюстрации пример, описанный Д. Гриндером и Р. Бэндлером: «один человек, убежденный в том, что он не заслуживает внимания других людей, пожаловался нам, что его жена не проявляет к нему никаких знаков внимания и заботы. Побывав у него дома, мы убедились, что жена напротив, относилась к нему с вниманием и заботой и определенным образом, проявляла их. Но так как эти проявления противоречили генерализации, выработанной этим человеком и касающейся его собственной ценности, он в буквальном смысле слова не слышал слов жены. Это предположение подтвердилось, когда мы привлекли внимание человека к некоторым из ее высказываний, и он заявил нам, что не слышал, чтобы она говорила ему этого» [2, с. 22]. Опущение уменьшает мир до размеров, подвластных, согласно нашему представлению, нашей способности к действиям. В некоторых контекстах это уменьшение может оказаться полезным, в других оно служит источником боли и страдания. При опущении часть информации опускается, не проговаривается, и мешает нам понимать друг друга, а иногда и себя. Поэтому, восстановление пропущенной информации (опущенного материала) является очень важным шагом в работе с семьей. Значительную часть работы по развитию семейной системы необходимо освятить устранению искажений. Искажение – процесс, который позволяет нам определенным образом смещать восприятие чувственных данных. Например, люди, которые говорят: «Я всегда был неудачником», или: «Меня никто не понимает» тоже искажают реальную действительность. Они пытаются подстроить реальный мир под свою «карту» реальности. Очевидно, что их утверждения правильны, но только в части их опыта и только в строго определенном контексте. В таких искажениях отсутствует критика, они принимаются за истинную реальность и нередко обретают фатальный характер, лишая человека возможности изменений и личностного роста. Продолжу описание примера Д. Гриндера и Р. Бэндлера: «наш знакомый, построивший генерализацию, что он не стоит ничьего внимания и заботы, вынужден был заметить под нашим воздействием знаки внимания своей жены, однако он тотчас же исказил их. А именно, когда он всякий раз слышал слова жены, в которых проявлялось ее внимание к нему, он поворачивался к нам с улыбкой, и говорил: «Она говорит так, потому что ей что-то нужно от меня». Таким образом, он избегал столкновения собственного опыта с созданной моделью мира: все, что мешало ему придти к более богатым представлениям о мире, и препятствовало возникновению более близких отношений с женой, с собственной женой» [2, с. 22]. Поэтому коучу следует помочь членам семьи обнаружить искаженные представления и, пользуясь большей свободой действий, обогатить зафиксировавшуюся у них модель. Такой подход может быть полезным, как в работе с отдельными членами семьи, так и в работе с самой семьей как целым. Ведь в семьях, испытывающих проблемы, также применяются обедненные и ограниченные модели опыта. В контексте работы с семьей работают те же принципы метамодели, что и в работе с отдельными членами семьи. Однако, система семьи – это не просто набор моделей отдельных членов семьи, т.к. в придачу к модели мира, который располагает каждый член семьи, семья располагает общей для всех членов моделью мира и самих себя в качестве семьи, а также определенным способом взаимодействия. В рамках своих моделей каждый из членов семьи располагает моделью модели общей для всей семьи, моделью самих себя как части семейного целого. Проблема, связанная с выбором стратегии коуча, заключается в выявлении ложных и истинных моделей. Именно на этой стадии обследования текущей ситуации (реальности) вопросы должны начинаться со слов что, когда, где, кто и сколько. Слова как и почему следует ограничить, употребляя их только в тех случаях, когда невозможны другие варианты. В данной ситуации развивается осознание клиента и структурирование проблемы, т.к. чтобы ответить на вопросы, клиент должен думать, исследовать, искать, чувствовать, быть вовлеченным. Требуемые ответы о реальности должны быть описательными, не содержащими осуждения для обеспечения честности и точности. А такие вопросы, как «Что уже сделано на данный момент?» и «Каковы последствия этих действии?» – делают упор на эффективности действий, а также на различии между действиями и обдумыванием проблемы. Часто люди тратят уйму времени, думая над проблемой, и только когда их спрашивают о том, что они предприняли для ее решения, понимают, что не сделали ничего. На этой же стадии проясняются препятствия на пути к достижению цели: «Что не дает вам достичь цели?», «Откуда вы знаете, что это именно оно?», «Требуется ли вам изменить себя для достижения цели?», «Что не дает вам измениться?», «Насколько вы доверяете себе в процессе?», «Каковы риски в процессе достижения цели?», «Это реальные риски или самооправдание?», «Делаете ли вы что-то прямо или косвенно для поддержания ситуации в ее текущем виде?», «Мешает ли вам кто-то? Как конкретно? С какой целью они это делают?», «Каких ресурсов у вас нет? Способностей, навыков, информации?» и т.п. Следующий шаг – это составление списка возможностей, который заключается не в поиске «правильного» ответа, а в определении наибольшего числа альтернативных способов действия. На этой стадии количество вариантов важнее качества или возможности реализации каждого из них. Зачастую главным фактором, оказывающим негативное воздействие на поиск нестандартных решений, являются наши скрытые предположения, многие из которых мы даже не осознаем. Например: «это невозможно», «это нельзя делать так», «никто на это не согласиться». Это цензура здравого смысла, самоограничительные предположения, к которым мы все склонны, избавление от которых помогает по-новому решать старые проблемы. После того, как будет составлен перечень альтернативных возможностей решения проблемы, клиентам предлагается сравнить все «за» и «против» каждого варианта, при этом вполне возможно, что оптимальным будет сочетание двух или более идей. Можно предложить оценить каждый вариант списка по десятибалльной шкале. В ходе работы на этом этапе можно использовать вопросы: «Если бы все было возможно, что бы вы сделали?», «Был ли у вас опыт решения подобных проблем?», «Что вы делали в прошлом?», «Знаете ли вы кого-то, кто хорошо справится с такого рода препятствиями?», «Что на самом деле замотивирует вас?», «Как вы можете изменить свою реакцию на ситуацию или человека?», «По каким правилам вы действуете? Откуда они взялись?», «Можете ли вы как-то решить эту проблему способом, который совершенно вам не свойственен?», «Хватает ли вам вариантов?», «Нужно ли вам устранять все препятствия?», «Есть ли возможность временного решения?». После того, как члены семьи выбрали подходящий вариант, наступает завершающий шаг – действия, или намерения. Смысл этой стадии модели GROW заключается в том, чтобы превратить обсуждение в принятие решения. Вопрос «Что вы будете делать?», в отличии от вопросов «Что вы могли бы сделать?» или «Что вы думаете делать?», дает понять клиентам, что пора принимать решение. Когда члены семьи определились с вариантом своего решения, наступает самое время задавать вопросы, проясняющие детали выбранных вариантов. Первый из них – «Когда вы намереваетесь это сделать?». Это достаточно сложный вопрос, т.к. у многих из нас есть планы, иногда весьма грандиозные, но реальными они становятся только тогда, когда имеются конкретные сроки. Поэтому следует установить срок максимально точно. Например, ответ: «Со следующего месяца и начнем» не подходит, нужно более конкретно, например: «С 5 июня». Если требуется осуществить единичное действие, то ответ может звучать так: «В 11 утра в эту субботу», если действие повторяющееся, то нужно определить его периодичность: «Каждое воскресенье с 10 часов утра». Задача коуча – добиться от клиентов установления точного срока исполнения. Следующий вопрос – «Достигнете ли вы при этом своей цели?» – позволяет уточнить, соответствует ли выбранное решение цели, возможно, следует изменить саму цель с учетом результатов обсуждения. Вопрос «Какие возможны препятствия на пути?» предупреждает любые возможные обстоятельства, способные помешать выполнению действия. Вопросы «Кому следует знать об этом? Какая поддержка вам нужна? Когда и как вы собираетесь заручиться этой поддержкой?» также важны, т.к. часто происходит, что планы меняются, а люди, которые должны были знать об этом, узнают только спустя некоторое время и со стороны, что очень плохо сказывается на взаимоотношениях. Кроме того, успех решения семейных проблем зависит не только от желания и действия одного клиента, а часто от того, что клиент наметил сделать совместно с другими членами семьи. В тоже время бесполезно только желать поддержки, не предпринимая никаких необходимых для этого шагов. Еще одним не мало важным вопросом является вопрос: «Какие еще у вас есть соображения?», чтобы ничего не упустить из виду. Готовность членов семьи сделать все, что в их силах, можно определить, предложив им оценить по шкале от 1 до 10 степень собственной уверенности в своей способности выполнить запланированное. Если они оценивают свою уверенность ниже восьми баллов, то уточнить, что мешает получению оценки 10? На этом коучинговая сессия с использованием модели GROW завершается. Благодаря коучингу, человек развивает новые способности и навыки, которые увеличивают его эффективность. При этом коучу нет необходимости решать задачи за клиента. От него требуется лишь знать, какие фазы и в какой последовательности должен пройти клиент в своих размышлениях, для того, чтобы он все продумал и его выводы оказались верными. И если, работая с семьей в целом, коуч всего лишь создал для них возможность по-настоящему взглянуть друг на друга, действительно прикоснуться друг к другу, прислушаться друг к другу, этого уже достаточно, чтобы маятник пошел в другую сторону, в сторону нового начала. Подводя итог, можно сказать, что коучинг – вид психологической помощи со своей собственной философией, технологией и правилами. И его адекватное применение дает новое качество деятельности, не доступное другим методам. Литература 1. Голви, Т.У. Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте / Т.У. Голви. – М.: Альбина Бизнес Букс, 2005. – 252 с. 2. Гриндер, Д. Структура магии / Д. Гриндер, Р. Бэндлер. – Одесса: Альян, 2001. – 452 с. 3. Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности / Дж. Уитмор. – М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. – 168 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|