Психотерапия с детьми и подростками.

Психотерапевтическая работа с детьми и подростками, пережившими жестокое обращение, направлено на возобновление доверия со стороны взрослых. Ведь именно взрослый человек нанес сокрушимый удар по самооценке, которую впоследствии травмировал. В то время, как родители, законные представители или лица их замещающие должны оберегать ребенка от опасностей, поддерживать  самые сложные периоды психологического взросления. И в тот момент, когда у ребенка сформировались доверительные взаимоотношения к миру и  безопасность к людям, ребенок никак не ожидает физического, сексуального или иного насилия в свой адрес в принципе, а особенно от родных людей. И когда такое насилие происходит, меняется психология ребенка. Восприятия, ощущения безопасности мира и людей рушится в один миг. Окружающие а особенно взрослые становятся небезопасными. В опыте и в сознании ребенка синхронизируется доверие равно внезапное насилие. В связи с этим терапевтическая работа должна строится прежде всего на формирования доверительных взаимоотношений и безопасности в терапевтическом поле. Формирование доверие заключается в том, что быть честным и откровенным с ребенком, чтобы слова и действия не противоречили друг другу. Эмоциональная безопасность в процессе терапии характеризуется тем чтобы не форсировать рассказ ребенка, не обесценивать не перебивать, а поддерживать его. Также к безопасности относится установление одного терапевтического кабинета, куда никто не может зайти в процессе сессии. Это даст возможность создать безопасную терапевтическую среду.

При работе с ребенком необходимо помнить, что психика неустойчивая и в тоже время пластичная при котором срабатывают психологические защиты, как вытеснение, диссоциация, регрессия, идеализация. Например, ребенок говорит о сексуальном насилии или о смерти родителей либо о том, что мать избивала каждый день до крови но при этом у ребенка не будут видны переживания, а лицо становится каменным, замирающим при рассказе, а иногда улыбающийся. Конечно здесь дессоциации, эмоциональное расщепление, когда нет мест переживаниям, когда эмоции невозможно вынести нет ресурсов для самостоятельного проживания случившегося. И тогда  ребенок анестезирует свои чувства, чтобы не испытывать случившейся вновь.  Это его способ защитить себя, и важно уважительно и с терпением отнестись к его защитам, не фрустрируя его больше, не подгоняя чтобы он все сразу рассказал. Если говорить в метафоре, путь к травме лежит через прохождение множество лабиринтов где можно потеряться, растеряться но и в итоге ребенок сам приведет вас к травматическим переживаниям. Важно идти за ребенком и не привнося своих фигур, ожиданий и директив. Как только у него сложится ощущение  ситуативной безопасности с вами он потихонечку будет выражать слезами свои переживания.  Порой для создание терапевтического альянса с ребенком уходит не мало времени, это может занять  два месяца а может и больше времени прежде чем он будет вам доверять. Зависит от уровня и тяжести жестокого обращения и последствия, которые повлияли на ребенка.

На первом этапе работы с ребенком, когда выстроилась прочная совместная коммуникация, когда ребенку безопасно в кабинете психолога, то работа продолжается  в глубь на выражения чувств, который ребенок удерживает в себе и поиск ресурсов. Ребенок должен чувствовать, что вы его не бросите, не обесцените, не нанесете физический или эмоциональной урон, как это было ранее у него в опыте. Здесь необходимо ни спеша и с осторожностью, аккуратностью и бережностью приближаться к ребенку. Так как самооценка у ребенка травмиривана он с одной стороны считает себя виноватым и плохим если с ним совершили такое «значит заслужил», а с другой стороны может испытывать злость и разочарование, которое не может выразить из-за установок, что злятся только плохие дети. И данная установка дополнительно усугубляет эмоциональное состояние «загоняя» ребенка в тупик. Для расшатывания интроектов(установок) необходимо поделиться собой и подмечать сильные стороны у ребенка, например, «я вижу что тебе тяжело и больно, но все равно рассказываешь о своих переживаниях и вызывает у меня чувства грусти, печали, что с тобой совершили то, чего не должны были и чувства восхищения, что не смотря на тяжесть переживаний ты находишь силы об этом говорить». Или другой пример,» я злюсь на твоего обидчика, ведь вместе заботы о тебе, он причинил тебе страдания, которые ты не заслуживаешь». Данные интервенции дает продуктивную поддержку для ребенка и некоторую опору и в понимании того, что есть взрослый, который на его стороне и готов поддерживать и принимать. Важным моментом является не давать оценочное суждение ни обидчику ни ребенку, а отнестись к ситуации эмоционально в здесь и сейчас. В здесь и теперь ребенок должен выразить свою злость обидчику через разные технические аспекты, нарисовать его на песке, или на листе бумаге, или слепить, а потом сделать с ним что-то. Рассказать что злиться на него, или боится, или символически сломать изображение обидчика. В этом не простом месте необходимо поддержка и помогать ребенку найти слова, которые могут помочь ему сказать все, что он думает и чувствует. После выражение или иных действий с подделкой у ребенка вновь может появится уверенность в себе, появится ощущение собственной значимости, нужности а главное ощущение того, что не он виноват в том что произошло. Проживание полученного травматического опыта даст возможность снова ощутить себя и свои чувства, которые были заблокированы.  Возобновление доверия к взрослым даст возможность приобрести опыт принятие себя и  разграничение где я плохой а где меня считают плохим. Опознавания и реализация своих потребностей  даст возможность их удовлетворять. После глубокой и длительной работы с жестоким обращением  ассимиляцией и интеграции полученного опыта, терапевтические сессии могут быть прекращены если потребности в этом нет, либо частота встречи уменьшится.

 



Просмотров: 225
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • «Бог дал ребенка, даст и на ребенка»
  • Когда мы были большими или четыре этапа взросления ребенка.
  • Хочу здесь и сейчас! Сказка про ребенка, который не повзрослел.
  • Взрослым языком о детских эмоциях. Как быть когда реакции ребенка ставят нас в тупик.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Семья может защитить ребенка от наркомании.
  • Какую помощь может оказать папа после рождения ребенка
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Мир глазами ребенка, или Когда деревья были большими
  • Как себя вести, когда у ребенка начался переходный возраст?
  • Когда на ребенка не хватает времени...
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Для того, чтобы наладить отношения со своим ребенком – необходимо исцелить собственное детство.
  • История о поезде и розовой гитаре, или о чем может рассказать страшный сон ребенка
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Пять фраз, которые могут сделать вашего ребенка несчастным
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь