|
Психологические аспекты алкоголизмаАвтор статьи: Обрубов Сергей Алексеевич
По данным официальной статистики, число алкоголиков в стране неуклонно снижается. В то же время, данные о продажах алкоголя на душу населения говорят о том, что продажи так же неуклонно растут. Оставив в покое способ собирания информации официальными органами на эту тему, можно подумать, что россияне весь купленный алкоголь используют как стеклоомывайку или как средство для прочистки канализационных труб. Однако, оглянувшись вокруг себя каждый может заметить один простой факт – люди как пили во все века в России, как, впрочем, и в любой другой стране, так и продолжают благополучно пить, и алкоголизм продолжает существовать в природе как самое ординарное бытовое явление. Недавно где-то в СМИ промелькнула информация, что чиновники намерены в целях «улучшения здоровья народа» испортить бутылки со спиртным нелепыми надписями о его вреде, примерно так, как они это уже сделали с табаком. У меня сразу возникает вопрос – отчего эти господа не потрудятся осведомиться, скажем, у психологов, насколько эффективен такой подход? Я так полагаю, что можно вместо рекламы регулярно показывать по телевизору разлагающуюся печень алкоголиков или их безвозвратно усохшие мозги, все баннеры на улицах расписать сюжетами антиалкогольной пропаганды, - всё закончится тем, что уровень потребления алкоголя не снизится никак, если не увеличится. К тому же, можно вообще запретить алкоголь, ввести «сухой закон», как это уже во многих странах неоднократно предпринималось. Всем известен результат – бутлегерство, повальное подпольное самогоноварение, и как следствие – резкое увеличение случаев отравления суррогатным алкоголем. Можно даже ввести публичные казни «за употребление» на центральной площади – всё уйдёт в глубокое подполье и приобретёт варварские, доселе невиданные формы. А это происходит потому, что, как писал поэт: «…Всё то, что гибелью грозит, для сердца бренного таит неизъяснимо наслажденье…». И вот, поскольку мы пребываем на благодатной почве психологической науки, попытаемся теперь изъяснить «неизъяснимое», рассуждая о структуре человеческой психики. А здесь нелишне вспомнить о её, этой психики, двойственности. Я имею в виду тот факт, что «сознание», которое так сильно люди ценят, которое стремятся развивать, и которому придают значимость в плане «центра личности», представляет, по образному выражению Юнга, мельчайший островок, который «плавает» в огромном, бескрайнем и безграничном океане бессознательного ума. А весь бессознательный разум, как известно, подчинён одной очень простой цели – самосохранению. И более всего на самосохранение направлена инфантильная часть бессознательного, которая представляет собой «маленького ребёнка», который чувствует себя вполне благополучно и безопасно только лишь в первый год жизни, пребывая в пелёнках, когда от момента возникновения потребности до её удовлетворения проходит минимум времени. Уже с тех пор, как ребёнку прививают первые навыки самообслуживания, возникает необходимость отсрочивать немедленно возникающие потребности, «включать терпелку», так сказать, что неизбежно ведёт к нарастанию внутреннего напряжения. Сначала заставляют отнести всё «это» на горшок, потом – научиться есть и спать по времени, а еду брать ложкой, ходить на двух ногах, говорить, потом пойти в школу, правильно там себя вести, хорошо учиться, в общем, заставляют превратиться в «человека разумного», а это неизбежно приведёт к вытеснению естественных животных влечений вместе с нехитрыми личными потребностями. К тому же, там, на бессознательном уровне, будет сформирована морализаторская часть личности в виде «Супер-эго», которая теперь будет вечно третировать «маленького ребёнка» наставлениями, порождая у него комплекс неполноценности и вечный страх перед осуждением реальных родителей. И понятно, что чем старше становится человек, тем всё больше это внутреннее напряжение растёт. Слава Богу, есть ночной сон – несколько часов блаженного пребывания в Нирване. Но ведь за восьмичасовым сном остаётся ещё 16 часов повседневного напряжения, которое неизбежно, и в зависимости от индивидуального случая, варьирует в широких пределах. И вот однажды, а такое однажды случается почти в 100% случаев, в течение этих 16 часов напряжения случается необыкновенное «чудо» - алкогольное опьянение. Впервые в жизни в течение рабочего дня наступает долгожданная отмена тревог и забот, веселье и принципиально новое психическое состояние – алкогольный транс. Пусть даже это длится всего несколько часов, но для «маленького ребёнка» внутри, это – драгоценная находка и теперь – знакомый путь в мир новых возможностей. А дальше всё зависит именно от личности. Для того чтобы выяснить, что заставляет человека употреблять алкоголь в огромных дозах, достаточно поинтересоваться тем, что он делает в состоянии алкогольного опьянения. Человек от природы скромный и застенчивый приобретает доселе невиданную смелость и коммуникабельность, напряжённый расслабляется, а грустный становится весёлым. Другими словами, очевидно, приобретается психологический «ресурс» в виде недоступного ранее, по крайней мере, с точки зрения сознания, психического состояния, которое может оказаться крайне необходимым для личности в плане решения значимых для неё психологических проблем. Естественно, трудности возникают потом, когда вместе с алкогольным опьянением исчезает и «ресурс». Но теперь, когда появились сведения о том, каким способом этот «ресурс» можно приобрести снова, так же естественно возникает и необходимость повторения опьянения. Поэтому, когда говорят о «зависимости от алкоголя», стоит уточнить, что «зависимость» возникает не от алкоголя как «незаменимого продукта питания», а именно от столь желанного, и вроде как другими способами недоступного психического состояния. Таким образом, при любом удобном случае опьянение повторяется снова и снова. И всё было бы прекрасно, если бы не физиологическая адаптация к алкоголю. Ведь всем хорошо известно, что любое чужеродное вещество, попадая в организм, вызывает серию ответных биохимических реакций, имеющих целью его нейтрализацию. Как сказал поэт: «…у печени бы руки были, они бы горло задушили!» А там, в печени, большая часть из выпитой дозы расщепляется. До мозгов, как известно из физиологии, доходит в лучшем случае 10% - они-то и обеспечивают долгожданный психологический эффект. А любой орган имеет способность адаптироваться и приспосабливаться. И если мышцы тренируются повторяющимися физическими упражнениями, то печень тренируется повторяющимися алкогольными нагрузками, и та доза, которая раньше проходила через неё, теперь не проходит. Это приводит к тому, что человек выпивает знакомую дозу алкоголя как простую воду. Искомый психологический эффект не наступает, и тогда просыпается «маленький ребёнок» внутри, и властно приказывает: «Добавь!». Ну, добавляет…. А потом и к этой дозе привыкает, и к следующей…. В этом и заключается «сермяжная правда» алкоголизма, что невозможно употреблять алкоголь с психологической целью всегда в одной и той же дозе. Она, прежняя доза, просто «перестаёт работать». Здесь, конечно, стоит заметить, что в употреблении алкоголя могут быть не только психологические цели. Например, дегустаторско-гедонистические или эстетические, или скажем, мистически-энергетические. Нелишне вспомнить Булгаковского профессора Преображенского, который представлял собой великолепный пример русского интеллектуала, вполне довольного своим существованием, для которого водка была средством, позволяющим придать особые вкусовые качества некоторым продуктам. Ведь замечательно было сказано: «Заметьте, Иван Арнольдович: холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует с закусками горячими. А из горячих московских закусок это — первая. Когда-то их великолепно приготовляли в “Славянском базаре”…» Его прямая противоположность – человек с собачьим сердцем, человек только наполовину, пресловутый Шариков, стремился постоянно к состоянию полной «отключки». Потому что окружающее его не радовало, потому что мир людей с их эстетикой был ему недоступен, непонятен и чужд. Единственную радость он находил в полном забвении, тупом отключении сознательного ума. Поэтому всегда вызывают досаду люди, ратующие за введение «сухого закона». Так и хочется их спросить: «Вы что, господа, хотите лишить интеллигентных людей их законного права на гедонистические удовольствия?» Однако, возвращаясь к теме потребности в алкоголе как средстве достижения изменённого состояния сознания, всегда речь идёт о конкретной личности, в которой традиционно отмечается тенденция к эскапизму – бегству от окружающей действительности. Алкоголиками не рождаются. Алкоголиками становятся. Все они при обращении за помощью повторяют как заученное: «Надо бросить пить, надо бросить пить…». Но никто из них не задумывается на тему «что ты будешь делать после того, как бросишь?» Я имею в виду «как будешь попадать в комфортное психическое состояние, которое наступало при употреблении алкоголя?» Решению этого вопроса в основном и посвящена вся психотерапия. Обеспечение доступа к «ресурсу», так сказать. Если вдруг алкоголик обнаружит, что искомое психическое состояние не «вливается» в него с алкоголем, а является его личным свойством, пусть пока и недоступным, проблема будет решена на 50%. Есть одно очень важное наблюдение о том, что если человек хоть раз в жизни испытал транс, пусть даже с помощью наркотика, то вся последовательность входа и погружения в это состояние «записана» в его бессознательном разуме, и при определённых усилиях такой транс можно воспроизвести не используя более наркотик, особенно в те важные для личности моменты напряжения, неудовлетворённости, раздражения или тоски. На своём опыте я убедился, что это единственное, в чём реально может помочь психотерапевт. Потому что невозможно переделать личность радикально, изменить систему её ценностей настолько, что тупому забвению личность предпочтёт наслаждение предметами искусства, литературой или творчеством. Для этого нужно иметь воспитание и образование в духе профессора Преображенского, а такие люди по определению алкоголиками быть не могут. Так же сколько угодно, и в равной мере безрезультатно, можно «давить» на «Супер-эго»», запугивая печальными последствиями или просто занимаясь морализаторством в духе советских «товарищеских судов». Всем известны печальные результаты всевозможных форм «кодирования» алкоголиков, которые в 99% случаев возвращаются в свой алкоголизм рано или поздно, причём обычно пить начинают ёще сильнее, по той причине, что, находясь в состоянии «закодированности» (читай «испуга»), они не расслаблялись, не веселились и не отдыхали. Особенно невозможно сделать так, чтобы бывший алкоголик вдруг «повзрослел» и добровольно согласился бы принять на себя ответственность. Можно только поговорить об этом, чаще всего с разумными родственниками, чтобы в духе транзактного анализа, попросить их отказаться от вечной роли «родителя», которую они обычно принимают на себя, исходя, конечно же, из защитных механизмов собственной психики. Таким образом, если становится очевидным, что в «производстве» алкоголизма как вида бессознательного приспособительного поведения ведущую роль играет личность, имеющая склонность к возрастному регрессу до инфантильного уровня, все усилия в плане решения этой проблемы следует сосредоточить как раз на этой личности. Отсюда следует вывод, что личность эта должна «созреть» для поиска других приспособительных шаблонов поведения. Необходимо дождаться, причём всем – родственникам, врачам и психологам, того момента, когда «маленький ребёнок» внутри алкоголика однажды обнаружит на собственном опыте, что «алкоголь убивает». Ведь у него, у этого «маленького ребёнка», всё это началось со стремления облегчить жизнь, и никогда его целью не было отравиться и умереть. Такой подход исключает «спасательские» действия родственников, миссионерскую роль врача и антиалкогольную пропаганду в целом, а кроме того, даёт надежду на то, что те, кто «созрел», действительно перестанут быть алкоголиками.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|