Эмоции, чувства и их значимость


В повседневной жизни слова "эмоции" и "чувства" используются синонимично, и понятно, почему: они относятся к эмоциональной жизни человека, эмоциональной сфере, которая есть у каждого человека наряду с когнитивной (мысли, убеждения) и поведенческой (поступки, действия) сферами. Но все же для начала отделим эмоции и чувства друг от друга, используя классификацию, предложенную известным советским психологом Алексеем Николаевичем Леонтьевым.

А.Н. Леонтьев разделял между собой эмоции, аффекты, чувства и настроения:

- Эмоции – относительно длительное состояние, иногда слабо проявляется внешне в поведении. Эмоции ситуативны (имеют место в определенных ситуациях и выражают оценочное отношение человека к ситуации, к своей деятельности).

Эмоции, являясь механизмом регуляции нашего поведения, могут предвосхищать то, что еще не случилось, или отражать реакцию на уже свершившееся событие (например, тревога может говорить о наличии потенциальной угрозы в определенной ситуации, таким образом оберегая человека от вхождения в опасное; отвращение появляется в ответ на стимул не нравящийся, неприятный). Через собственные эмоции разные люди понимают друг друга, попадая в общие ситуации.

В середине XX века было введено понятие «базовые эмоции» — это наиболее типичные эмоции, заложенные биологически, через которые можно выразить все остальные эмоции. Одна из распространенных классификаций базовых эмоций - классификация Плучека - 6 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, страх, удивление, отвращение. В качестве базовых эмоций также иногда выделяют интерес и стыд.

- Аффекты – сильные, относительно кратковременные эмоциональные переживания, которые сопровождаются резко выраженными внешними проявлениями (например, острый гнев может проявляться покраснением кожи, напряженной мимикой и позой, бурными жестами; яркий страх может проявляться тряской конечностей, застывшим лицом). Аффекты возникают при нарушении физического состояния (при нарушении биологических потребностей и инстинктов – например, потребности в безопасности), а также в ответ на социальные оценки и санкции. Функция аффектов - создание аффективных следов, необходимых для накопления человеком опыта и формирования дальнейшего поведения.

- Чувства – эмоциональные переживания, устойчивые, длительные, они предметны (этот предмет может быть от конкретного объекта до некого общественного идеала (например, любовь к партнеру, любовь к Родине, ненависть к врагу).

- Настроения – фоновый процесс, который не привязан к конкретному объекту или ситуации. Это эмоциональное состояние невысокой интенсивности, образующее эмоциональный фон для протекания других психических процессов.

Обсуждать эмоции и чувства важно и значимо по многим основаниям:

- Эмоции и чувства — это то, что входит в запрос, адресованный психологу, у многих людей (примеры запросов: непонимание своих эмоций; избавиться от каких-то чувств; поработать с гневом, тревогой; чувствовать больше положительных эмоций).

- Эмоции и чувства — то, что часто "западает" у многих людей, что не близко, непонятно, в результате чего имеются сложности, конфликты на работе, учебе, дома... (например, имеются сложности эмоциональной регуляции).

- В наше время все больше возникает заинтересованность в наличии развитого эмоционального интеллекта (способности распознавать, понимать чувства свои и другого человека, владеть навыками эмоциональной саморегуляции) как на работе, так и в других сферах жизни - к примеру, многие компании намеренно стремятся дать своим сотрудникам знания об эмоциональном интеллекте и его важности в работе с клиентами.

Эмоции чувства и их значимость

В работе с психологом человек так или иначе касается эмоциональной сферы. Это может быть в том числе и работа по пониманию того, какие эмоции и чувства вообще существуют, какие переживания часто и редко есть у самого человека, в каких ситуациях они проявляются, в чем значимость этих переживаний.

Я довольно регулярно предлагаю своим клиентам известную методику: провести собственный "мозговой штурм" про то, какие эмоциональные переживания есть у человека, и как они проявляются в теле. Зачем это нужно? Основная цель этого упражнения – учиться осознавать свои эмоциональные переживания (в том числе обращая внимание на то, как они проявляются в теле) и выражать их вербально, то есть, словами. Действительно, говорить о своих эмоциях и чувствах – наиболее оптимальный путь их выражения, отреагирования (пример такого выражения в словах: "Я чувствую злость… тревогу…грусть…"; "Мне тревожно… грустно..."). В этой связи желательно знать как можно больше самих названий эмоциональных переживаний и вариантов того, как они проявляются и выражаются в мимике, позе, в теле в целом.

Предлагаю Вам проделать эту небольшую методику. Возьмите лист бумаги и нарисуйте фигуру человека. Попробуйте подписать на листе и отметить стрелочками, идущими к той или иной части тела, все эмоциональные переживания, которые у Вас бывают (желательно отмечать разными цветами). Например, обида или гнев могут условно располагаться в области горла ("комок" в горле), тревога "сидит" в ладонях и коленях (ладошки потеют, трясутся, колени подкашиваются). Такой рисунок, безусловно, получается сугубо индивидуальным. После завершения рисунка посмотрите, какой у Вас получился "набор" чувств и эмоций. Сколько их, что наиболее ярко и часто проявляется в теле, что – нет. Далее, используя списки эмоциональных переживаний, предлагаемые ниже, посмотрите, что Вы не отметили.

Для понимания и изучения эмоций и чувств можем воспользоваться классификацией Изарда и набором эмоциональных переживаний, предлагаемым создателями психологической игры "Семейка Гномс".

В классификации Изарда выделяются следующие фундаментальные эмоции:
1. Интерес-волнение 
2. Радость
3. Удивление 
4. Горе-страдание 
5. Гнев
6. Отвращение 
7. Презрение 
8. Страх
9. Стыд 
10. Вина

В классификации психологической игры "Семейка Гномс" выделяются "линейки" эмоций и чувств – это группы эмоциональных переживаний, несколько похожих между собой, но отличающихся интенсивностью и наполняемостью. Это следующие "линейки": злость, радость, страх, грусть, интерес, удивление, неприязнь, стыд, нежность, смущение (смотрите картинку ниже).

Любому человеку свойственен весь спектр эмоциональных переживаний в тех или иных ситуациях. Часто имеют место связки разных переживаний. Важно отметить и то, что нет "плохих" и "хороших" эмоций и чувств, "нужных" и "ненужных", "продуктивных" и "непродуктивных".

Хочу еще раз отметить то, что понимать, различать эмоции и чувства у себя и других людей и, соответственно, знать особенности их проявления и совладания с ними - важно и полезно: это залог успешной социальной адаптации, то, что обогащает и поднимает общение на качественно другой уровень, делает его продуктивным и удовлетворяющим. Вместе с тем находиться в гармонии со своей эмоциональностью – залог психического и физического здоровья: чем лучше мы понимаем и различаем свои эмоции и чувства, тем легче (часто за эмоциями стоят неудовлетворенные потребности). Стоит отметить и следующее: если эмоциональные переживания есть, и они не замечаются, подавляются, игнорируются, таким образом не находят должного выражения (в первую очередь, в словах), то они могут оказывать влияние на тело – могут возникать психосоматические реакции или психосоматические заболевания.

У нас у всех, конечно же, есть выбор: уделять внимание своей эмоциональности или нет. Я предлагаю начать уделять эмоциям и чувствам свое внимание с сегодняшнего дня, поисследовать свою эмоциональную сферу (в том числе, проделав упражнение, описанное в данной статье), не игнорировать ее – стать поближе к себе и, возможно, поближе к каким-то позитивным изменениям в себе.





Просмотров: 490
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Эмоции, чувства и дети...игра "Звездочет эмоций"
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №3 "Эмоции"
  • Эмоции и чувства - "краски жизни".
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №1 "Вводная"
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №4 "Чувства"
  • "Хорошая" девочка и "плохие" эмоции
  • Если ваш партнер "не умеет выражать свои эмоции"
  • Работа с МАК. Техники "Эмоции наоборот" и "Эмоции наоборот — 2"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №2 "Ощущения"
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Как безопасно выразить эмоции, если "адресат" не желает слушать
  • "Чтоб тебе повылазило" или как эмоции разрушают наше тело
  • Техника "Автопортрет". "Цвета и чувства". И мой портрет с комментарием.
  • "Хлеба и зрелищ" тогда и сейчас. Эмоции в нашей жизни
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Вина и обида - "сладкая парочка". Как растворить болезненные эмоции.
  • Фильм "Калашников". Война и труд, жизнь и эмоции.
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Невыраженные эмоции убивают отношения или три "нельзя"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Эмоции. Обида: "Они должны..."
  • Как не принести "рабочие" эмоции домой.
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Эмоции - "Язык Бессознательного"
  • Консультация "про негативные эмоции"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь