|
Эмоции, чувства и их значимостьАвтор статьи: Захарова Жанна Павловна
В повседневной жизни слова "эмоции" и "чувства" используются синонимично, и понятно, почему: они относятся к эмоциональной жизни человека, эмоциональной сфере, которая есть у каждого человека наряду с когнитивной (мысли, убеждения) и поведенческой (поступки, действия) сферами. Но все же для начала отделим эмоции и чувства друг от друга, используя классификацию, предложенную известным советским психологом Алексеем Николаевичем Леонтьевым. А.Н. Леонтьев разделял между собой эмоции, аффекты, чувства и настроения: - Эмоции – относительно длительное состояние, иногда слабо проявляется внешне в поведении. Эмоции ситуативны (имеют место в определенных ситуациях и выражают оценочное отношение человека к ситуации, к своей деятельности). Эмоции, являясь механизмом регуляции нашего поведения, могут предвосхищать то, что еще не случилось, или отражать реакцию на уже свершившееся событие (например, тревога может говорить о наличии потенциальной угрозы в определенной ситуации, таким образом оберегая человека от вхождения в опасное; отвращение появляется в ответ на стимул не нравящийся, неприятный). Через собственные эмоции разные люди понимают друг друга, попадая в общие ситуации. В середине XX века было введено понятие «базовые эмоции» — это наиболее типичные эмоции, заложенные биологически, через которые можно выразить все остальные эмоции. Одна из распространенных классификаций базовых эмоций - классификация Плучека - 6 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, страх, удивление, отвращение. В качестве базовых эмоций также иногда выделяют интерес и стыд. - Аффекты – сильные, относительно кратковременные эмоциональные переживания, которые сопровождаются резко выраженными внешними проявлениями (например, острый гнев может проявляться покраснением кожи, напряженной мимикой и позой, бурными жестами; яркий страх может проявляться тряской конечностей, застывшим лицом). Аффекты возникают при нарушении физического состояния (при нарушении биологических потребностей и инстинктов – например, потребности в безопасности), а также в ответ на социальные оценки и санкции. Функция аффектов - создание аффективных следов, необходимых для накопления человеком опыта и формирования дальнейшего поведения. - Чувства – эмоциональные переживания, устойчивые, длительные, они предметны (этот предмет может быть от конкретного объекта до некого общественного идеала (например, любовь к партнеру, любовь к Родине, ненависть к врагу). - Настроения – фоновый процесс, который не привязан к конкретному объекту или ситуации. Это эмоциональное состояние невысокой интенсивности, образующее эмоциональный фон для протекания других психических процессов. Обсуждать эмоции и чувства важно и значимо по многим основаниям: - Эмоции и чувства — это то, что входит в запрос, адресованный психологу, у многих людей (примеры запросов: непонимание своих эмоций; избавиться от каких-то чувств; поработать с гневом, тревогой; чувствовать больше положительных эмоций). - Эмоции и чувства — то, что часто "западает" у многих людей, что не близко, непонятно, в результате чего имеются сложности, конфликты на работе, учебе, дома... (например, имеются сложности эмоциональной регуляции). - В наше время все больше возникает заинтересованность в наличии развитого эмоционального интеллекта (способности распознавать, понимать чувства свои и другого человека, владеть навыками эмоциональной саморегуляции) как на работе, так и в других сферах жизни - к примеру, многие компании намеренно стремятся дать своим сотрудникам знания об эмоциональном интеллекте и его важности в работе с клиентами.
Я довольно регулярно предлагаю своим клиентам известную методику: провести собственный "мозговой штурм" про то, какие эмоциональные переживания есть у человека, и как они проявляются в теле. Зачем это нужно? Основная цель этого упражнения – учиться осознавать свои эмоциональные переживания (в том числе обращая внимание на то, как они проявляются в теле) и выражать их вербально, то есть, словами. Действительно, говорить о своих эмоциях и чувствах – наиболее оптимальный путь их выражения, отреагирования (пример такого выражения в словах: "Я чувствую злость… тревогу…грусть…"; "Мне тревожно… грустно..."). В этой связи желательно знать как можно больше самих названий эмоциональных переживаний и вариантов того, как они проявляются и выражаются в мимике, позе, в теле в целом. Предлагаю Вам проделать эту небольшую методику. Возьмите лист бумаги и нарисуйте фигуру человека. Попробуйте подписать на листе и отметить стрелочками, идущими к той или иной части тела, все эмоциональные переживания, которые у Вас бывают (желательно отмечать разными цветами). Например, обида или гнев могут условно располагаться в области горла ("комок" в горле), тревога "сидит" в ладонях и коленях (ладошки потеют, трясутся, колени подкашиваются). Такой рисунок, безусловно, получается сугубо индивидуальным. После завершения рисунка посмотрите, какой у Вас получился "набор" чувств и эмоций. Сколько их, что наиболее ярко и часто проявляется в теле, что – нет. Далее, используя списки эмоциональных переживаний, предлагаемые ниже, посмотрите, что Вы не отметили. Для понимания и изучения эмоций и чувств можем воспользоваться классификацией Изарда и набором эмоциональных переживаний, предлагаемым создателями психологической игры "Семейка Гномс". В классификации Изарда выделяются следующие фундаментальные эмоции: В классификации психологической игры "Семейка Гномс" выделяются "линейки" эмоций и чувств – это группы эмоциональных переживаний, несколько похожих между собой, но отличающихся интенсивностью и наполняемостью. Это следующие "линейки": злость, радость, страх, грусть, интерес, удивление, неприязнь, стыд, нежность, смущение (смотрите картинку ниже). Любому человеку свойственен весь спектр эмоциональных переживаний в тех или иных ситуациях. Часто имеют место связки разных переживаний. Важно отметить и то, что нет "плохих" и "хороших" эмоций и чувств, "нужных" и "ненужных", "продуктивных" и "непродуктивных". Хочу еще раз отметить то, что понимать, различать эмоции и чувства у себя и других людей и, соответственно, знать особенности их проявления и совладания с ними - важно и полезно: это залог успешной социальной адаптации, то, что обогащает и поднимает общение на качественно другой уровень, делает его продуктивным и удовлетворяющим. Вместе с тем находиться в гармонии со своей эмоциональностью – залог психического и физического здоровья: чем лучше мы понимаем и различаем свои эмоции и чувства, тем легче (часто за эмоциями стоят неудовлетворенные потребности). Стоит отметить и следующее: если эмоциональные переживания есть, и они не замечаются, подавляются, игнорируются, таким образом не находят должного выражения (в первую очередь, в словах), то они могут оказывать влияние на тело – могут возникать психосоматические реакции или психосоматические заболевания. У нас у всех, конечно же, есть выбор: уделять внимание своей эмоциональности или нет. Я предлагаю начать уделять эмоциям и чувствам свое внимание с сегодняшнего дня, поисследовать свою эмоциональную сферу (в том числе, проделав упражнение, описанное в данной статье), не игнорировать ее – стать поближе к себе и, возможно, поближе к каким-то позитивным изменениям в себе. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|