|
Какого волка чаще кормите Вы?Автор статьи: Войнова Елена Юрьевна
Когда спортсмен выходит после соревнований после неудачного выступления (а такие у юных спортсменов бывают не редко), что я часто наблюдаю? - Тренеры зачастую высказывают всё, что думают о своём подопечном, порой в особо резкой форме (иногда нецензурной), сразу выговаривают все недостатки спортсмена. - Родители подхватывают эстафету и продолжают "добивать" своего ребёнка, кто-то словами, а кто-то и тем, что подвернется под руку (чехлами, сумкой и др). Думаете шучу? Преувеличиваю? Ничуть. Видела своими глазами. Потом родители приводят своего юного спортсмена ко мне, психологу, так как "что-то пошло не так" - появились страхи, неуверенность и т.д. и т.п. На встрече задаю вопрос спортсмену: "как прошли соревнования, как успехи?" - зачастую слышу перечисления ошибок, промахов, неудач...и это плохо получилось, и здесь что-то пошло не так. Спортсмен уже не может по-другому оценивать своё выступление после полученной оценки от тренера и родителей. К негативному мнению тренера, родителей добавляется его негативная оценка себя "я - неудачник, я не могу сделать это" и др. Если это повторяется из раза в раз - спортсмен теряет уверенность в себе, мотивацию к дальнейшей работе; приобретает депрессивные симптомы, страх ошибки, поражения и в целом соревнований, что никак не приближает высокие результаты. Важно в первую очередь уделять внимание именно тому, что в этот раз получилось лучше, чем в прошлый, что хотя бы немного - но улучшилось. Похвалить за это, а уже потом - проанализировать ошибки, выделить наиболее важные, чтобы проработать к следующим соревнованиям. Именно это умение видеть сначала хорошее, а потом разбирать ошибки, мотивирует и не загоняет в беспомощное "состояние хронического неудачника". Для наглядности приведу в пример известную ПРИТЧУ ПРО ДВУХ ВОЛКОВ: Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Важно уметь кормить "хорошего волка": обращать внимание на те качества, которые необходимы нам и/или нашим детям! ХОТИТЕ ВИДЕТЬ ответственность, целеустремленность, уверенность, доброжелательность, собранность, внимательность и т.д. - важно уметь ЗАМЕЧАТЬ ИХ у себя и/или детей. Пусть даже это только совсем редкие и кратковременные проявления этих качеств - но это ростки, которые нужно подпитать, чтобы "победил хороший волк!" Ошибки, промахи важно учиться преодолевать, исправлять, но не делать их главным достоянием, не ставить во главу угла! Совершил спортсмен промах - обсудите вместе, какие его сильные качества помогут справиться с этим промахом, преодолеть его. КАКОГО ВОЛКА ЧАЩЕ КОРМИТЕ ВЫ? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|