|
Что такое воспитание, или Современные методы дрессировкиАвтор статьи: Вознесенская Елена Леонидовна
Что такое воспитание, или Современные методы дрессировки
На одном из моих занятий с родителями молодая мама, «воспитывающая» шестимесячного ребенка, спросила меня, как выработать у малыша «рефлекс спать». И, действительно, как? Когда у меня прошел первый шок от этого вопроса, я попыталась объяснить… Мы говорили до конца занятия на эту тему, однако, я так и не смогла удовлетворить интерес этой мамы. Я даже не хочу знать сама о том, как можно выработать у ребенка тот или иной рефлекс. Моя коллега, когда я поделилась с ней переживаниями, вызванными этим вопросом, предложила дать телефон высококлассного дрессировщика собак. Это привело меня к размышлениям, что же такое воспитание? Не дрессировка ли детей это в понимании многих людей? В переводе с латинского слово disciplina имеет несколько значений — учение, обучение, строгий порядок, дисциплина и, в том же числе, — воспитание; от discere — учиться, изучать. Если «воспитывать», опираясь на латинское понимание этого слова, то действительно ребенок может учиться спать «по свистку». Но как быть со славянской этимологией слова «воспитание»? Ведь в нашем языке «воспитание» происходит от «питания», так же, как и «пестование», что означает «заботливо, с любовью растить маленьких детей, нянчить; воспитывать, заботливо выращивать, следить за их воспитанием и ростом». И во всех славянских языках пьесть — пища, образовано от той же основы, что и «питать» (пита — пища, хлеб), а пестун — это воспитатель. И речь идет не о питании только физического тела, речь идет о питании эмоциональном, душевном, эстетическом, интеллектуальном, духовном. Воспитание – это эмоциональное, душевное, эстетическое, интеллектуальное, духовное питание ребенка. Но на сегодняшний день слово «воспитание» часто приобретает другой оттенок. К сожалению, в наследство от «советской» педагогики нам досталось такое значение слова «воспитания» как воздействие, причем, целенаправленное, т.е. с определенной целью. (Сразу вспоминаются «крутые» воспитательницы детских садов, по мановению бровей которых малыши выстраивались парами, не плакали и были всем примером. Воспитывать означало научить строится в линеечку, по росту, кушать правой рукой и быстро и т.д.) Главное здесь что? Целенаправленность и планомерность процесса воздействия. Осуществляет это процесс — некий субъект воздействия (например, та же воспитательница) или какой-нибудь специальный институт (пустьшкола). А где же здесь ребенок? А вот он, как раз, — объект. Другими словами, «участок приложения воспитательных усилий». Он — то ли глина, то ли чистый лист бумаги, то ли некое зло, которое необходимо искоренить. И, конечно, встает вопрос, с какой целью осуществляется воздействие на малыша? Кого нужно из него вырастить? «Винтик» в сложном механизме государства, который нужно вставить в некое строго определенное место, или Человека Думающего и Творческого? А теперь попробуем посмотреть на воспитание с другой стороны — глазами ребенка. Раннее детство, период до трех лет — наиважнейший в развитии личности человека. И потребности малыша состоят не только из потребностей в уходе за физическим телом и питании. Именно в этом возрасте он имеет наивысший творческий и интеллектуальный потенциал. Но, с другой стороны, он и наиболее беспомощен, требует заботы, защиты, ощущает зависимость от взрослых, которые за ним ухаживают. Ему необходимо «эмоциональное питание», пища для роста и развития его души, психики (помним, что «психе» — это душа, а психология — наука о душе) и интеллекта. И человек становится человеком только в процессе общения. С первых дней жизни малыш окружен заботой, вниманием близких людей. Он не может жить, если никто не откликается на его потребности! Но отклик на потребности ребенка часто превращается в «воспитание», которое в обычном понимании его как воздействия связано с потребностями родителей кого-то (только они сами знают кого, потому что они ставят цели воспитания) воспитать. Каждая культура готова передать ребенку свое богатое социальное наследство. Когда малыш рождается, он попадает в мир, где его ждут не только любящие руки его мамы, но и ожидания (деда — «должен стать военным, как и я»), верования (мамы — «нельзя хвалить ребенка, чтобы не сглазить»), убеждения (папы — «если ребенка наказывать ремнем, он вырастет хорошим человеком»), традиции (бабушки — «детей в нашей семье никогда не брали на руки, чтобы не разбаловать»), ценности (родителей — «главное — количество денег, а все остальное можно купить»). В процесс воспитания вовлечены все те люди, которые с ребенком общаются, кормят его душу: мама, папа, бабушки и дедушки, братья и сестры, и, няни, нанятые для ухода за ребенком. Тут вспоминается один знакомый, который утверждал, что «роль отца заканчивается в момент зачатия, все остальное — дело женщины». Попробуем посмотреть на «воспитание» как на двухсторонний процесс. Родители «кормят» ребенка разнообразной эмоциональной и «душевной» пищей – верованиями, ценностями, убеждениями, а ребенок — или «ест», или все же нет. (В интеллигентной семье может вырасти лентяй, у пьяниц – развиться гений.). Ребенок не просто «ест», он переваривает то, что «поел» и вырабатывает собственные ценности и установки, ориентации. А затем передает дальше – собственным детям, следующим поколениям. Так развивается и семья, род, и общество в целом. Получается, что ребенок все-таки не объект «воспитательных» манипуляций взрослого, он — сам субъект, он сам что-то делает, активно участвует в процессе воспитания, общается с другими людьми, делает выбор, заявляет о своих правах и потребностях. Лишь упоминая о том, что 98 % из опрошенных будущих мам собираются физически наказывать своего ребенка (ведь оплеуха или подзатыльник — не считаются), расскажем о распространенных принципах современного «воспитания». Один из них — «быть как все» или «все как у людей» или (одна из вариаций) «не хуже других». Коляска должна быть как у соседки, даже если семья и ребенок будут голодать, чтобы люди не подумали, что о ребенке не заботятся. В год ребенок должен говорить 10 слов или, например, проситься на горшок, потому что у старшей сестры дети уже в это время просились. Это уже не просто созданный воображением родителей образ ребенка, это — жесткое структурирование темпов развития малыша без учета его индивидуальности и потребностей. Мама наказывает годовалого ребенка, оставляя его одного в комнате, без внимания, потому что соседский Петя в этом возрасте уже ходил, а «ты — ленивый и бестолковый, только ползаешь и просишься на руки». А вот еще один распространенный принцип «воспитания»: ребенок должен. Ребенок должен: «в 9 часов вечера спать» (а что делать, если ему не хочется?), «съесть определенное количество каши, супа и т.д.» (а если он уже наелся?), «учиться на отлично» (даже если предмет не вызывает интереса, а учитель вызывает омерзение). Как малыш в этом случае узнает, что же ему на самом деле хочется? Самый ужасный, на мой взгляд, вариант этого подхода — «должен быть лучшим». Причем, во всем. Грустно смотреть на этих детей, представляя, какими они вырастут – никогда и ничем не довольные. Приведем, еще один печальный пример «воспитания» маленького ребенка со структурированием еще и пространства, в котором ребенок живет и растет. Рассказываю будущим мамам о том, что манеж вредит развитию ребенка, сужает возможности эмоциональной связи с родителями и познания окружающего мира. И тут одна из слушательниц мне говорит: «А как же я его по полу отпущу ползать? А если ко мне придут гости, и на него кто-нибудь наступит?...» Да, действительно, манеж дает этой маме большую власть над ребенком, позволяет контролировать его передвижения, возможности. Кого же она собирается с помощью манежа воспитать? Послушную ее ниточкам контроля марионетку, которую за ненадобностью при гостях прячут за решетку? Или все-таки человека? Малыш полностью подвластен прихотям и убеждениям родителей, в том числе и ложным. Ребенок воспринимается такими родителями как недоразвитое существо, которое с помощью воспитания втискивается в рамки созданного воображением родителей идеального образа. Если относится к ребенку как к объекту воспитания, то манеж — еще не самое вредное из изобретений человечества для контроля детей. Воспитание становится формой дрессировки: получается, взрослые лучше знают, что ребенку нужно. Только возникает вопрос, они, действительно, лучше знают или ориентируются не на то, что нужно их детям, а на то, что нужно им самим? Внутренние ограничения родителей приводят к тому, что они ограничивают своих детей. Так им удобнее. А ведь то, как ребенок будет относиться к себе («плохой» я или «хороший», «нужен кому-нибудь» или нет) и к миру вокруг («мир полон опасностей и неприятностей, нужно от него держаться подальше» или «как все интересно, сколько необычного на свете, мне встречают всегда хорошие люди») — это зависит от того, как к нему относились в раннем детстве. Просто любили или все-таки «воспитывали» — отвергали, чрезмерно опекали, не принимали таким, какой он есть, пытались вписать в придуманный образ. На мой взгляд, нашему обществу необходимо «воспитание» в современном понимании этого слова, новая культура родительства. По словам Франсуазы Дольто, ребенок — это, в первую очередь, человеческая личность, личность, переживающая пору своего детства. ВосПИТание детей — это, во-первых, общение с ребенком как с личностью, начиная с раннего детства, (а общение не сводится только к уходу и опеке), во-вторых, создание условий для развития его творчества, инициативности, одаренности. Это не традиционная дисциплина, это как раз — свобода. ВосПИТывать — это значит дарить любовь, принимать ребенка таким, какой он есть, создать безопасную среду для развития его индивидуальности, чтобы у него появилось ощущение защищенности, надежности окружающего мира и собственной уникальности. Так давайте наших детей питать, питать любовью, радостью, красотой, гармонией, а не дисциплинировать, вырабатывать у них рефлексы, встраивать в рамки и … таким образом, убивать. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|