Фокусы супервизии

Для чего нужна супервизия?

Супервизия возникла для того, чтобы разгрузить внутренний мир психотерапевта. Нам приходится сталкиваться с разными чувствами – с болью, аннигиляционной агрессией, токсическими стыдом, виной, бессилием. И мы можем быть отравлены этими чувствами.

Супервизор – это коллега, с которым мы можем вместе ещё раз взглянуть на процесс отношений с клиентом, восстановиться, получить поддержку и импульс к дальнейшей продуктивной работе.

Супервизия – это терапия терапевта в области его профессиональной деятельности без допущения регресса (без нарушения терапевтической позиции).

Фокусы супервизии помогают определить поле и границы супервидения. А также отвечают за эффективность супервизии.

Наиболее подробную модель супервизии предлагает Энтони Уильямс. Эта модель включает 6 фокусов и описывает две системы: терапевтическую и супервизорскую.

Фокусы супервизии

  1. Рассказ психотерапевта о клиенте. В этом случае важен рассказ психотерапевта о клиенте, история клиента, а также различные проявления клиента на сессии и в жизни, его физическое описание. Именно в этом рассказе психолог показывает своего клиента через самого себя.
  2. Действия психотерапевта. В данном случае исследуются различные интервенции, методы и техники консультанта, его представления о своей стратегии работы, о своих терапевтических ролях.
  3. Психотерапевтический процесс. В фокусе — взаимодействия и взаимо­отношения консультанта и клиента, причем важны осознанный и неосознанный аспекты этого процесса. Может быть важно, как встретились психолог и клиент, как и почему клиент выбрал своего консультанта, какова история их отношений и, наконец, ассоциации психолога, связанные с этими взаимоотношениями.
  4. Состояние супервизируемого. Внимание сосредоточено в этом случае на состоянии психолога во время супервизорской сессии, в том числе на переживаемых им «блоках» и дистрессе. Поэтому важны чувства (в том числе и неосознанные) и мысли психолога, связанные с клиентом и данным случаем.
  5. Супервизорский процесс. Исследуются отношения между супер­визором и супервизируемым, а также возможности проецирования терапевтической системы отношений на супервизорские.
  6. Впечатления супервизора. В данном случае фокус находится на отражении терапевтических отношений во внутренних переживаниях супервизора и поэтому супервизор обращает­ся к собственным «странным» чувствам, идеям относительно супервизируемого и клиента.

 

Модель супервизии гештальттерапевта И.Д. Булюбаш описывает три основных фокуса:

  1. На клиенте
  2. На психотерапевте
  3. На психотерапевтических отношениях

 

Эти фокусы практически идентичны 3-м первым фокусам в системе Э. Уильямса, составляющим психотерапевтическую систему.

«Рассказ психотерапевта о клиенте» – «На клиенте»

«Действия психотерапевта» – «На психотерапевте»

«Психотерапевтический процесс» - «На отношениях»

 

И.Д. Булюбаш подчеркивает важность установления равной ответственности между психотерапевтом и супервизором. Поэтому решение о фокусе – это выбор психотерапевта, его интерес.

И в то же время, такие фокусы как «супервизорский процесс» и «впечатления супервизора» проявляются в процессе супервизии скорее по инициативе супервизора. Но такая инициатива никак не нарушает первоначальный принцип равной ответственности, поскольку, как и в психотерапии, так и в супервизии, мы двигаемся от явного (осознаваемого) материала и запроса к не явному (пока не осознаваемому). Соответственно может происходить углубление процесса.

Итак, я хочу осветить первые три фокуса, составляющие психотерапевтическую систему.

 

1-й фокус – «Рассказ психотерапевта о клиенте» или фокус «На клиенте».

В процессе супервизии могут быть рассмотрены следующие содержания: 

  1. Анамнестический материал (диагноз, если он есть, история жизни, проблемы клиента в его жизненной ситуации, реакции близких). 
  2. Представления терапевта о поведенческих и эмоциональных реакциях клиента, его способах прерывания контакта (цикл контакта, прерывания контакта, функции Self, фигура/фон сессии). 
  3. Способность терапевта к идентификации с переживаниями клиента, возможность взглянуть на ситуацию с его стороны. 
  4. Гипотеза о способах, с помощью которых клиент создает свои проблемы.
  5. Некоторые особенности тактики терапевта в контакте с данным клиентом.

 

Если это заочная супервизия, то есть важный нюанс – мы имеем дело с «рассказом терапевта о рассказе клиента», поэтому в любом случае происходит некоторое искажение.

Поэтому важно исследовать именно феноменологию: на основе каких фактов психотерапевт пришёл именно к таким выводам и гипотезам.

Как всё происходит?

Психотерапевт рассказывает о клиенте. А супервизор своими вопросами побуждает психотерапевта к осознаванию и сбору дополнительной информации.

Обращение к внешности клиента помогает “заземлить” сессию, особенно когда терапевт “забрел” в более фантазийные пространства, нуждающиеся в детализации.

Рассказ супервизируемого терапевта о клиенте помогает ему выйти из слияния со своими уже сформированными представлениями о клиенте и уточнить фокус работы (или детализировать его), проясняет содержание его проекций и интроекций, оживляет его эмоциональные реакции и способствует их осознаванию. 

Кроме того, возможный материал для супервизии может появиться после обсуждения терапевтической гипотезы, которая существовала у терапевта в период его работы с клиентом. Терапевтическая гипотеза может оказаться и средством продвижения (если она осознана и проверяется), и механизмом пробуксовывания, если терапевт находится у нее в плену. 

Также важны некоторые основы клинической диагностики, умение отличать невротический, пограничный и психотический уровни. 

Пример, при пограничной структуре – требуется больше времени на развитие контакта, доверия, внимание к отношениям между психотерапевтом и клиентом.

 

2-й - фокус «Действия психотерапевта» или «На терапевте»

Задачей этого фокуса может быть – разобраться с состоянием дискомфорта, связанным с каким-либо отрезком психотерапевтической работы.

В фокусе внимания супервизора следующие содержания:

  1. Побуждение к осознаванию чувств, связанных с сессией или клиентом и нахождение возможностей их использования для психотерапевтических целей.
  2. У некоторых психотерапевтов вызывают тревогу агрессивные и эротические чувства по отношению к клиентам. Супервизор помогает нормализовать эти реакции. То есть принять их, открывая вместе с терапевтом их  диагностическую и терапевтическую ценность для терапевтического процесса, а также для понимания отношений «терапевт - клиент».
  3. Определение связи чувств терапевта в контексте сессии с его личным материалом, собственными проблемами и ограничениями, которые затем могут быть проработаны в его личной терапии. Очень важным здесь может быть осознавание сходства проблем терапевта и клиента. 
  4. Анализ способов прерывания контакта самого психотерапевта. 
  5. Способность терапевта позаботиться о себе в период сессии, ресурсы для сохранения интереса к клиенту, терапии вообще. 
  6. Способность терапевта ждать изменений от клиента, баланс терпения и побуждения к изменению. Например, бывает так, что гипотеза сразу не приживается, клиент сопротивляется. Но это не значит, что она не верна. Стоит набраться терпения, и возможно через какое-то время, снова заговорить о важном, возможно уже  в другом ракурсе. 
  7. Привлечение личного опыта терапевта для расширения его профессиональных возможностей.

 

То, что происходит на рабочей стадии супервизии, имеет направление от собственных реакций, чувств и профессионального поведения терапевта (фокус) к осознаванию связи его профессиональных проблем с личным материалом, его влияния на терапевтический  процесс и терапевтическую систему в целом, его собственных потребностей и способности позаботиться о себе в терапевтической сессии (возможные зоны роста).

 

3 – й фокус «Психотерапевтический процесс» или «На психотерапевтических отношениях»

В этом фокусе система «терапевт – клиент». Исследовать эту систему мы можем с помощью концепции поля, а также переноса и контр-переноса.

Основная задача состоит в том, чтобы прояснить взаимодействие терапевта и клиента, их взаимное влияние, «фигуру» терапевтического и супервизорского процесса, пересечение контекстов обоих процессов, возможные другие типы взаимодействия терапевта и клиента.

То, с чем не встретился терапевт, работая с клиентом, должно быть вскрыто и легализовано в системе «супервизор — терапевт». 

При этом последнем фокусе терапевтической системы супервизор занимается осознанным и неосознанным аспектами терапевтического процесса. 

В идеальном случае супервизор «завершает  гештальт», не завершенный в ходе терапевтической сессии. 

Как можно исследовать этот фокус с помощью полевой концепции?

Каждая ситуация с клиентом актуализирует новое уникальное феноменологическое поле.

Феноменологическое поле может быть описано с помощью некоторых характеристик:

- уникально;

- мимолётно;

- совместно создано.

Поле возникает и формирует нас, мы ощущаем его между нами и вокруг нас; оно актуализируется и придает форму нашему переживанию.

Из всех возможностей контакта возникающее поле является уникальным синтезом историй клиента и терапевта, а также ситуации, которая свела их вместе.

Таким образом, поле представляет собой третье измерение, которое не является ни субъективным, ни объективным, но в котором субъект и объект появляются и становятся различимы.

Терапевт работает не «с клиентом», он работает в поле, которое возникло между терапевтом и клиентом. Учитывая, что это поле создано совместно, терапевт работает в первую очередь над собой и над регулированием своего присутствия на границе контакта.

Именно этот элемент со-творения, даже порой самый незначительный, задает терапевту границы терапии. Поскольку сам терапевт является частью Ид и Персонелити ситуации (Robine, 2006a), он всегда способен повлиять на выбор (Эго-функцию), который укоренен в «здесь и сейчас» происходящего и является выражением разыгрывающихся в поле интенций.

Поле возникает из телесного присутствия в моменте. Поза, дыхание, ритм и голос, но также и материальные составляющие ситуации, такие как время дня, время года, цвет стен или погода, создают уникальное сиюминутное поле, актуализирующее прошлое и проецирующее себя в будущее.

Существует параллель между тем, что актуализируется в терапии, и тем, что актуализируется в супервизии; поле аналогичное. На супервизии терапевт и супервизор пытаются, с большей поддержкой, позволить актуализироваться тому, что в условиях терапии не развернулось в полной мере.

Что важно для терапевта в полевой концепции?

Быть внимательным к очевидному – к чувствам, эмоциям, ощущениям. И здесь возникают вопросы (Е. Калитеевская):

Во-первых, что чувства, возникающие у меня сейчас в терапии, возникают часто и со многими клиентами? И это означает, что я могу наполнить наш процесс фигурами собственной жизни.

Во-вторых, возможно, что сейчас я переживаю то, что переживает, но не может выразить мой клиент, поскольку мы с ним находимся в едином поле терапевтической ситуации? Или же наоборот, я переживаю то, что он провоцирует переживать своё окружение? Т. Е. это чувства из трансферентной картинки ситуации, которую мне излагает клиент. И тогда мои чувства могут отражать, например, чувства ребенка или матери, мужа и т.д. И мне стоит понять в какую же историю меня приглашает клиент?

В-третьих, насколько я готова сейчас с ним это обсуждать, в какой мере? В какой форме? Насколько я свободно я сейчас себя чувствую в этой теме? И насколько клиент сейчас готов к этому обсуждению? Как мне найти нужные для него слова, чтобы не напугать его, чтобы он смог услышать меня и создать свой опыт осознавания?  Как давно мы работаем вместе? Насколько я могу рискнуть?

Ответы на эти и другие вопросы можно найти во время супервизии, которая помогает посмотреть со стороны на работу с клиентом и разобраться со сложными моментами.

Если статья вам понравилась, то нажмите на "Сказать спасибо" со значком большой палец вверх внизу.

Подпишитесь на мои новые публикации!

Записаться на супервизию очно или по скайпу к автору этой статьи можно по телефону +7 926 596 87 15 или на личном сайте Софьи Пушкаревой

 

Литература:

  1. И. Д. Булюбаш . Основы супервизии в гештальттерапии
  2. Энтони Уильямс. Вы супервизор. Шести фокусная модель, роли и техники
  3. Е. Калитеевская. Супервизия. Философия гештальт-подхода
  4. Джанни Франчесетти: ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СИМПТОМОВ К ПОЛЯМ ПСИХОПАТОЛОГИИ. ПЕРСПЕКТИВА ПОЛЯ КЛИНИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СТРАДАНИЙ


Просмотров: 572
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Арт-терапия – неисчерпаемое поле для творчества клиента и терапевта
  • Фокусы интервенции и ловушки терапевта в работе с зависимым клиентом
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Инструкция для клиента гештальт-терапевта.
  • Действия терапевта при обесценивании клиентом.
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Чем полезна работа с психологом: фокус на отношениях клиент–терапевт
  • Забота терапевта о себе как практика заботы о клиенте
  • Слияние у терапевта и клиента
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Из Супервизирования...Терапевт блокирует процесс работы на границе контакта собственной тревогой.
  • О значимости терапевта для клиента. Диалоги б17
  • Особенность клиент-терапевтической сессии в гештальт-терапии.
  • Ожидания психотерапевта от процесса работы с клиентом
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • О личных качествах терапевта, необходимых в работе с клиентом
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Клиент психолога/терапевта
  • В процессе психотерапии переживанием терапевт «лечится» вместе с клиентом
  • Механизмы формирования стыда и стратегии работы гештальт-терапевта по восстановлению контакта.
  • Как выбрать терапевта и чем отличается психиатр от психолога или психотерапевта?
  • Терапевт и клиент - фасилитация контакта.
  • Супервизия в гештальт-терапии. Этапы учебной супервизии.
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Клиент глазами терапевта.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь