Деструкция зависти

Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.

 

Спиноза Б.

 

         В словаре русского языка Ожегова С.И. читаем, что зависть определяется как «чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого» (3, с.184). Само определение этого чувства уже указывает на то, чтобы оно возникло, необходим другой  и этот другой должен обладать нечто таким ценным, чего нет, не было и возможно никогда не будет у самого субъекта. Хотя зависть в какой-то степени знакома всем нам, но говорить, а тем более признаться в этом чувстве достаточно сложно. Что закрывает или что защищает чувство зависти  от нас самих? Думается, что в первую очередь, это собственная несостоятельность, а за этим уже  - стыд, что об этой несостоятельности узнает еще кто-то кроме тебя, признать который иной раз совершенно невозможно, т.к. это может привести к психическому провалу. В крайних случаях это бывает чрезвычайно болезненный аффект и чтобы справиться с ним надо «вытолкнуть» его наружу и для этого подчас необходимо разрушить либо то хорошее, что имеется у другого либо его самого.  Что в конечном итоге может привести к очень яркому и мощному проявлению деструкции и агрессивности.

         Так исторически сложилось, что зависть сопровождает человечество на всем протяжении его существования. Обращаясь к Библии, можно увидеть, что данной теме и здесь уделяется пристальное внимание. Каин убил брата своего младшего Авеля, когда увидел, что принесенная им жертва была не принята Богом, а  жертва брата, лучшее животное из собственного стада, была оценена по достоинству. Израиль, отец Иосифа, больше любил и выделял его из всех своих сыновей, вызывая, таким образом, зависть и ненависть братьев своих, которые продали его в рабство. Иосиф потом в Египте сотворит немало чудес, а братья обратятся к нему за помощью и будут прощены. Зависть, так или иначе, будет сопровождать Христа на всем пути его.  Дабы хоть каким-то образом укротить это чувство, оно признается одним из смертных грехов,  запрещенных Десятью Заповедями: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17).

                     Зависть может пробуждаться как к материальным ценностям, так и абсолютно нематериальным вещам, как например, успеху, таланту, интеллигентности, уму, красоте и т.п. Человек желает обладать тем, чего у него   нет, но всегда принадлежит другому. Таким образом, речь в данном контексте всегда идет о некой нехватке, об отчуждении собственного желания -  у другого есть то, что так необходимо мне для ощущения полноты жизни и счастья. Насколько возможно восполнить эту нехватку?  И возможно ли вообще?  Речь здесь идет не просто об отсутствии чего-то ценного или какого-либо объекта, а собственно о простой способности другого к благополучию. Или, если говорить шире, речь о способе существования, где в основе  имеется некоторая ущербность, которая подрывает возможные отношения любви и собственно бытие как таковое. Что сразу отсылает к нарциссизму субъекта, к определенному изъяну в нарциссической структуре последнего.

В крайних своих выражениях зависть проявляется у людей с ярко выраженной нарциссической проблематикой. Одним из определяющих симптомов нарциссического расстройства личности по DSM – IV (1994) («Диагностическое и статистическое руководство по психическим заболеваниям», разработанное Американской психиатрической ассоциацией) является «чувство зависти к окружающим или убежденность в том, что другие завидуют ему» (4, с.34).

                     Чувство зависти может начать проявляться на очень ранних этапах развития индивида, начиная с отношений мать-дитя. Возможно, если ребенок оказался в ситуации абсолютной беспомощности без должной родительской поддержки, он будет сравнивать себя с другими детьми и начнет завидовать им. Если же мать имеет выраженность нарциссических черт, то у нее самой будет прослеживаться двойственность проявления зависти. А именно:  с одной стороны она может восхищаться собственным ребенком, а с другой - такие нарциссические состояния беспомощности ребенка будут повышать ее  самоуважение как матери. Таким образом, зарождающаяся собственная зависть будет усиливаться завистью родителей.

               За завистью имеется определенная фантазия, которая направлена на «хороший» объект (это может быть желание чем-то обладать) или причинить вред либо разрушить этот объект желания. «Хороший» объект, таким образом, подвергается деструктивному нападению за свою «хорошесть» в силу отчаянной попытки защитить себя от невозможности переносить собственную ущербность. И здесь, конечно, уже не идет речь о действительной, реальной потребности обладать той или иной ценностью, имеющейся у другого, а лишь о возможности справиться с этой внутренней деструкций, которая связана с болезненным ощущением собственной неполноценности и уязвимости,  выражающимся в чувстве ненависти, либо причинении вреда, либо, уже во взрослом возрасте, презрении к тем чертам в объекте, которые пробудили зависть. Зависть, таким образом, будет всегда связана с нападением на «хороший» объект; это своего рода направленность на установление враждебных агрессивных отношений      с теми, кто вызывает желание и любовь, т.е., возможно, на сами источники жизни.    

              Мелани Кляйн, знаменитый психоаналитик британской школы, пишет в своей работе «Зависть и благодарность»: «Есть очень сильные психологические причины того, почему зависть фигурирует среди «семи смертных грехов». Я бы даже предположила, что она бессознательно ощущается самым большим грехом, поскольку портит и повреждает хороший объект, являющийся источником жизни», далее  она цитирует Чоссера: «Несомненно, зависть - самый худший из грехов; поскольку остальные грехи - это грехи против какой-то одной добродетели, в то время как зависть - против всех добродетелей и против всего хорошего» (1, с.28). Данное высказывание соотносится с концептом дуальности влечений Фрейда. Как известно, в 1920г в работе «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд (6), вводя новую терминологию, различает два основных влечения: Эрос и влечение к смерти.

         Эрос, как пишет Фрейд, стремится объединить сначала отдельных индивидов, позднее семьи, затем племена, народы, нации (5), т.е. целью Эроса является установление и поддержание отношений или связей, необходимых для жизни. Для достижений целей Эросу необходимо сотрудничество Другого. Это и есть то, что раньше называли самой жизнью, которую Фрейд восстанавливает и как термин и  идентифицирует с любовью. Жить -  значит любить, любить – значит жить.       

         Но есть еще и их противоположность – смерть. Фрейд говорит о том, что некоторая часть этого влечения к смерти или к деструкции направляется на внешний мир через мускульную систему и преобразуется во влечение к разрушению. И именно этот последний момент и связывает зависть с влечением к смерти. Зависть, влечение к смерти атакуют  Эрос и объекты ему соответствующие, которые являются либидинозными.  Но при этом в состоянии зависти происходит слияние этих влечений, Эроса и влечения к смерти, т.к. деструктивность направляется именно на тот объект, который будит потребность и как следствие любовь. Это такой объект, который либидинально окрашен и представляет собой определенную ценность, т.к. зависть всегда будет соотноситься с идентификацией субъекта: я желаю того, чего у меня нет, но есть у другого. Этот другой или объект как таковой ненавидим за это обладание и саму способность к этому обладанию, но при этом он является и удовлетворением этой потребности. Поэтому с одной стороны имеется признание потребности и как следствие направленность к объекту, что, в сущности, и есть отражение влечения к жизни,  а с другой – нападение на объект и возможность его воспринимать (влечение к смерти).

         Если зависть устойчивая, в большей степени бессознательная, она имеет деструктивный характер с преобладанием влечения к смерти и отличается от более нормальных и интегрированных форм, соотносящихся в большей степени с Эросом. В этом последнем случае возможно установление либидинозных отношений, т.к. здесь появляется шанс добиться обладания теми же качествами, что и другой, интроецировав в себя определенные аспекты.

         Думается, что так или иначе чувство зависти соотносится с тем ощущением собственной детской беспомощности и страхом разрушить тот объект любви, который для нас наиболее дорог, избегая и не осознавая этого чувства. Если же зависть каким-то образом осознается, а в последующем может объединиться с чувством благодарности и восхищения, то ее деструктивность будет утрачена. Говоря иначе, чтобы чувствовать себя хорошо и иметь возможность испытывать состояния благополучия необходимо уметь жить с самим с собой в мире и гармонии, что, в сущности, является одной из целей психоанализа.

 

Литература

1.     Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. Пер. с англ. Информационный центр психоаналитической культуры Санкт-Петербурга.- СПб.: Б.С.К., 1997.- 100с.

2.     Овидий. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии.-. М.: Художественная литература, 1983 г- 512 с.

3.     Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1972.- 846с.

4.     Соколова Е.Т., Чечельницкая Е.П. Психология нарциссизма. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.- 90с.

5.     Фрейд З. Неудобства культуры. Фрейд З. Художник и фантазирование: Пер. с нем. – М.: Республика, 1995.

 

 

 



Просмотров: 340
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В чём польза зависти для меня? Как зависть может привести к успеху?
  • Зависть. Почему я завидую? Как избавиться от зависти.
  • Зависть. Причины и Техника перестройки зависти в помощника-музу.
  • В защиту зависти. Зависть как инструмент в Терапии.
  • Зависть - один из семи смертных грехов
  • Эссе по работе Мелани Кляйн «Зависть и благодарность»
  • Почему зависть хорошее чувство?
  • Про зависть на примере романа Ю.Олеши "Зависть"
  • Почему зависть может быть только черной
  • Семь смертных грехов с точки зрения психолога: ЗАВИСТЬ.
  • Белая ли,черная....зависть всегда остается завистью
  • Зависть - полезное чувство
  • Зависть - плохое чувство?
  • Это светлое чувство! Зависть!
  • Про зависть. Или как понять, чего на самом деле хочешь от жизни? (часть 1)
  • Зависть: как превратить неприятное чувство в топливо для вашего самолета
  • Зависть - это ущербность личности
  • Зависть как тема в работе психолога и в жизни.
  • Про Зависть (Прочитав Мелани Кляйн)
  • Зависть и сравнение себя с другими
  • Зависть или благодарность. Простой и эффективный способ развития по шагам
  • Про зависть. Или что же делать, если завидуете Вы, и не по-белому? (часть 2)
  • Зависть в нашей жизни
  • Про зависть, которая съедает изнутри
  • Зависть цвета не имеет.
  • Когда зависть бывает полезной
  • Да здравствует зависть: почему завидовать это хорошо
  • Зависть. Некоторые мысли о распространенном чувстве…
  • Психология личности. Зависть - это ущербность личности.
  • Этот смутный объект желания: метаморфозы «денежного потока» в жизни и на рынке услуг



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь