Как устроено наше сознание?

Как устроено наше сознание

Терапия принятия и ответственности основана на теории позиционных рамок (RFT- Hayes, Barnes-Holmes, and Roche 2001). Основной постулат RFT состоит в том, что человеческое поведение  зависит, предписывается и с большой точностью предопределяется  позиционными рамками - особой системой взаимозависимостей между определениями и понятиями, сохраняемыми в языке. Так устроен человеческий язык, а вместе с ним  и мышление, сознание, на этом основано наше умение научаться чему-то, не имея непосредственного чувственного опыта. Вот вам пример: ваш любимец, домашний кот не станет запрыгивать на горячую плиту дважды, но ему всё-таки нужно хотя бы раз дотронуться до неё, чтобы понять, что этого делать не стоит. Ребёнку же и вовсе не надо касаться плиты, чтобы узнать, что плита горячая и можно обжечься. Ребёнок способен понять это на словах. В жизни и окружающем мире это умение пользоваться вербальными правилами – великий инструмент познания. Однако в части внутреннего опыта эта же способность следовать заложенным в языке правилам ограничивает нашу жизнь самым фундаментальным образом.

Вот главное утверждение: люди думают в контексте отношений, связей, позиций. Животные – нет.

В более общем виде это утверждение выглядит так: люди способны связывать и соотносить любые объекты в окружающей их среде, мысли, чувства, действия, намерения (всё, что угодно) с любыми другими окружающими объектами, мыслями, чувствами, действиями, намерениями (со всем, что угодно) самым произвольным образом (считая их “такими же”, “разными”, “лучше чем”, “хуже”, “похожими”, “частью”, “примером чего-то”, “причиной” и т.д.).

Это совершенно особое, уникальное свойство самым существенным образом характеризует работу нашего сознания. Оно же оказалось абсолютно решающим преимуществом в выживании человека как вида среди других особей животного мира,  поскольку позволило нам сознательно анализировать окружающее. Способность сравнивать и соотносить помогла сохранить огонь в костре и обогреть пещеру, изготовить орудия труда и охоты, а позже -  строить города, создавать великие произведения искусства или летать и изобрести компьютер.

Однако, эта же самая способность – причина и источник всех наших мук и страданий.

Когда мы думаем, то мы сразу и непроизвольно “связываем и соотносим” события. Слова – это символы, а символы всегда “приносят с собой” другие события и объекты, с которыми они “похожи” или “из одной кучи”, по какому бы принципу эта “куча” не была собрана. Каждый символ, слово, даёт нам доступ к очень сложной системе отношений, которая существует в виде глобальной конструкции в нашем сознании и пополняется и обновляется в течение всей нашей жизни.

Вот только некоторые из рамок соотнесений.

  • Рамка “Соответствия” (Примеры: задаётся словами “такой же как”, “похожий”, “как и…”)
  • Рамки “Времени” и “Причины” (вводится такими словами – “до и/или после”, “если/тогда”, “потому что”, “из-за того что”, “как-то” и др.)
  • Рамки “Сравнения” и “Оценки” (здесь целое семейство взаимозависимостей – “лучше, чем”, “больше”, “ещё быстрее”, “симпатичнее”)
  • Рамка “Адресности” (в диалоге, например, задаёт позицию и направление высказывания, определяет, кому принадлежит сказанное: Я/Ты, “со мной/с вами” и т.д.)
  • Рамка “Пространство” (“близко/далеко”, “здесь/там” например).

Весь этот практически неисчерпаемый репертуар позиционных рамок, аккумулирующий накопленный  опыт соотнесений, может быть в одно мгновение и по малейшему вашему желанию применён для чего угодно. Вот именно это мы и называем “сознанием человека”.

Здесь я предлагаю вам одно упражнение "Взаимосвязь предметов и событий"

Если статья оказалась для вас интересной, то автору будет приятно за ваше спасибо. Это вдохновит на написание новых интересных статей!

Запись на консультацию:

телефон 8-905-793-2237

скайп sovlad2

Сурков Олег Владимирович

Я работаю с душой! 

 



Просмотров: 676
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Представители животного мира на Земле находятся здесь, чтобы поддерживать нас в нашем земном путешествии
  • Люди, которые имеют рамки, лупят ими тех, которые рамок не имеют
  • «Типовые модели мышления» «Рамка проблемы и Рамка решения»
  • Быть кем угодно, только не собой! Или как справиться с комплексом "Я-какаятонетакая"
  • От чего зависит наша способность справляться с трудностями жизни? Отвечаем на вопрос.
  • Когда ты учишься наилучшим образом, ты как что? О «чистом языке» в классе
  • Как выражать эмоции здесь и сейчас экологичным образом?
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Записки расстановщика. СДВГ, депрессия и невроз в наше время стала образом жизни.
  • Я думала, это может случиться с кем угодно, но только не со мной...
  • Вопросы, для того, чтобы лучше узнать любимого человека
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • Если вы мечтаете получать от жизни то, что хочется, наилучшим образом
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Тогда, здесь и там, что лучше!?
  • Как понять другого или что определяет наше поведение
  • Почему люди выбирают плохие объекты для отношений?
  • Привычка - сравнивать. Мышление в рамках "лучше-хуже".
  • Работа с образом, при работе с гармонизацией отношений с матерью. Мотив"Корова"
  • Мужчинам не нужно уметь читать мысли, чтобы понять чего хочет их женщина
  • Магия присутствия: как и для чего быть "здесь и сейчас" гештальт-терапевту
  • Ошибки мышления или как наше мышление определяет наши поступки и нашу жизнь
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Умение отстаивать свое мнение — одно из основных прав человека
  • Цикл опыта ч.1 (из статьи Джозефа Мельника и Сони Невис "Диагностика в Здесь-и-Сейчас")
  • Почему взрослые люди хотят, чтобы их речь была лучше?
  • Умение отвергать как способность заботиться о себе
  • Технология легализации чего угодно.
  • Способность, которую забыли развить. Умение отдыхать.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь