Чувства, эмоции и их многообразие

Существует огромное количество различных теорий эмоциональных состояний. Собственно целью большинства психотерапевтических направлений является изменение дискомфортных чувств и эмоций клиентов. В транзактном анализе выделяют 4 базовые эмоции: страх, гнев, радость и печаль. Также к базовым чувствам относят физические ощущения: покой, расслабленность, голод, сытость, усталость, возбуждение, отвращение, сонливость.

Во время развития ребёнка в результате социализации и коммуникации со взрослыми с помощью различных методов научения ребёнок научается(извините за повторение) распознавать чувства других и свои собственные. Также, родительские фигуры выражают одобрение или неодобрение поведения, выражающего те или иные чувства. Когда чувства не одобряются, то они начинают вытесняться или замещаться теми, которые одобряются. Именно поэтому у каждого человека формируется определённый "индивидуальный эмоциональный профиль" типичный для него, который отражает его "сценарные" особенности. 

Стоит отметить, что полностью неодобряемые чувства ребёнок подавить или вытеснить не может, в связи с этим происходит психосоматизация данных чувств в функциональные расстройства. Те чувства, которые также не одобрялись и не были переработаны ребёнком, но преобразовались в иные, названы "рэкетными чувствами". Второе название данных чувств неутентичные или неподлинные. Те состояния, которые были естественными и не подвергались негативной реакций со стороны родителей называются аутентичными.

Также чувства имеют четыре основных функции:

1)мотивирующую

2)мобилизационную

3)коммуникативную

4)приспособительную

 

Ниже изображена таблица, характеризующая аутентичные чувства.

Чувства эмоции и их многообразие

Вторая таблица отразит характеристику рэкетных чувств



Крайне важно указать, что рэкетные чувства имею очень важную дополнительную функцию: функцию психологической защиты, они защищают ребёнка, а потом взрослого человека от эмоциональной боли от собственного непринятия своими родителями, чувства собственной неблагополучности во всех возможных проявлениях.

 

Более подробно хочется остановиться на тревоге.

Есть аутентичная тревога, которая является реакцией на реальность. То есть для личности доступно максимально корректное тестирование окружающей реальности. Данная тревога нормальна и отражает любое естественное изменение привычного существования.

А вот рэкетная тревога характеризуется:

а)многократным повторением "разрешённого чувства", служит заменителем запрещённого чувства.

б)выражение рэкетного чувства не способствует решению проблем "здесь и сейчас".

в)рэкетное чувство образуется от невыраженных аутентичных чувств.

г)рэкетное чувство даёт выход энергии, которая образуется от невыраженных аутентичных чувств.

д)это чувство преобладает над всеми другими чувствами.

е)сколько бы человек не выражал рэкетное чувство, оно будет возникать снова и снова, при этом существует эффект экскалации.

 

Таким образом, любое рэкетное чувство возникает в следствие отсутствия безусловной и достаточной любви родительской фигуры к ребёнку. Также данное чувство является сопроводителем внутреннего конфликта человека, а потому всегда возникает в конце любой "психологической игры", как сигнал о его неразрешении снова.

Исследованиями рэкетных и аутентичных чувств занималась Фанита Инглиш. Её идеи развил Ричард Эрскин в виде системы рэкета, то есть искажённой, самоподкрепляющейся системы чувств, мыслей и поведения, которая сформировалась в детстве под влиянием родительских фигур и среды. 

При достаточном количестве интереса в следующей статье могу рассказать о данной модели и некоторых способах работы с ней.



Просмотров: 335
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №4 "Чувства"
  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №1 "Вводная"
  • Эмоции, чувства и дети...игра "Звездочет эмоций"
  • "Подари мне вместо своих чувств любви , свое чувство стыда" .Клинический случай
  • Техника "Автопортрет". "Цвета и чувства". И мой портрет с комментарием.
  • Эмоции и чувства - "краски жизни".
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №3 "Эмоции"
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №2 "Ощущения"
  • ГЛАВА 11 "Рэкетные чувства"
  • Про чувства. Часть I. Без чувств.....
  • Детское "я боюсь" и чувства родителей
  • «Придите в чувства» - о том, как работает канал чувств
  • Разум без чувств - Чувства без разума. Новый Бич современности
  • "Гляжусь в тебя, как в зеркало..." - Какого цвета ваши чувства?
  • Треугольник "Чувства-мысли-действия"или как управлять поведением.
  • Эмоциональность = несдержанность? Как "правильно" выражать чувства в семье
  • "Ну съешь еще ложечку" или как убить чувства своего ребенка
  • Обида на близких. От чего нас "лечат" негативные чувства
  • Как перестать чувстовать "ненужные" чувства (из клиентских запросов)
  • "Хорошие девочки (мальчики)" или право на негативные чувства
  • "Неудобные чувства". Злишься? Сделай что-нибудь активное.
  • Узаконенные отношения или "Гражданский брак" (Чувства решают)
  • Заимствованные чувства (2) — ты не обязан чувствовать также, как другие
  • Когда чувства "застревают"
  • Неприятные чувства - "проклятье" или "дар"
  • "Правильные" и "неправильные" чувства
  • "Голые чувства"(о настоящих чувствах, бездарном художнике, любящем муже и потребительстве)
  • Запрет на "негативные" чувства молодым родителям.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь