|
Чувства, эмоции и их многообразиеАвтор статьи: Прилепский Никита Олегович
Существует огромное количество различных теорий эмоциональных состояний. Собственно целью большинства психотерапевтических направлений является изменение дискомфортных чувств и эмоций клиентов. В транзактном анализе выделяют 4 базовые эмоции: страх, гнев, радость и печаль. Также к базовым чувствам относят физические ощущения: покой, расслабленность, голод, сытость, усталость, возбуждение, отвращение, сонливость. Во время развития ребёнка в результате социализации и коммуникации со взрослыми с помощью различных методов научения ребёнок научается(извините за повторение) распознавать чувства других и свои собственные. Также, родительские фигуры выражают одобрение или неодобрение поведения, выражающего те или иные чувства. Когда чувства не одобряются, то они начинают вытесняться или замещаться теми, которые одобряются. Именно поэтому у каждого человека формируется определённый "индивидуальный эмоциональный профиль" типичный для него, который отражает его "сценарные" особенности. Стоит отметить, что полностью неодобряемые чувства ребёнок подавить или вытеснить не может, в связи с этим происходит психосоматизация данных чувств в функциональные расстройства. Те чувства, которые также не одобрялись и не были переработаны ребёнком, но преобразовались в иные, названы "рэкетными чувствами". Второе название данных чувств неутентичные или неподлинные. Те состояния, которые были естественными и не подвергались негативной реакций со стороны родителей называются аутентичными. Также чувства имеют четыре основных функции: 1)мотивирующую 2)мобилизационную 3)коммуникативную 4)приспособительную
Ниже изображена таблица, характеризующая аутентичные чувства. Вторая таблица отразит характеристику рэкетных чувств Крайне важно указать, что рэкетные чувства имею очень важную дополнительную функцию: функцию психологической защиты, они защищают ребёнка, а потом взрослого человека от эмоциональной боли от собственного непринятия своими родителями, чувства собственной неблагополучности во всех возможных проявлениях.
Более подробно хочется остановиться на тревоге. Есть аутентичная тревога, которая является реакцией на реальность. То есть для личности доступно максимально корректное тестирование окружающей реальности. Данная тревога нормальна и отражает любое естественное изменение привычного существования. А вот рэкетная тревога характеризуется: а)многократным повторением "разрешённого чувства", служит заменителем запрещённого чувства. б)выражение рэкетного чувства не способствует решению проблем "здесь и сейчас". в)рэкетное чувство образуется от невыраженных аутентичных чувств. г)рэкетное чувство даёт выход энергии, которая образуется от невыраженных аутентичных чувств. д)это чувство преобладает над всеми другими чувствами. е)сколько бы человек не выражал рэкетное чувство, оно будет возникать снова и снова, при этом существует эффект экскалации.
Таким образом, любое рэкетное чувство возникает в следствие отсутствия безусловной и достаточной любви родительской фигуры к ребёнку. Также данное чувство является сопроводителем внутреннего конфликта человека, а потому всегда возникает в конце любой "психологической игры", как сигнал о его неразрешении снова. Исследованиями рэкетных и аутентичных чувств занималась Фанита Инглиш. Её идеи развил Ричард Эрскин в виде системы рэкета, то есть искажённой, самоподкрепляющейся системы чувств, мыслей и поведения, которая сформировалась в детстве под влиянием родительских фигур и среды. При достаточном количестве интереса в следующей статье могу рассказать о данной модели и некоторых способах работы с ней. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|