|
Использование механизма забывания в психотерапииАвтор статьи: Татьяна Силаева
Использование механизма забывания в психотерапии У моей жены самая отвратительная память на свете. Все забывает? Все помнит... Свойства памяти, куда входит и механизм забывания - это физиологически обьяснимое явление. С психологической точки зрения, механизм забывания (вытеснение в подсознание) - это выученная привычка (в случаях, без паталогий головного мозга). По сути - это и есть вытеснение в подсознание. Причем добровольное, не смотря на использование своей бессознательной части в себе. Просто, как опыт.....на всякий случай. Ребенок ведь учится, пока растет. И этот случай его настигнет через много лет. Да, в детстве это опыт маленького человечка. Станет ли этот опыт его обузой? Это зависит от самого выросшего гражданина - использовать свой опыт для развития или, для повторяющихся проблем. Почему же забывание является привычкой и как эта привычка сформировалась? Привычка забывать формируется в детстве, как неприятная реакция на что-то, чтобы не страдать (всегда при детской психотравме и всегда только со значимыми людьми). Раз забыл, так этого и нет. Нет памяти об этом - нет проблемы. Отличие есть при травме, но с чужими людьми. Такое не забывания. Никогда! А с теми, от кого зависит развитие ребенка и его выживание - тут, конечно же, да! Тут при психотравме механизм забывания выручает ребенка на время его взросления. Например, Вася 6-ти лет увидел маму с папой в постели за каким-то занятием, то ли борьбы, то ли драки....сопровождающиеся странными вздохами-криками. И Вася решил, что папа делает маме больно (либо мама издевается над папой). Защитить он не мог. Лучше забыть. Память мальчика приняла такое решение своим бессознательным чутьем. Вот она, привычка, и родилась. Затем, даже в отдаленно похожих ситуациях, им используется привычный механизм забывания. Например, папа сильно толкнул маму - тут на помощь пришел привычный механизм. Забыть! Чтобы не страдать! А что же во взрослой жизни? Вася каждый раз почему-то забывает о плохом и наступает на одни и те же грабли. Опять, чтобы не страдать, а вдруг? Приятнее без страданий, конечно. Однако, теперь, для взрослого Васи, привычный механизм ему мешает. Но другого-то нет! Привычное забывание не дает ему развиваться, менять свое привычное поведение. Что, в свою очередь, делает его менее успешным и не таким уж счастливым. Но кто-то ведь должен знать, как и когда сформирован его механизм забывания? Правда? А Вася не знает. Раз не знает - сможет он его изменить? Кто же сможет ему помочь? Правильно - тот кто знает - психолог. И помощь эта не на одну сессию. Вывод : мы всегда забываем обычно то, что не интересно, не нужно, что приносит страдания. Потому что, если нет причины (она забыта) - нет проблемы.....пока все не повторяется сначала. И все бы ничего. Только такая забывчивость мешает исправлять ситуации в лучшую сторону. Человек, как будто слепой котенок, опять и опять выбирает не тех людей и не те ситуации. И правильно! Потому что иначе, как он сможет заменить механизм забывания на другой, более эффективный для взрослого человека? Психологическое забывание (находиться в забвении)- это выученное искусственное не осознание чего-то (кого-то). Ну не хочу я знать об этом! Легче забыть! На время.......это правда - выход....на какое-то время. Но развития в этом нет. Выход-терапия: признание этого неадаптивного теперь механизма, для взрослого человека,разрешение этому быть иногда и только с выгодой для человека, замена этого механизма на более адаптивный, приемлемый в данной индивидуальном случае (все мы разные, с разными темпераментами, свойствами нервной системы, особенностями характера....семейной истории)! это выход в повторяющихся, не очень хороших ситуациях, чтобы перестать наступать на свои грабли в который уже раз. Желаю вам успешного "переучивания" от не адаптивного механизма забывания. Желаю использовать этот механизм забывания только с выгодой для себя! При рождении мне сразу сказали: "Выбирай: красота, ум и обаяние или хорошая память". Не помню, кстати, что я тогда выбрала. — Всё ты помнишь!
Автор клинический психолог Татьяна Силаева
интеренет-курсы + Практикум психолога "Формирование института семьи - школьникам/семьям 1. Начинающему психологу в помощь 2. Спортивным психологам, тренерам! Набор техник... Работа клинического психолога в поликлинике-заключения, 3. Практическая деятельность конфликтолога-медиатора. Кейс
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|