У ребенка нет друзей?

                                               У ребенка нет друзей?

 

            «У ребенка нет друзей» -  с такой жалобой часто приходят родители дошкольников. Если раньше это не представляло проблемы, то теперь этот вопрос волнует родителей: ребенок скоро пойдет в школу, где ему нужно будет выстраивать отношения с одноклассниками. А в возрасте пяти - шести лет слова «нет друзей», скорее всего, означают, что у ребенка недостаточно опыта и навыков общения с другими детьми.

 Бывает, что родители не придают большого значения этому вопросу, если им самим  достаточно общения на работе и в семье, особенно если у ребенка есть брат или сестра. Однако ребенку, помимо семейного общения, нужно общение и с людьми извне, особенно со сверстниками, с которыми он может вместе проходить этапы взросления.

Еще одна возможная трудность – это то, что для встреч со сверстниками нужно куда-то отводить ребенка - на прогулку в определенное время, в гости, в детский клуб - а на это у родителей не всегда есть желание, время и силы. Хорошо, если ребенок посещает развивающие занятия или спортивную секцию, однако там почти нет возможности для свободного, неформального общения и совместных игр, а именно в этих процессах и развивается умение взаимодействовать и дружить с другими людьми.

            Бывает, что родители сами выбирают друзей ребенку, побуждают играть не с теми детьми, с кем ему хочется, и в результате ребенок может остаться в одиночестве или получить ярлык «конфликтного». Скорее всего, родителям в этом случае хочется облегчить или обезопасить жизнь ребенка, но в будущем ему все равно придется общаться с разными людьми... Если ребенка тянет к тем детям, которые совершенно не нравятся его родителям – важно подумать, из-за чего это происходит? Что важно и ценно для ребенка в этой дружбе?

Важно понимать, что у ребенка и родителей могут быть разные представления о дружбе. Например, родители могут полагать, что у ребенка должно быть много друзей и он должен уметь дружить со всеми. А у их сына или дочери может быть иная потребность в общении – возможно, ему нужен один или два друга, с которыми ему комфортно. Или ребенку нравится дружить с детьми чуть старше или младше себя.

«Уметь дружить» - тоже неоднозначное понятие! То, что для родителя выглядит как череда конфликтов, для ребенка 4-6 лет может быть процессом развития умений общаться. Конфликты и ссоры – неотъемлемая часть отношений между людьми. Важно не само их наличие, а то, как ведет себя ребенок и какой опыт он для себя извлекает. В частности, в конфликте он осваивает различные стратегии поведения, учится отстаивать свое мнение, учитывать мнение другого человека, договариваться, сотрудничать и многому другому.

Часто причиной отсутствия постоянных друзей становятся особенности поведения ребенка: например, дерется, отнимает игрушки, обзывает других детей или может легко заплакать, испугаться, убежать под защиту мамы. В этом случае другие дети могут не приглашать его в свои игры. Но это не значит, что нужно отказаться от общения. Если ребенок не только «плохо» ведет себя, но и проявляет свои сильные стороны – например, умеет придумывать интересные сюжеты для игр - то вполне сможет найти свое место в группе сверстников или такую компанию, в которой его будут принимать вместе с его драчливостью или пугливостью. Одновременно с этим, важно понять, что побуждает его вести себя среди детей таким образом, и помочь освоить различные стратегии поведения (отстаивать свое мнение, уступать, договариваться, уклоняться от конфликта, находить компромисс – в зависимости от конкретной ситуации и своих целей в этом конфликте). Ситуации бывают разные, и найти верное указание на все случаи жизни трудно, поэтому не стоит давать ребенку указания вроде: «Сразу давай сдачи!», «…а ты в ответ у него машинку забери!», «Она не хочет с тобой играть – и не надо, уйди от нее и не дружи с ней»… Будет полезнее регулярно обсуждать и анализировать вместе с ребенком то, что происходит в отношениях с друзьями: «Как ты думаешь, почему он так поступил?», «Мог ли ты в этой ситуации повести себя по-другому?», «Какой был бы самых лучший вариант для каждого из вас?» и т.д. Можно опираться на примеры из собственного детства, на примеры поведения персонажей из фильмов, мультфильмов и книг. Благодаря таким обсуждениям у ребенка будет четкое понимание того, что родители интересуются его жизнью, поэтому к ним всегда можно обратиться за поддержкой и советом.



Просмотров: 311
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если у ребенка в классе нет друзей?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Как воспитывать ребенка, если он ведет себя как дикарь?
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • У ребенка нет друзей
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • У моего ребенка нет друзей.
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Пять друзей внутреннего ребенка
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Рождение ребенка – важный шаг, к которому нужно быть готовыми вместе!
  • Развивать ребенка важно и нужно, но как избежать ошибок?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Как родители могут влиять на повышение самооценки ребенка
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Рождение ребенка. С какими трудностями могут столкнуться молодые родители?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Почему так важно прощать ребенка сразу
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • Как родителям говорить с другими людьми про своего "особенного" ребенка?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • Почему близкие и родственники перестают общаться с людьми с появлением особого ребенка?
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь