Свобода быть собой.

«Эти мысли в высшей степени захватили меня: «Люди должны научиться с легкостью переходить от одной роли к другой» — почему сейчас это не так? В возрасте трех-четырех лет дети хотят быть и хорошими, и плохими, и американцами, и коммунистами, и студентами, и копами. Однако культура формирует ребенка, он начинает настаивать на том, чтобы играть только один набор ролей: всегда быть хорошим парнем или, по столь же компульсивным причинам, плохим парнем или бунтарем. Способность играть и чувствовать оба набора ролей утеряна. Ребенок начинает понимать, кем ему следует быть.
Ощущение постоянного «я»: ах, как психологи и родители жаждут запереть своих детей в какую-нибудь поддающуюся определению клетку. Постоянство, шаблоны, что-то, на что мы можем навесить ярлык, — вот чего мы хотим от нашего мальчика.
О, у нашего Джонни после завтрака всегда прекрасный стул.
— Билли просто обожает все время читать…

Шаблоны — это уступка желаниям родителей. Взрослые правят, и они поощряют шаблоны. В результате — одни шаблоны. И страдание в результате.
А что если мы будем воспитывать детей по-другому? Поощрять их за изменение привычек, вкусов, ролей? Поощрять за непоследовательность? Что тогда? Мы могли бы приучить их быть разными, последовательно непостоянными, решительно свободными» (Люк Рейнхард: «Человек - игральные кости»)


Меня тоже захватили эти мысли. Что, если не навязывать стереотипов, если дать детям развиваться так, как им хочется, становиться тем, кем им важно в данный момент?


Идея захватывающая. На хаос, на самом деле, можно опираться не меньше, чем на упорядоченность, если идею хаотичности принять как данность, константу, неизменность. Наверное, у детей получилось бы, возможно даже и неплохо. Проблема, на мой взгляд, в другом: взрослые не смогут выжить в этом постоянно меняющемся мире детей.


Рамки задаются привычками и формируют привычки, а привычки – это мы. Хочешь – не хочешь, смена привычки порождает ощущение себя – нового и следом тащит «потерю идентичности». Чем больше в нас меняется – тем более неузнаваемыми мы становимся. Нас перестают узнавать друзья, они, в один голос с родственниками, твердят, что надо бы вернуть себя – прежнего: иначе им неудобно, непривычно. Иначе им становится одиноко и они не могут позволить себе безмятежно не меняться: им тоже приходится что- то менять в себе, своем привычном мире. Даже если они вычеркивают из него «саботажника» - их мир уже другой.


И так запускается цепь изменений. Можем ли мы позволить нашим детям быть свободными от рамок, штампов, полностью делать то, что им надо, хочется в данный момент и при этом не меняться? – нет.


И дело даже не в педагогике. Дело в том, что мы не можем пойти против системы, когда она стала частью нашей плоти. Мы можем стремиться, стараться, добиваться определенных успехов, но поменяться полностью, внезапно – почти не реально. И с этим придется считаться, когда мы говорим о свободе и когда мы желаем ее нашим детям.


Многие наши части остаются незамеченными и непроявленными. Они почти никогда не звучат в нашей жизни. И это – тоже неизбежность реальности.
Мы можем наблюдать за собой, обнаруживать себя - разных. Увеличивать возможности реагирования. Обычно таким изучением я занимаюсь с людьми, которые обратились ко мне. Но значит ли это, что изучивший себя человек становится свободным? Вряд ли.


Пока он придерживается общества, даже не держится за него, а так, мизинчиком цепляется, он ограничен. Выбор есть всегда, но не бесконечный. Другое дело, что свободы становится больше, когда понимаешь, чем платишь за выборы и соглашается на них.



Просмотров: 373
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мы не можем быть лишены ценности, мы можем только забыть, что она есть
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Мы взрослые, можем научить детей сотрудничеству, если они не имеют такого опыта
  • 3 привычки, которые вы должны развить в себе, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Как быть, если не хочется что-то делать, а надо?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • А что если позволить себе быть уязвимой?!
  • Как найти любимое дело, дающее драйв и смысл жизни, даже если вам уже 40?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Что происходит когда мы не можем управлять собой
  • Мы можем меньше травмировать наших детей (1)
  • Право быть в мире. Само собой разумеется или не всегда?
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Я люблю себя, даже, если, вам не нравлюсь
  • Не отрекайтесь от себя, даже если это ошибка...
  • Быть или не быть? Что делать если не получается принять решение
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Как быть в гармонии с собой и не потерять себя в современном мире
  • Любовь к себе. Чего ты хочешь на самом деле, когда хочешь есть?
  • 9 причин ежедневно ХВАЛИТЬ СЕБЯ вслух, даже если особо и не за что…
  • Почему хочется секса с другим партнером, даже если вы счастливы в отношениях
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Все, что мы хотим от других, мы можем дать себе сами.
  • Как Поднять Свою Самооценку и Полюбить Себя, Даже Если Вы Отчаялись? (от dneshchadim)
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Как позволить себе быть тем, кем хочется
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь