Свобода - цель воспитания?

Воспитывать ребенка осознанно - значит понимать цель воспитания. В каждой сложной ситуации взвешивать - как поступить, что будет полезным для ребенка.
Так что может быть целью воспитания? Что будет считаться успехом в этом деле?

Наверно, однозначно правильных ответов нет. Но все-таки интересно поразмышлять над этими вопросами.
В статье представлена лишь точка зрения, одна из многих, не претендующая на полный охват этой обширной темы.

"Каким хочется воспитать ребенка? Что хочется в него вложить?"

Даже когда процесс воспитания не обдумывается, он все равно происходит. Непрерывно, день за днем. В ребенка закладываются программы, отлаженные механизмы поведения, которые применяются родителями и другими воспитателями. Они впитываются, закрепляются в сознании ребенка. А если воспитывать целенаправленно?
Если куда-нибудь идти - куда-нибудь придешь.

Стоит ли идти в направлении счастья? Счастье - как цель воспитания ребенка.
Безмятежно счастливыми бывают и психически нездоровые люди, и наркоманы, например. В жизни всякое случается - смерти близких, проблемы, которорые люди не в состоянии контролировать. Невозможно на все реагировать счастьем.
Т.е. о счастье для ребенка можно мечтать, молиться, но иметь как цель в воспитании не очень убедительно.

Если поставить целью воспитать успешного человека?
Вкрадываются противоречия - успеха ведь добиваются разной ценой. Цель относительная и часто противоречащая многим нравственным добродетелям.Вдруг ребенку в какой-то момент надоест добиваться этого успеха? Он опустит руки и прогнется под обстоятельствами, так и не оправдав многочисленных ожиданий?..

Может стоить попробовать воспитать человека, который хорошо адаптируется к условиям жизни? Он будет гибким, хорошо приспособленным, готовым ко многим ударам и переменам. Вроде неплохая такая цель - но как ее реализовать? Дети, порой, и так обучаются быстрее родителей. Как подготовить ребенка к жизненным реалиям, которые самим сложно вообразить?

Возможно, главной целью воспитания ребенка является свобода?

Свобода в смысле "выбираю кем и каким быть, а главное имею возможность выбирать". Вот большой спектр возможностей - это к родителям. Какой толк от свободы без возможностей?
Если приглядеться, то хорошее воспитание - это и есть непрерывное создание возможностей. Увеличение свободы и преодоление несвободы. Дети в идеале проживают с родителями опыт безопасной зависимости. Потом в определенное время освобождают от этой зависимости. Чувство прочного тыла дают любовь, внимание, забота, принятие. С хорошим тылом можно направиться влюбую сторону.

Не развивать способности ребенка - несвобода, ограничение возможностей. Если ребенку навязывают, манипулируют и насильственно заставляют заниматься чем-либо - это опять же несвобода. Повреждается мотивация, ребенок это отвергает.
Хорошее образование - расширение возможностей. Поддерживающее образование оставляет пути открытыми. Ребенок выбирает, чем заниматься, хочет - меняет сферу деятельности, это его опыт. Секция по интересу или школа с высоким качеством образования идут на пользу.

Конечно, забота о здоровье и безопасности - это увеличение свободы. У физически здорового человека больший выбор сфер деятельности.
Насилие в семье - несвобода. Ребенку может понадобиться много времени и ресурсов, чтобы преодолевать последствия.

Принятие, откровенность, высказывание и обсуждение чувств - свобода. Игнорирование - несвобода. Это может повлиять на его социализацию - успешность во взаимодействии с другими людьми. Умение общаться, быть интересным и открытым, опыт отстаивать свою точку зрения и формулировать мысли. Все это увеличивает шансы приобрести большее количество друзей, выстроить крепкие отношения.

Рациональная строгость - тоже проявление заботы. Гулять поздно ночью ребенку - небезопасно. Есть чипсы - вредно. Отдаленные последствия, например, как лечение гастрита в отделении гастроэнтерологии будут несвободой. Это время можно будет провести более свободно, творчески, насыщенно.

Баланс найти сложно, но реально. Понимать отдаленные последствия сегодняшних поступков. Что хорошо в одном возрасте, то становится ненужным ограничением в другом. Разумные ограничения вызывают протест со стороны ребенка, но они бывают необходимы. Стоит передавать ответсвенность, чтобы привить самостоятельность.

Цель воспитать свободного человека с большим набором возможностей сложная, но стоящая этих усилий.



Просмотров: 269
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Воспитывать ребенка. Как? (Стили воспитания в семье)
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Последствия воспитания ребенка адептом религиозной секты
  • Как завести ребенка, если «хочется, но как-нибудь потом».
  • Что такое учебная мотивация и какова ее цель в обучении ребенка?
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Главная цель воспитания - научить жизни!
  • Можно ли воспитать ребенка без ремня?
  • Как воспитать богатого ребенка, если вы сами не богаты. Пять самых действенных советов
  • Про границы, договоренности и наказания в деле воспитания ребенка
  • Особенности воспитания единственного ребенка в семье
  • Как договориться о правилах воспитания ребенка в семье
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Цель жизни-жизнь с целью"(с)
  • Как воспитать ребенка, способного быть счастливым.
  • Последствия чрезмерного контроля или Глоток свободы для ребенка.
  • как еще наказать ребенка.методы воспитания
  • Отравляющие принципы воспитания ребенка.
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Неполная семья – слабость или сила вашего ребенка? Особенности воспитания в неполной семье
  • Серебряное время ребенка или как воспитать радость бытия
  • Как выбрать систему воспитания для своего ребенка?
  • Сказка как средство воспитания и развития ребенка
  • Влияние токсичного воспитания на мозг ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь