Воспитывать ребенка осознанно - значит понимать цель воспитания. В каждой сложной ситуации взвешивать - как поступить, что будет полезным для ребенка. Так что может быть целью воспитания? Что будет считаться успехом в этом деле?
Наверно, однозначно правильных ответов нет. Но все-таки интересно поразмышлять над этими вопросами. В статье представлена лишь точка зрения, одна из многих, не претендующая на полный охват этой обширной темы.
"Каким хочется воспитать ребенка? Что хочется в него вложить?"
Даже когда процесс воспитания не обдумывается, он все равно происходит. Непрерывно, день за днем. В ребенка закладываются программы, отлаженные механизмы поведения, которые применяются родителями и другими воспитателями. Они впитываются, закрепляются в сознании ребенка. А если воспитывать целенаправленно? Если куда-нибудь идти - куда-нибудь придешь.
Стоит ли идти в направлении счастья? Счастье - как цель воспитания ребенка. Безмятежно счастливыми бывают и психически нездоровые люди, и наркоманы, например. В жизни всякое случается - смерти близких, проблемы, которорые люди не в состоянии контролировать. Невозможно на все реагировать счастьем. Т.е. о счастье для ребенка можно мечтать, молиться, но иметь как цель в воспитании не очень убедительно.
Если поставить целью воспитать успешного человека? Вкрадываются противоречия - успеха ведь добиваются разной ценой. Цель относительная и часто противоречащая многим нравственным добродетелям.Вдруг ребенку в какой-то момент надоест добиваться этого успеха? Он опустит руки и прогнется под обстоятельствами, так и не оправдав многочисленных ожиданий?..
Может стоить попробовать воспитать человека, который хорошо адаптируется к условиям жизни? Он будет гибким, хорошо приспособленным, готовым ко многим ударам и переменам. Вроде неплохая такая цель - но как ее реализовать? Дети, порой, и так обучаются быстрее родителей. Как подготовить ребенка к жизненным реалиям, которые самим сложно вообразить?
Возможно, главной целью воспитания ребенка является свобода?
Свобода в смысле "выбираю кем и каким быть, а главное имею возможность выбирать". Вот большой спектр возможностей - это к родителям. Какой толк от свободы без возможностей? Если приглядеться, то хорошее воспитание - это и есть непрерывное создание возможностей. Увеличение свободы и преодоление несвободы. Дети в идеале проживают с родителями опыт безопасной зависимости. Потом в определенное время освобождают от этой зависимости. Чувство прочного тыла дают любовь, внимание, забота, принятие. С хорошим тылом можно направиться влюбую сторону.
Не развивать способности ребенка - несвобода, ограничение возможностей. Если ребенку навязывают, манипулируют и насильственно заставляют заниматься чем-либо - это опять же несвобода. Повреждается мотивация, ребенок это отвергает. Хорошее образование - расширение возможностей. Поддерживающее образование оставляет пути открытыми. Ребенок выбирает, чем заниматься, хочет - меняет сферу деятельности, это его опыт. Секция по интересу или школа с высоким качеством образования идут на пользу.
Конечно, забота о здоровье и безопасности - это увеличение свободы. У физически здорового человека больший выбор сфер деятельности. Насилие в семье - несвобода. Ребенку может понадобиться много времени и ресурсов, чтобы преодолевать последствия.
Принятие, откровенность, высказывание и обсуждение чувств - свобода. Игнорирование - несвобода. Это может повлиять на его социализацию - успешность во взаимодействии с другими людьми. Умение общаться, быть интересным и открытым, опыт отстаивать свою точку зрения и формулировать мысли. Все это увеличивает шансы приобрести большее количество друзей, выстроить крепкие отношения.
Рациональная строгость - тоже проявление заботы. Гулять поздно ночью ребенку - небезопасно. Есть чипсы - вредно. Отдаленные последствия, например, как лечение гастрита в отделении гастроэнтерологии будут несвободой. Это время можно будет провести более свободно, творчески, насыщенно.
Баланс найти сложно, но реально. Понимать отдаленные последствия сегодняшних поступков. Что хорошо в одном возрасте, то становится ненужным ограничением в другом. Разумные ограничения вызывают протест со стороны ребенка, но они бывают необходимы. Стоит передавать ответсвенность, чтобы привить самостоятельность.
Цель воспитать свободного человека с большим набором возможностей сложная, но стоящая этих усилий.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.