Ссоры из-за детей

Как не ссориться из-за детей. Часть 1.

Дети традиционно стоят в центре семьи. Собственно говоря, сам институт семьи создан людьми как инструмент для воспитания детей. (Сделать их можно и без семьи, а вот вырастить и воспитать..). Отсюда, многие ссоры в семьях происходят вокруг темы-из-за детей. Точнее – не из-за детей, ведь сами дети не знают, как их правильно воспитывать, а из-за несовпадения педагогических взглядов родителей. Подчеркиваю само это слово – «родителей». Почти в половине современных семей, кроме совместных детей, живут, растут и воспитываются дети мужчины или женщины от прошлых отношений. Соответственно, дети могут воспитываться не биологическими родителями, а мачехами и отчимами. Но в своем педагогическом поведении, они все равно  вести себя так, как биологически родные.

В том числе по этой причине, мужу и жене важно иметь если и не единое, то хотя бы общее понимание «золотого стандарта» воспитания ребенка, детей. Попробую проинформировать вас хотя бы о его некоторых аспектах.

1.Нельзя различным образом относиться к детям в семье: статус детей должен быть равен! У детей может быть заметная разница в возрасте, дети могут быть от разных отношений и браков, дети могут быть усыновленными/удочеренными, они могут по-разному себя вести. Но в любом случае, они должны получать к себе ровно одинаковое отношение. Которое должно проявляться во всем: в покупках для всех, в добрых словах, в одинаковом времени, которое им будет уделяться и т.д. Но самое главное: в отсутствии специального или случайного подчеркивания: «мой ребенок – не мой ребенок». В семье всегда должно звучать одно утверждение: «вы все – мои дети и я очень вами горжусь, ценю вас и люблю!»

Соответственно, желательно, чтобы и обращение детей к маме/папе происходило по одинаковой схеме, с названием именно: «мама/папа». Если отчим или мачеха – достойные люди, которые искренне и по-доброму относятся к неродным детям, вполне можно называть их мамой и папой. Это совершенно не будет умалять статус биологически родных мамы и папы. В конце концов, можно отчима называть «Папа-Максим» (и т.д.), а родного отца – «Папа-Сергей (и т.д.). Родную мать «Мама-Лена» (и т.д.), а мачеху «Мама-Наташа» (и т.д.). Наличие у ребенка сразу двух мам или пап не создаст никаких проблем в понимании мира, зато даст позитивный настрой, так как вокруг много действительно родных людей. В конце концов, никто не отменял правильной древней народной мудрости: «Лучше чужой – да свой, чем свой – да чужой!». Тем более, если своих будет сразу двое).

2.Ребенок всегда должен знать, что его любят! Как вообще любят в принципе, так и любят не меньше, чем других детей данных мужчины и женщины. И не нужно считать, что ребенок должен догадываться об этом сам, или оценивать любовь родителей по уровню материальных затрат на него. Каждую неделю вижу детей из богатых семей, считающих, что родители их не любят, и детей из семей с крайне ограниченным достатком, искренне благодарных родителям за их трепетное и душевное отношение. Поэтому, не стесняйтесь ежедневно говорить об этом вашему ребенку, утром и вечером, пробуждая утром и укладывая спать вечером.

Говорить об этом нужно и маме и папе. Причем, в равной степени, как своим родным детям, так и детям вашей половины от прошлых отношений.

3.Любовь к ребенку не должна зависеть от успехов в школе и других показателей его деятельности. Отношения между двумя любящими друг друга взрослыми людьми могут претерпевать серьезные изменения, с учетом того, какие поступки они совершают и какими принципами руководствуются в жизни. Они даже могут расстаться навсегда, любя друг друга. Эта так, потому что взрослые люди могут самостоятельно прожить, решать свои проблемы во враждебном окружающем мире. Ребенок до 14 лет – по сути, беззащитен; его возможности даже в подростковый период с 14 до 18 лет сильно ограничены. Ребенок полностью зависит от родителей, его питание, жизнь, здоровье, интеллект, нравственные установки – все это и многое другое зависит только от его родителей. И дети прекрасно отдают себе в этом отчет. Поэтому, когда родители говорят: «Не помоешь посуду (или получишь в школе оценку 3 или 4) – не буду тебя любить!», им следует понимать, что это звучит примерно так: «Будешь вести себя не так, как мне хочется – брошу одного(у) в лесу умирать!». И эмоциональная реакция у ребенка будет соответствующая, вплоть до невроза, истерики и т.д.

В ситуации, когда ребенок не делает что-то должным образом, правильно говорить ребенку: «Я тебя очень люблю и поэтому хочу, чтобы ты справлялся со своими заданиями в школе и дома лучше всех! Сейчас у тебя результат не очень хороший. Чтобы у нас все получилось, и мы с тобой в будущем не ссорились, мы сейчас с тобой будем делать то-то и т-то…».

Подчеркиваю: даже если ребенок очень не прав, а возмущенный поведением своего ребенка родитель сорвался на крик и обидные замечания, все равно должны звучать слова о родительской любви: «Мы тебя очень любим, поэтому желаем научить тебя такому поведению, благодаря которому ты сможешь стать успешным человеком во взрослой жизни! Именно для этого нужно хорошо учиться, быть вежливым, аккуратным, пунктуальным, читать книги и т.д.».

Кроме того, нельзя изменять любовь родителей к детям суммами денежных затрат на него и подарками! Нельзя тыкать к нос ребенку фразами, типа: «Мы тебя хорошо кормим, поим и одеваем, значит – мы тебя любим!» Корову на ферме тоже кормят, поят и обогревают, но готовя ее к бойне. Эта логика в педагогике не работает. Родители любят ребенка автоматически, а он должен чувствовать любовь родителей без учета суммы затрат не него. Ведь по этой порочной логике, все родители, которые зарабатывают мало – не любят своих детей. Согласитесь: это же не так! Поэтому, говоря о родительской любви к ребенку, чаще обнимаете его и целуйте, больше времени проводите в общении и играх с ним, а не показывайте чеки и не укоряйте подарками и затратами на одежду, питание и отдых.

4.Ни в адрес ребенка, ни в семье в целом не должно звучать оскорблений, не должно быть насилия. Понятно, что в нашей жизни часто и многое идет не так, что вызывает остро негативные эмоции, которые хочется срочно и адресно выразить. Но следует помнить, что психика человека, особенно – ребенка, очень пластичная и легко адаптируется. Это означает, что проблема криков и угроз в адрес ребенка (и вообще в семье) заключается не только в том стрессе, что это несет ребенку (о чем, обычно, только и говорят, не погружаясь в проблему глубже), но и в постепенном привыкании ребенка, адаптации к этому неприглядному явлению. Чем это чревато? Тем, что став подростком или уже взрослым человеком, ваш вчерашний ребенок не только будет вести себя таким же образом по отношению к своим сверстникам и членам его/ее будущей семьи, но и будет нормально воспринимать, если к нему самому будут относиться также, общаться с ним/ней на языке угроз, оскорблений и насилия. Теперь спросите себя: «На каком этаже общества являются нормой крики, оскорбления и насилие: на высоком или на нижнем, проблемном?» Ответ очевиден: на том социальном этаже, где эта норма тесно связана с алкоголизмом, наркоманией, игроманией, криминалом, низким уровнем образования, тунеядством и т.д. Отсюда, три логичных следствия.

Во-первых, ваш выросший ребенок, с детства привыкший к грубости и насилию, сам будет морально готов смело лезть в такие острые, конфликтные и рискованные ситуации, которые в суровой практике жизни заканчиваются тяжкими телесными повреждениями, убийствами, преступлениями и т.д. Что чревато для вас потом отправкой посылок ребенку в места не столь отдаленные.

Во-вторых, вас выросший ребенок может очень удивить и расстроить вас выбором не только круга своего общения, но и своей «второй половины». Когда муж или жена вашего уже взрослого ребенка будут совершенно очевидно относиться к проблемной категории населения. Вы будете в шоке, но вашему ребенку будет непонятно ваше удивление: ведь для его/ее любимого человека будет характерно ровно тоже поведение, что он видел с детства от вас самих, в вашей семье! Грубость, хамство (и т.д.) его/ее партнера, которые будут резать вам слух, для вашего взрослого ребенка будут восприниматься естественным образом. ПО схеме: «А, что такого, мои мама и папа также себя вели…»

В-третьих, если ваш выросший ребенок начнет грубить вам или поднимать на вас руку, возвращая вам то, что вы ему/ей передали в детстве, это еще пол дела. Но если от ваших взрослых сына или дочери уйдет жена или муж, не согласившись с привитыми вами стандартами грубости и насилия в семье, и подав на развод, то именно у вас будут трудности с общением с теми внуками, с которыми вам могут и не позволить общаться.

Как вы думаете: Стоит ли учесть все эти возможные неприятные последствия и все-таки общаться в семье и с ребенком, даже в самые критические моменты, все-таки более разумно? Пусть, временами и громко, но уж точно без оскорблений, угроз и насилия.

5. У ребенка не должно быть обидных прозвищ в семье. Взрослым не нужно думать, что жизнь ребенка – легка и приятна. Конечно, мы часто говорим себе: «Эх, нам бы детские проблемы…». Но на самом деле, у ребенка хватает своих проблем, которые для его уровня также являются критическими. Ребенок сражается за внимание и статус в группе детского сада, во дворе, в классе, в собственной семье; злится на себя и родителей, если у него что-то не получается; просто много что не может сделать или понять в силу своих физических способностей и т.д. Ему не нравится, как к нему относятся другие люди: дети, воспитатели, учителя и т.д. И если еще его самые близкие люди начнут называть его «наш дурачок», «простофиля», «тормоз», «лентяй», «поросенок», «свинтус», «дебил», «царевна-несмеяна», «замарашка», «тупень», «оболтус» и т.д., это будет вызывать у ребенка такие же ощущения, как если бы вас предал самый близкий друг. Поэтому, никаких обидных прозвищ ребенка в семье! Обидные – это такие, какие не нравятся самому ребенку. И нечего объяснять ему, что якобы эти прозвища – заслуженные.

Правило тут такое: «Если ребенок что-то делает не так, обращаем ему на это внимание и корректно критикуем, давая определение поступку или поведению ребенка, но ни в коем случае не его личности! В конце концов, вспомните принцип: «Как корабль назовете – так он и будет идти по жизни». Не клейте ребенку ярлыков даже в шуточной форме, не вызывайте у него привыкания.

6.Критика в адрес ребенка должна быть глубоко аргументирована. Психика так устроена, что родители будут считать своего ребенка именно ребенком, то есть «чего-то непонимающим», «не знающим, как все устроено», «не самостоятельным», и не доверять ему в полном объеме даже тогда, когда их ребенку уже и тридцать лет, и сорок лет и даже пятьдесят. Можете заметить это на примере отношений с вашими собственными родителями. 

Взросление ребенка всегда происходит неожиданно

и вопреки пониманию родителей.

Именно поэтому, многие родители настолько сильно привыкают к тому, что их ребенок еще мало что понимает в возрасте 1-3 лет, что не меняют шаблона своего диалога с ребенком и тогда, когда ребенок уже старше пяти лет, и даже тогда, когда их ребенок – уже подросток. Отсюда, важно напомнить родителям:

 

Ребенок много что понимает даже тогда,

когда его родители этого не понимают.

 

Поэтому, любая критика ребенка родителями, любые их просьбы, требования, приказы и советы должны быть понятными ребенку. А для этого – глубоко аргументированными, «разжеванными» ребенку до мелочей. Знайте:

 

Основа автоматизма правильных действий –

не только регулярное повторение, но и полное понимание своих действий.

Вы же наверняка требуете этого по отношению к себе самим?! Вот-вот.

7.Нужно уметь извиняться перед ребенком в случае неправоты взрослого. Некоторым родителям даже в голову не приходит мысль о том, что они могут быть неправы в оценке поступков или поведения ребенка. Многие родители, даже осознав свою неправоту по отношению к своему ребенку, не считают нужным извиниться перед ним. Между тем, умным и любящим родителям так делать нельзя! Во-первых, если ребенок осознает свою правоту и видит, что неправы его родители, это разрушает авторитет родителей и доверие к ним ребенка. Во-вторых, это создает конфликт между самими родителями: ведь чаще всего, кто-то из пары считает правильным извиниться перед ребенком, а вот его/ее «вторая половина» этого не хочет. В итоге супруги ссорятся между собой, плюс разрушается контакт с ребенком. Разве это правильно? Правильно все-таки признавать свою неправоту и

вовремя извиниться. Это учит ребенка признавать собственные ошибки, снижает риск конфликтов не только по линии родители-дети, но и между супругами.

8.Единство требований взрослых к ребенку должно быть озвучено ребенку вслух! Есть такой правильный педагогический тезис, который звучит так: «Единство педагогических требований родителей по отношению к ребенку». Но не все понимают, что это единство должно быть озвучено вслух. Потому что, если один из родителей в какой-то ситуации критикует поведение ребенка, то второму родителю (если он согласен с позицией своей «половины»), нельзя в это время отмалчиваться! Обязательно следует спокойно и корректно поддержать мужа или жену. Подчеркиваю: не накинуться с дикими криками на ребенка, вгоняя дальше его в стресс и доводя до слез, а спокойно и корректно выразить свою позицию! В данном случае, мы сразу решаем три задачи: повышаем мотивацию ребенка к тому, чтобы слышать родителей, раз они едины; устраняем опасность того, что ребенок начнет сталкивать родителей между собой лбами (сознательно или бессознательно); улучшаем отношения между самими супругами. Все это очень важно!

9.Договоренности родителей относительно правил поведения ребенка и распорядка его дня должны неукоснительно исполняться! Здесь речь идет о том, чтобы не допустить в семье возникновения модели «злой родитель – добрый родитель». Это когда по аналогии с моделью «злой полицейский – добрый полицейский», один из родителей начнет улучшать отношения с ребенком, а второй (против своей воли) автоматически будет их ухудшать просто потому, что их улучшает первый. То есть будет ухудшать их из-за того, что один из родителей будет снижать планку требований к ребенку, а второй будет упорно ее поддерживать. Когда один из родителей в тайне от другого родителя начнет прощать ребенка за его ошибки, потакать ему, делать послабления от режима дня, вместе создавать тайны от папы/мамы, это не только может ухудшать поведение ребенка в будущем, но и создает основу для серьезного конфликта между супругами в будущем. Ведь давно известно: все тайное становится явным. В то числе и по инициативе ребенка.

Поэтому, говорю прямо: Нельзя поддаваться на манипуляции ребенка! Дети сами могут предлагать кому-то из родителей «сделать маленький секрет от мамы/папы». И тот из родителей, кому это могут предложить, вдруг ошибочно посчитает, что так будет укрепляться связь с ребенком. На самом деле, в такой ситуации, «родитель которому доверяют» должен спокойно сказать ребенку, что не следует делать тайну от папы/мамы, но он/а приложит все усилия к тому, чтобы правильно подать ему/ей информацию и обеспечить объективность рассмотрения ситуации или проблемы.

И еще. Диалог родителей между собой на тему «что такое – хорошо, что такое – плохо» при воспитании их ребенка, должен проходить без самого ребенка, чтобы он не слышал, как вырабатываются общие подходы и не использовал знания о позиции своих мамы или папы, чтобы не поссорить их между собой.

Чтобы у родителей был диалог с ребенком,

очень важно, чтобы диалог был и между самими родителями!

Причем, не только по поводу воспитания ребенка, но и по всем вопросам.

10. Никаких попыток критики или воспитания ребенка в состоянии алкогольного или наркотического опьянения! Считаю важным добавить: воспитание ребенка, оценка и коррекция его поведения должны происходить только в трезвом состоянии родителей! Алкоголь, наркотики, игровая зависимость, проблемы на работе (и т.д.) всегда меняют сознание человека и его настроение, даже тогда, когда он не отдает себе в этом отчета. Тем более, что в этот момент можно сделать то, о чем потом придется сильно жалеть. Да и ребенок всегда в этот момент не будет считать поведение и позицию родителей правильной, может считать, что родители «спьяну придираются, а потом сами будут извиняться или ругаться между собой». Поэтому, очень прошу: не повторяйте чужих ошибок и не делайте глупостей!

 Чтобы правильно воспитать своего ребенка,

родители должны правильно воспитывать себя,

даже уже став взрослыми.

Надеюсь, вы с этим согласны.

Остановлюсь пока на этом. Еще раз скажу, что полезных принципов в воспитании детей очень много, я перечислил лишь малую толику. Но уверен: даже применение этих десяти пунктов будет иметь полезный эффект не только для воспитания ваших деток, но и для сохранения мир в вашей семье. Потому, что, как психолог с большим стажем практической работы, точно знаю:

Один из важных талантов родителя заключается в том,

чтобы вырастить и воспитать своего ребенка

не разрушив брак, не потеряв свою вторую «половину.

Об этом я также пишу в таких своих книгах, как «Если изменил или ушел муж, а вы желаете вернуть его обратно в семью», «Советы семейного психолога», «Острые углы молодых семей», «Как укрепить ваш брак», «Семьятрясения». Очень их вам рекомендую к прочтению.

Если же вам потребуется помощь психолога в преодолении кризиса в вашей семейной жизни, буду рад помочь вам во время личной или дистанционной онлайн консультации. Условия консультации описаны на моем сайте www.zberovski.ru. На нем же вы сможете найти для себя мои книги и статьи, которые могут оказаться полезны для улучшения вашей жизни. Запись на консультацию по телефону: +79266335200.

С уважением, психолог, профессор Андрей Зберовский.



Просмотров: 238
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Психологическая реакция родителей на появление в семье особого ребенка
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Значение папы в жизни ребенка. Как заменить ребенку отца?
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Как заставить ребенка уважать своих родителей.
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Заболевания ребенка являются проекцией отношений родителей.
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Как поведение родителей влияет на здоровье ребенка?
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Роль родителей в жизни ребенка
  • Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь