"Зарядка" для ума. Нейропсихологический взгляд

Автор статьи: Ксения Эвнина

Словосочетание «зарядка для ума» широко используется в нашей речи и, как правило, описывается набором игр, головоломок и упражнений, не имеющих специальной практической или теоретической значимости, а ставящих своей целью развитие логического мышления, внимания и памяти – своего рода «ментальная гимнастика».

И все-таки хотелось бы обратить ваше внимание на существительное «зарядка». Оно образовано от глагола «зарядить, заряжать» и означает процесс повышения запаса энергии для выполнения определенных функций. Когда речь идет о человеке, конечно, имеется в виду запас энергии, сил и бодрости для жизнедеятельности в целом. В этом случае словосочетание «зарядка для ума» приобретает значение процесса энергетизации интеллектуальной деятельности и обеспечивающих ее познавательных процессов психики.

Чем же «заряжается» наш ум?

То, что мы называем умственными способностями, представляет собой сложную систему функционирования психических познавательных и эмоционально-волевых процессов, позволяющих человеку воспринимать, анализировать и решать возникающие в жизнедеятельности задачи разного уровня. Чтобы разобраться в иерархии данной системы и ответить на вопрос о «зарядке для ума», обратимся к теории А. Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга.

Все отделы головного мозга А. Р. Лурия разделил на три взаимосвязанных функциональных блока (ФБМ). Первый ФБМ – блок регуляции тонуса и бодрствования, уровень непроизвольной саморегуляции. Структуры этого уровня формируют, активизируют или тормозят все телесные, познавательные и эмоционально-потребностные процессы в их взаимодействии, а также обеспечивает сбалансированность работы разных уровней мозга. Второй ФБМ – блок приема, переработки и хранения информации. Это операциональный уровень человеческого бытия: письмо и речь, сенсомоторные механизмы, алгоритмы памяти и мышления. Третий ФБМ – блок программирования, регуляции и контроля, уровень произвольной саморегуляции [1].

Таким образом, тонус, энергетику, основу протекания любого психического процесса (в том числе и умственного) обеспечивает первый функциональный блок мозга. В него входят субкортикальные, срединные, кортикальные медиобазальные морфо-функциональные системы мозга.

Недостаточная развитость и активность первого блока мозга в поведении ребенка может выражаться в быстрой утомляемости. Взрослыми (родителями, учителями), к сожалению, это часто воспринимается как интеллектуальная несостоятельность, лень. Ребенок дома может без видимой причины плакать, часто болеть, раздражаться, обижаться. В школе на занятиях он часто зевает, быстро перестает воспринимать информацию, начинает вертеться и мешать другим [2].

Коррекционной помощью в таких случаях оказываются специальные упражнения, обеспечивающие условия повышения тонуса и активизации структур первого функционального блока мозга, что в свою очередь будет оказывать воздействие на работоспособность высших структур, обеспечивающих в том числе интеллектуальные способности. К таким упражнениям относятся дыхательная гимнастика, специальный массаж и самомассаж и двигательная коррекция. Согласитесь, сочетание подобных упражнений весьма напоминает привычную нашему восприятию физическую зарядку. Другими словами, словосочетание «зарядка для ума» может обладать вовсе не переносным значением, а вполне прямым – комплекс специально подобранных телесно-ориентированных упражнений оказывает влияние на работоспособность психических функций человека.

Чтобы разработать для Вашего ребенку программу упражнений, необходимо обратиться к нейропсихологу, который учтет индивидуальные и личностные особенности ребенка.

 

Литература

  1. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие. – 2-е изд. – М. : Генезис, 2008. – 474 с.
  2. Соболева, А. Е. Умный, но рассеянный, или что такое школьная рассеянность и как ее «лечить» / Электронный ресурс http://www.detki-psy.ru/our-publications/articles.html


Просмотров: 465
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зарядка для маминого мозга
  • Комплекс упражнений для мозга.
  • Отделы мозга и нарушения функций (в помощь нейропсихологу)
  • Влияние ведущих структур мозга на взаимоотношения в паре.
  • «Гимнастика мозга» как способ адаптации дошкольника к школе
  • Особенности мозга и мышления
  • Гимнастика для мозга
  • Слово - серебро, а молчание - зло, часто приправленное выносом мозга.
  • Гимнастика для Мозга. О нейропластичности.
  • Гимнастика для мозга. О движении.
  • Скорая психологическая помощь: ГИМНАСТИКА МОЗГА
  • Несколько слов о психопрактике. «Гимнастика мозга».
  • Спектакль или ролевая игра в методике «Гимнастика мозга»
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Развитие мозга ребенка
  • Гимнастика мозга, эффективные занятия для детей дошкольного и школьного возраста
  • Как стать эффективным? Образовательная кинезиология. Гимнастика мозга для детей и взрослых.
  • Гимнастика Мозга или активные действия по отношению к себе и своим проблемам
  • Стимуляция мозга при тяжелой депрессии может облегчить суицидальное мышление.
  • Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей - сирот. С примерами упражнений.
  • Как запреты и полная свобода влияют на развитие мозга ребенка
  • Смартфон головного мозга
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • «Гимнастика мозга» («Гимнастика ума»)
  • Особенности работы мозга с ярлыками-терминами
  • Взрыв бодрости: природный допинг для мозга. Часть 1
  • Дыхательное упражнение для активизации мозга
  • Социальные сети головного мозга
  • Об асимметрии головного мозга и сознания
  • Порнозависимость: МРТ исследования головного мозга



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь