Вызов ЗЛОСТИ ТЕРАПЕВТА: надежда на конгруэнтность
Чем важна эта тема: - опыт показывает, что гуманистические психотерапевты часто имеют трудности в идентификации и выражении собственной злости. Возникает внутренний конфликт: Могу ли я быть одновременно конгруэнтным в переживании злости и эмпатическом понимании в отношениях с клиентом. Если да, то как?
«Терапевт не должен отрицать злость, которая существует на самом деле. (стр.70) Отрицание злости ведет к «терапии, которая является адаптированной к нуждам терапевта, а не к нуждам пациента» ( стр.74) (Винникотт 1949)
Основные темы о злости терапевта, представленные в литературе
1. Трудность распознавания злости терапевтом (Boccellari & Dilley, 1989)
2. Злость распознается как опасность. (Reiser & Levension, 1984)
3. Злость как ресурс терапии. (Epstein, 1977)
4. Pope & Tabachnik (1993): в своем исследовании описывают, что • 46% терапевтов сообщили, что их злость на клиента была настолько сильной, что они сделали что-то такое, о чем потом пожалели • Около 37% терапевтов отмечают, что тренинг по обращению с собственной злостью был для них недостаточно эффективным
Испытывали ли Вы злость на клиентов, потому что он или она
- часто опаздывали или пропускали сессии?
- вдруг без согласования заканчивали терапию?
- были слишком требовательными?
- контактировали с Вами слишком часто (звонки, сообщения, письма между сессиями)?
- не шли на сотрудничество?
- угрожали или пытались реализовать суицид?
Подавляемая злость и взаимоотношения:
Злость разворачивается во внутрь со временем;
Возрастают чувства страха и беспокойства, безнадежности, депрессии и вины;
Возникают сомнения внутри себя и даже самоуничижение
Возрастает импульсивность, (моментальное возбуждение всплеска раздражительности) которая разрушительно направляется на себя или других Возникает трудность почувствовать свою собственную злость или трудность находиться в присутствии злости со стороны других
Возникают ограничения глубины отношений
Подавление своей злости- это подавление части себя.
Как же можно чувствовать собственную злость и быть включенным и конгруэнтным в отношениях?
Взаимосвязь злости и конгруэнтности
Влияние и следствие Условий ценности (условного позитивного отношения - Conditional Positive Regard )
• Подавление или игнорирование собственных чувств и действий, которые не принимаются значимыми людьми
• так как переживание потребностей и нужд может быть связано в нашем понимании с неодобрением или отрицанием, мы можем чувствовать необходимость вычеркнуть даже осознавание того, что они существуют
• пассивность или не- выражение чувств и действий –являются неизбежным результатом
• тем не менее эти нужды присутствуют. Где-то внутри нас есть злость, что наши близкие не любят нас достаточно сильно, чтобы принять и приветствовать эти нужды
“I have gradually come to see this dissociation, rift, estrangement (between self-structure and experience) as something learned, a perverse channeling of some of the actualizing tendency into behaviors which do not actualize… Now I believe that individuals are culturally conditioned, rewarded, reinforced, for behaviors which are in fact perversions of the natural directions of the unitary actualizing tendency”.
Rogers (1963, pp.19-20)
Неконгруэнтный гнев
• реактивный и неосознваемый
• дистанцированный и/или разрушительный, где потребности не распознаются
• Игнорирование неудовлетворенных потребностей («это не так и плохо», «Это не стоит того»)
• Беспомощность, апатия (никаких ожиданий), разобщение;
• Пассивность: гнев, направленный вовнутрь, на самого себя;
• Подавление;
• Пассивно-агрессивный гнев
• Быть «бесчувственным, не реагирующим» беспомощность и виктимизация (позиция Жертвы)
Конгруэнтный гнев:
• Конструктивный и связанный с потребностями
• Дифференцированный, адресный.
Гуманистические теории: “ первоначальный адаптивный гнев”, “ утверждающий гнев”( Паскаль Леон и Гринберг, 2007); Само-доверие или само-утверждение ( Вилтон,2000); ( ассертивность) ( Перлз1969) Ассертивность- способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.
Что же касается гнева психотерапевта? (К.Роджерс)
«Могу ли я быть достаточно сильным как личность, чтобы отделять себя от других? Могу ли я быть настолько сильным, чтобы уважать свои собственные чувства, свои собственные желания также, как и другого? Могу ли я иметь свое собственное “Я” и , если нужно, выражать свои собственные чувства, как что-то принадлежащее мне и отделять это от его (клиента) чувств(…) Является ли мое внутреннее ”Я” достаточно сильным, чтобы понимать, что я не уничтожаюсь его гневом, не захвачен полностью его потребностью зависимости, и не стал рабом его любви, а что я существую отдельно от него со своими собственными чувствами и правами? Когда я свободно почувствую эту силу быть отдельным человеком, тогда я позволю себе пойти гораздо глубже в понимании и принятии его, потому что я не боюсь потерять себя…” ( Роджерс ,1961Стр 52)
Что может мотивировать психотерапевта оставаться неконгруэнтным?
- Культурные установки: гнев осуждается обществом
- Собственные установки и опыт
- Гнев может быть всеохватывающим, провоцирующим чувство вины или вызывающим беспокойство
-Негативная самооценка, переживание себя не заслуживающим чего-либо, не ценным, неадекватным
- Страх злости как в себе, так и в клиенте
- Гнев не входит в ваш «репертуар» эмоций
- Нарастание физических симптомов
- Гнев чаще разрушает отношения, чем создает их
В каких случаях гнев терапевта по отношению к клиенту деструктивен?
- Собственные неудовлетворенные потребности в контакте мешают терапевту следовать за клиентом, помогая ему более полно проживать свой опыт
- Неконгруэнтность терапевта переживается клиентом как небезопасность и нарушает доверие в контакте
Может ли гнев терапевта быть продуктивным для клиента?
(Hahn, 1995; Liefooghe, 2007) рассматривают
• гнев, как инструмент для признания собственных чувств, потребностей, ценностей которые находятся под угрозой или неудовлетворены, и обеспечивает силу и выбор для необходимых изменений
• Терапевт становится более «реальным» и здоровым примером для клиента, таким образом укрепляя отношения и доверие у
• Гнев проясняет понимание клиентом того, что мешает его адаптивному образу жизни
• Гнев также говорит о способах функционирования и взаимодействия терапевта с клиентом (проясняет «что между нами» в контакте)
• Способность злиться может дать нам ощущение себя и своих границ и, таким образом, дать возможность свободно вступать в более близкие отношения
Так как же облегчить конгруэнтный гнев терапевта?
• Укрепить чувство собственного достоинства.
• Позволить себе, рискнуть проявиться
• Принять тот факт, что гнев может иметь положительные результаты.
• Сосредоточиться на межличностных трудностях: переживание и выражение ранее подавленного гнева ведет к осмыслению и изменению.
• Расширение способности распознавать и реагировать на собственные потребности, следовательно, становиться более ответственным (автономным) и больше не ждать, когда клиент сможет их удовлетворить
По материалам Laurent Berthoud & Thomas Noyer Laurent. 13th PCE World Conference Vienna, 10/07/2018