|
АмбивалентностьАвтор статьи: Медведева Инна Викторовна
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ – противоположность установок, чувств, импульсов и эмоций, направленных на один и тот же объект. Это понятие впервые было введено Э. Блейлером для больных шизофренией, но он считал, что подобные противоречия могут наблюдаться и у нормальных людей. Амбивалентность – это явление, которое присуще детям с рождения, и зачастую их ненависть гораздо более безусловна и конкретна, чем у большинства взрослых. Дети склонны к колебаниям между абсолютной любовью и абсолютной ненавистью. Но в отличии от взрослого, ребенок никак не может спокойно к этому относиться. Ему необходимо удерживать эти два состояния души обособленно друг от друга, поскольку он просто не может справиться с конфликтом столь противоположных чувств в отношении одного и того же человека. И здесь важная роль отводиться «материнской фигуре», задача которой спокойно, твердо, с пониманием принимать подобные перепады настроения ребенка. Принимая его злость спокойно, она дает ему уверенность, что все равно любит его, чтобы не случилось, каким бы он ни был, тем самым постепенно он учиться принимать свою агрессию сам и не бояться ее у других. Так развивается базовое доверие к миру, уверенность в себе. Для матери один из самых трудных моментов - обнаружить, что ребенок ее ненавидит, относится к ней так, будто она - плохая мать, тогда как на самом деле она изо всех сил старается быть хорошей матерью. Например, когда ребенок настаивает на своем, ему необходимо найти родителя, знающего, когда сказать "Нет". Но ребенок, который не получил требуемого, часто впадает в "бешенство", пытаясь сломить твердое сопротивление родителя. Родитель может не выдержать криков и воплей и уступить, и ребенок получит то, на чем настаивает. Порой ребенок специально пытается вызвать смятение у родителя, чтобы увеличить шансы на получение желаемого. В такие моменты от матери может потребоваться вся ее уверенность, чтобы сохранить свою любовь к ребенку, особенно когда у нее возникает чувство, что отрицательный ответ означает отсутствие любви. Бывает, что искушение матери уступить вспышкам раздражения ребенка зачастую обусловлено ее желанием показать и ощутить свою любовь, поскольку глубоко внутри ею может двигать бессознательное желание заглушить ощущение ненависти - в себе или в ребенке. Когда родители слишком легко уступают бешенству ребенка, для него это "бессмысленная победа". Такие дети в результате могут вновь и вновь прибегать к настоянию на своем чтобы получить "доказательство" любви. Но это доказательство ничего не значит, поскольку не может заменить ощущение действительно глубокой любви, любви родителя, способного вынести направленную на него ненависть. Уступая требованиям ребенка, родитель как бы признает его всемогущество, признает, что не в состоянии выдержать силу его ненависти, справится с его агрессивными импульсами, что воспринимается ребенком, как угроза. Он ощущает, будто внутри него действительно есть что-то плохое, как в его гневе или ненависти, чего оказывается чересчур даже для родителя, который не способен с этим справиться. И тогда его развитие может пойти по одному из следующих двух путей. Один состоит в том, что ребенок начинает выходить из-под контроля, и становится все труднее с ним справляться. Это означает, что ребенок бессознательно продолжает искать человека, который бы смог справится с тем в ребенке, с чем пока никто, по-видимому, справиться не смог. Другой вариант заключается в том, что ребенок понимает, что должен сам нести ответственность за то, с чем никто не может справиться, развивая «ложную самость». При естественном ходе вещей его поведение бы ухудшилось, но он становится покладистым, стремится угодить, так что оказывается неестественно хорошим. Дети такого типа, потеряли надежду найти у других то, в чем они испытывают самую глубокую потребность. Такой ребенок может начать бояться, что родители не выживут, если не защищать их постоянно от того в нем самом, что, по его ощущениям, будет для них чересчур. Тогда ребенок в своей душе "заботится" о родителях, которые только внешне будто-то бы заботятся о нем. В психоаналитической работе, так же как в детстве, клиенту необходимо, чтобы аналитик был способен выдержать его негативные чувства и может потребоваться долгое время, чтобы пациент поверил, что такое возможно, так как в детстве, самые близкие люди были не способны сделать это. Так постепенно, в психоаналитическом пространстве у него формируется доверие к миру, через другого (аналитика), а значит и уверенность в своих силах. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|