Амбивалентность

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ – противоположность установок, чувств, импульсов и эмоций, направленных на один и тот же объект.

Это понятие впервые было введено Э. Блейлером для больных шизофренией, но он считал, что подобные противоречия могут наблюдаться и у нормальных людей.  
З. Фрейд рассматривал амбивалентность как проявление любви и ненависти человека к одному и тому же сексуальному объекту. В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) он писал о противоположных влечениях, объединенных в пару и относящихся к сексуальной деятельности человека. В «Анализе фобии пятилетнего мальчика» (1909)  отмечал, что жизнь чувств у людей складывается из противоположностей.

Амбивалентность – это явление, которое присуще детям с рождения, и зачастую их ненависть гораздо более безусловна и конкретна, чем у большинства взрослых. Дети склонны к колебаниям между абсолютной любовью и абсолютной ненавистью. Но в отличии от взрослого, ребенок никак не может спокойно к этому относиться. Ему необходимо удерживать эти два состояния души обособленно друг от друга, поскольку он просто не может справиться с конфликтом столь противоположных чувств в отношении одного и того же человека. И здесь важная роль отводиться «материнской фигуре», задача которой спокойно, твердо, с пониманием принимать подобные перепады настроения ребенка. Принимая его злость спокойно, она дает ему уверенность, что все равно любит его, чтобы не случилось, каким бы он ни был, тем самым постепенно он учиться принимать свою агрессию сам и не бояться ее у других. Так развивается базовое доверие к миру, уверенность в себе.

Для матери один из самых трудных моментов - обнаружить, что ребенок ее ненавидит, относится к ней так, будто она - плохая мать, тогда как на самом деле она изо всех сил старается быть хорошей матерью. Например, когда ребенок настаивает на своем, ему необходимо найти родителя, знающего, когда сказать "Нет". Но ребенок, который не получил требуемого, часто впадает в "бешенство", пытаясь сломить твердое сопротивление родителя. Родитель может не выдержать криков и воплей и уступить, и ребенок получит то, на чем настаивает. Порой ребенок специально пытается вызвать смятение у родителя, чтобы увеличить шансы на получение желаемого. В такие моменты от матери может потребоваться вся ее уверенность, чтобы сохранить свою любовь к ребенку, особенно когда у нее возникает чувство, что отрицательный ответ означает отсутствие любви. Бывает, что искушение матери уступить вспышкам раздражения ребенка зачастую обусловлено ее желанием показать и ощутить свою любовь, поскольку глубоко внутри ею может двигать бессознательное желание заглушить ощущение ненависти - в себе или в ребенке. Когда родители слишком легко уступают бешенству ребенка, для него это "бессмысленная победа". Такие дети в результате могут вновь и вновь прибегать к настоянию на своем чтобы получить "доказательство" любви. Но это доказательство ничего не значит, поскольку не может заменить ощущение действительно глубокой любви, любви родителя, способного вынести направленную на него ненависть. Уступая требованиям ребенка, родитель как бы признает его всемогущество, признает, что не в состоянии выдержать силу его ненависти, справится с его агрессивными импульсами, что воспринимается ребенком, как угроза. Он ощущает, будто внутри него действительно есть что-то плохое, как в его гневе или ненависти, чего оказывается чересчур даже для родителя, который не способен с этим справиться. И тогда его развитие может пойти по одному из следующих двух путей. Один состоит в том, что ребенок начинает выходить из-под контроля, и становится все труднее с ним справляться. Это означает, что ребенок бессознательно продолжает искать человека, который бы смог справится с тем в ребенке, с чем пока никто, по-видимому, справиться не смог. Другой вариант заключается в том, что ребенок понимает, что должен сам нести ответственность за то, с чем никто не может справиться, развивая «ложную самость». При естественном ходе вещей его поведение бы ухудшилось, но он становится покладистым, стремится угодить, так что оказывается неестественно хорошим. Дети такого типа, потеряли надежду найти у других то, в чем они испытывают самую глубокую потребность. Такой ребенок может начать бояться, что родители не выживут, если не защищать их постоянно от того в нем самом, что, по его ощущениям, будет для них чересчур. Тогда ребенок в своей душе "заботится" о родителях, которые только внешне будто-то бы заботятся о нем.

В психоаналитической работе, так же как в детстве, клиенту необходимо, чтобы  аналитик был способен выдержать его негативные чувства  и может потребоваться долгое время, чтобы пациент поверил, что такое возможно, так как в детстве, самые близкие люди были не способны сделать это. Так постепенно, в психоаналитическом пространстве у него  формируется доверие к миру, через другого (аналитика), а значит и уверенность в своих силах.



Просмотров: 355
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Приемный ребенок может стать родным?"
  • Что ребенок может "сям"?
  • "Что сделать, чтобы ребенок успокоился?" (ответ в статье)
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Агрессивный ребенок: как может помочь родитель
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • "Сколько консультаций может понадобиться, чтобы решить мою проблему?"
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Может ли ребенок заменить партнера?
  • "Не хочу, чтобы ребенок был похож на отца"
  • Когда ребенок становится "деспотом"?
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Антикапризин - "Чтобы ребенок вас услышал..."
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Один ребенок против двух "Ребенков" мамы и папы
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь