Ребёнок со всеми удобствами

Автор статьи: Елена Корнеева

"Лишь недавно я осознала, что начинаю вести себя как маленькая послушная девочка, стоит шефу лишь бросить взгляд в мою сторону или что-то сказать. И что при моём высоком положении в фирме и должности руководителя большого отдела мне это очень мешает. Что-то в отношении шефа ко мне запускает мой старый механизм подстраивания, который ограничивает меня и мешает. Так я ребёнком подстраивалась под моего папу, который не признавал и не поощрял никакого проявления взрослости с моей стороны…“

Сабине 37 лет. Она сама дважды мама. Она обращается с запросом: помочь ей убрать этот автоматически запускающийся механизм „подстраивания и уменьшения“, как она это называет. Речь не только о её шефе, а о любой похожей ситуации, в которой некто, в её восприятии олицетворяющий фигуру отца, „запускает в ней этот механизм“ и она начинает чувствовать и вести себя к послушная девочка, а не как взрослый человек и менеджер выше среднего звена.

Предписания „не будь самим собой“ и „не расти“ (в терминологии трансактного анализа) это довольно распространённые завуалированные формы коммуникации с детьми. Родители, прибегающие к ним, в первую очередь стремятся минимизировать для себя затратность воспитательного процесса и не сильно вникают в то, как их аттитюды и высказывания интерпетируются ребёнком.

Во вторую очередь здесь может присутствовать и мотив привязать к себе ребёнка симбиотической связью, сделав его зависимым и неспособным к здоровой автономии и самодостаточности, действиям в собственных интересах. Такой симбиоз на деле – лишь замена истинной близости и нередко оборачивается как раз утратой искренних отношений с ребёнком, рано или поздно протестующим против ограничивающего его симбиоза.

„Будешь много знать, скоро состаришься.“

„Пока ты ешь с моего стола, у тебя не может быть своего мнения.“

„Когда я скажу, тогда ты и взрослый, а пока...“

Подобные высказывания объединяет сквозящий в них мессадж „амбиция мыслить, развиваться и быть взрослым = ты не ОК + санкции“.

Разумеется, самими родителями такие спонтанно проговариваемые фразы с подтекстом "не притязай на взрослость" не принимаются всерьёз. Но непременно считываются ребёнком. Потому что для ребёнка всё, что родитель говорит о нём – очень важная информация.

Такие высказывания и соответствующие им формы поведения родителя имеют целью модифицировать поведение ребёнка в интересах родителя, то есть сделать ребёнка более „удобным“ в управлении. Удобным для родителя или любой другой родительской фигуры в детском саду или школе. Но такой „ребёнок со всеми удобствами“ во взрослой жизни представляет неудобство уже для себя самого. 

В рамках работы с таким запросом важно прежде всего исследовать механизм переноса. Переноса на фигуру шефа своего архаичного, то есть утратившего функциональность и вообще оправданность отношения к фигуре отца и его требованиям. На данном этапе может быть необходимым и научиться осознавать и наличие внутренней цензуры, которая табуирует любой пересмотр отношения к родителю и постановку его правоты под вопрос. Это табу является также и источником чувства вины. И, следовательно, мешает трезво и непредвзято переосмыслить саму необходимость в рамках уже взрослых отношений „подстраиваться и уменьшаться“, пытаясь оправдать жёсткие требования любой фигуры, чем-то напоминающей отца.

Следующий этап – осознать наличие собственных индивидуальных ресурсов, а не функционировать в усвоенном ещё в детстве модусе ограниченных ресурсов симбиоза. Ребёнок, с его фактической зависимостью от родителей, вынужден подстраиваться под их требования и ожидания, так как от степени успешности его подстраивания зависит удовлетворение не только его физиологических, но и психологических потребностей: потребности в принятии и любви. Критическое мышление у ребёнка ещё не настолько развито, чтобы осознавать при этом, что он „покупает“ себе родительское принятие и любовь ценой отказа от некоторых других своих интересов. Начиная с совершеннолетия, любой взрослый обладает гораздо более широким выбором опций, ресурсов и возможностей, которые позволяют ему принимать решения в его собственных интересах, однако возраст сам по себе не гарантия перехода на такой автономный режим существования.     

У описанной здесь кратковременной регрессии в форме „подстраивания и уменьшения“ есть противоположность: самовосприятие и функционирование в режиме здесь и сейчас, то есть в ресурсном состоянии, в котором три здоровые интегративные Эго-Состояния (Ценящий Внутренний Родитель, Взрослый и Свободный Ребёнок) включены в процесс осознания реальности и реагирования на неё. Именно это ресурсное состояние и позволяет Сабине теперь реагировать на шефа не как кролик на удава, а говорить с ним спокойно, успешно договариваться и комфортно себя при этом чувствовать.



Просмотров: 253
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Помощь внутреннего ребёнка родителя в налаживании контакта с собственным ребёнком и не только
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Быть хозяином себя в любой сложной ситуации. Телесно-ориентированный и персональный способ обхождения
  • 8 причин отказа ребёнка есть в детском саду
  • Работа с МАК, техника Внутренний ребёнок,родитель и взрослый.(клиентский случай)
  • Развиваем навык в любой момент времени чувствовать себя лучше.
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Я-Ребёнок, Я-Родитель, Я-Взрослый
  • Повод может быть любой!
  • А есть А. Или почему в первую очередь нужно слушать себя.
  • Героем может быть любой... Как поднять самооценку в имеющихся условиях?
  • Что значит принимать ребёнка таким, какой он есть?
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Работа с МАК. Техника "Мой взрослый ребёнок"
  • Как буллинг может стать прививкой выживания в любой ситуации?
  • «Мама, прости, но теперь – моя очередь!» – как и зачем саму себя удочерить?
  • 9 способов научиться принимать себя таким, какой есть
  • Ребёнок или взрослый внутри меня.
  • Есть ли польза и толк в фразе «Будешь вести себя хорошо - куплю, дам…»?
  • Убрать "проклятие" прошлой любви. Оно есть у многих. Мы можем жить с ним, и не осознавать
  • Дети должны быть лучше нас! Любой ценой!
  • “Сначала наденьте маску на себя, а потом на своего ребёнка»
  • Взрослый ребенок своего отца - здоровая сепарация или спасаться игнором?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь