Кубики Кооса

Особенности методики и область её применения

Я расскажу о классическом варианте методики из 9 кубиков (раскрашенных в красный и белый цвета) и 10 карточек с узорами, пронумерованными по возрастанию сложности.

С помощью данной методики можно выявить степень сформированности и особенности пространственного мышления (или конструктивного праксиса), которое основано на анализе и синтезе пространственных отношений (лево – право, верх – низ). 

Это одна из основных методик выявления когнитивных способностей, т.к. в процессе построения и комбинирования фигуры по заданному образцу можно оценить не только сформированность пространственных отношений и развитие мелкой моторики, но и параметры внимания, работоспособности, умения принимать помощь, способность к обучаемости и др.

Кубики Кооса используют для тестирования детей от 4 до 10 лет. При обследовании больных с разного рода недоразвитием возрастной диапазон не ограничен.

 Кубики Кооса

Процедура проведения

Если диагност видит, что ребенок напряжен, взволнован, тревожится перед предстоящем исследованием, то после короткой беседы предложите ему методику Винникота Каракули, это поможет снизить напряжение, преодолеть тревогу. Ребенку предлагают лист бумаги, цветные карандаши и просят  нарисовать разные каракули, любую «калю малю». Это займет пару минут, далее можете приступать к кубикам.

Перед началом исследования необходимо познакомить ребенка с кубиками, показать, что все они раскрашены одинаково. Далее на стол выкладывается самая простая карточка с узором (карточка А) и кубики в хаотичном порядке. Ребенку предлагают сложить  представленное на карточке изображение из кубиков. Для выполнения первых вариантов необходимо всего четыре кубика.

Если ребенку сложно, то помогите ему – соберите узор А сами, после чего,  разрушив получившуюся модель, предложите ребенку собрать ее же самостоятельно.  Далее предложите следующий узор В.

В процессе выполнения заданий в принципе допускаются разные виды подсказок, даже самые простые фразы, типа: «Ага, вот так!» - когда ребенок, сомневаясь, прилаживает кубик наконец-то верным образом. Или наоборот: «Подумай ещё, ты уверен? Посмотри, какой тут угол?» и т.п. 

При таком варианте развития событий, т.е. при оказании помощи, обязательно регистрируется, как ребенок отреагировал на помощь: сразу понял смысл задания, смог ли собрать следующую картинку самостоятельно. Этот важный критерий говорит о способности ребенка к обучаемости.

 

Анализ результата методики

В протоколе фиксируются следующие феномены:

  • Подсказки и реакция на них, что связано со  способностью к обучаемости: может ли ребенок переносить показанный способ решения на  выполнение аналогичных  карточек
  • Доступный уровень сложности, то, сколько карточек ребенок смог собрать верно, соответствует ли это возрастному нормативу
  • Необходимо определить стратегию работы:
  • Стратегия проб и ошибок (или хаотическая стратегия), когда ребенок многократно прикладывает кубик то так, то эдак. Этот способ соответствует предметно-действенному  уровню мышления  по Л.С. Выготскому. При таком, самом раннем типе мышления, ребенок опирается на манипуляцию с кубиками при решении задачи. Этот тип мышления при нормальном развитии характерен для раннего возраста.
  • Стратегия планирования (или целенаправленная), когда ребенок заранее, в уме (т.е. в образном плане) догадывается, какая сторона нужна в конкретном месте узора. Это наглядно-образный тип мышления, более сложный, здесь ребенок опирается на восприятия и представления. В норме этот тип доступен детям дошкольного возраста.
  • Чаще всего приходится наблюдать смешенную стратегию, сочетающую в себе элементы активной манипуляции и постепенной врабатываемости, когда ребенок начинает использовать образный план для складывания узора.
  • Частые ошибки: инверсия цвета, поворот узора на 90 или 180 градусов, складывание узора с нарушением конструкции квадрата (грубая ошибка общего гештальта формы).
  • Как и при любой другой методике на исследование мышления, можно отмечать эмоциональные реакции ребенка на свои успехи или неудачи, уровень притязаний (насколько ребенок охотно берется за выполнение сложных карточек),  степень утомляемости, темп работы. 

Анализируя эти параметры можно делать выводы о сформированности пространственного мышления.

 В данной статье я представила часть моего методического пособия к кубикам Кооса, которое вы можете купить вместе с кубиками здесь - https://www.imago-psy.ru/



Просмотров: 450
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что делать, если ребенок плачет при расставании
  • При чем тут родители? Если в психотерапии ребенок
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • А для чего ваш ребенок пришел в этот мир?
  • Мой ребенок ворует. детское воровство. Что делать ,когда ребенок ворует?
  • Особенности при работе с темой: «Ребенок не хочет учиться»
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Почему ребенок не слушается? Неспослушный ребенок - уставший ребенок?
  • Ошибки мышления при неврозе
  • Когда ребенок раздражает или что скрывает родительский гнев?
  • Когда ребенок ябеда, и это хорошо
  • Преодоление негативных переживаний при помощи саногенного мышления.
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Ребенок — это чудо, которое живет рядом с нами.
  • Ребенок спит с родителями хорошо это или плохо?
  • Ребенок для себя: как, когда, зачем
  • Как ребенок входит в этот мир. Родовой сценарий. Часть 3
  • Энурез или что делать, если мой ребенок писает в постель
  • Гиперактивный ребенок: как облегчить выполнение домашнего задания?
  • "Мысли очень сильны": особенности мышления при ОКР
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Одиночество как ресурс или когда внутреннии ребенок говорит: "Привет".
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Монстр под кроватью, или что делать, если Ваш ребенок боится темноты
  • Детская вина, или когда ребенок виноват



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь