|
Страх измененийАвтор статьи: Екатерина Захарова
Страх- отрицательно окрашенная эмоция, которая возникает в ответ на реальную или воображаемую опасность. Относительно профессиональной ориентации подростков, мы будем различать в этой статье следующие понятия:
Перед тем, как человек примет решение о своей будущей профессии и выберет учебное заведение, ему придётся многое обдумать, проанализировать, выслушать советы, рекомендации. А также столкнуться с ожиданиями родителей и их обеспокоенностью о будущем, мнением педагогов и реализацией стандарта второго поколения. Если учесть, что в подростковом возрасте итак достаточно сложностей, начиная с меняющегося тела и заканчивая внутри- личностными изменениями, то задача самоопределения и выявления жизненных перспектив и вовсе выглядит пугающей! Страх изменений-абсолютно нормативный страх выхода из зоны комфорта в неизвестную реальность. Причём, совершенно неизвестно, какие будут при этом события, что будет доминировать на уровне чувств и насколько успешно пройдёт адаптационный процесс. Следовательно, есть некая идея оставаться в зоне, где не придётся принимать судьбоносные решения. В то же время психика «вырастает» из прошлых стратегий, если подростку родителями позволено расширять личностные границы. И изменения неизбежны. Страх подкрепляется ситуацией предстоящего выбора. Выбор- одна из самых требуемых подростками опций. Наряду со свободой. Но каково удивление молодых людей, когда выясняется, что свобода-это 100% ответственность. А вот её как раз и брать представляется трудным и нежелательным. Если подросток тревожный, что является индивидуальной психологической особенностью, то страх изменений может нарастать с течением времени и под влиянием факторов извне: -разворачивание негативных сценариев будущего со стороны учителей и родителей перед сдачей экзаменов или при невозможности определиться с профессией в 15 лет и двигаться к намеченной цели, -длительное психоэмоциональное напряжение, связанное с внутриличностными конфликтами, -сложности в отношениях со сверстниками и в семье и т.д. В таких случаях необходимо обращаться за психологической помощью и повышать родительскую компетентность. Что касается паники, которая вызвана предстоящей объективно стрессовой ситуацией, например, экзаменом, то основное её отличие от страха- это сложности с контролем. Эмоционально-волевая сфера ещё не полностью сформирована в подростковый период. И процесс сознательного преодоления личностью трудностей при достижении цели невозможен в полном объёме. Те самые волевые качества: решительность, настойчивость, целеустремлённость, ещё не проявились в полную силу. Кстати, не без помощи родителей, требующих послушания. Таким образом, страх управляемое чувство, которое хоть и сопровождается негативно окрашенными эмоциями, всё же активизирует мыслительный процесс и приводит, в конечном итоге, к осознанности в процессе изменений «Люди, которые тонули, но сумели справиться самостоятельно или были спасены другими делились своими мыслями, относительно страха. Те, кто испытывал панику, вспоминали этот момент как «затмение» и беспомощность. Они словно сдались и перестали пытаться спастись. Испытывали телесное «онемение». Те, кто говорил о своих попытках спастись, наблюдали активизацию мыслительного процесса, вплоть до мгновенного целеполагания. Чётко представляя себе действия, которые необходимо совершить для спасения, люди чувствовали «прилив сил» в теле»
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|