Экзистенциальные и танатологические аспекты супервизии

Автор статьи: www.rak.by


Можно без преувеличений сказать, что «психотерапия смерти» – это одна из самых деликатных и сложных тем в паллиативной помощи. Сложных, прежде всего, своей глубиной, мерностью (неохватностью) и известной эзотеричностью.  

Психотерапия смерти – это «мастер-класс психотерапии». Несмотря на то, что в сфере паллиативной помощи смерть является практически неотъемлемым элементом рабочего процесса, тем не менее, каждый факт смерти пациента всегда является весьма трагическим событием для всего персонала учреждения паллиативной помощи и в первую очередь, его психологической службы.  

Каждый факт человеческой смерти оставляет в любом учреждении паллиативной помощи свой след, как зримый, так и незримый. Именно по этим «следам» опытный супервизор и определяет профессионализм персонала учреждения и его психологических служб, а также уровень психотерапевтической работы учреждения паллиативной помощи.  

При грамотной постановке работы «со смертью» учреждение паллиативной помощи не создаѐт ощущения «богодельни» или «дома смерти», как устоявшихся социальных стереотипов. Вместо этого в учреждении паллиативной помощи всегда ощущается присутствие «света» (духовности) и какого-то почти домашнего комфорта и тепла, без налѐта той неуютной и казѐнной атмосферы тяжести и обречѐнности. Достигается это  кропотливыми и слаженными усилиями персонала всего учреждения, но тон и вектор работе по формированию этой домашней культуры и атмосферы задаѐт руководитель учреждения, используя в качестве главного инструмента психологическую службу.  

Главное, на что в этом отношении должен обращать своѐ внимание руководитель любого учреждения паллиативной помощи – это на недопущение формализации отношений и чрезмерного администрирования. Наоборот, руководителю нужно всеми силами способствовать созданию в учреждении доверительной атмосферы. Именно доверительность выступает основой для формирования слаженной и сплочённой «паллиативной команды», которая сможет выступить своего рода внутренним «центром устойчивости» или «островком» психологического и душевного равновесия. Именно этот  центр «равновесия и устойчивости» в значительной степени и задаѐт нужный эмоциональный ритм в работе учреждения и именно вокруг этого (центра) строятся многие формы вторичных отношений в коллективе, а также формируются собственные культурные и духовные традиции.  

При таком подходе идѐт наиболее пропорциональное распределение всех психо-эмоциональных нагрузок в коллективе и что особенно важно - ответственности, а с другой стороны включаются в работу внутренние ресурсы коллектива и «аутокомпенсаторные механизмы» (механизмы компенсации спонтанно возникающих проблем).  Именно по этой причине «паллиативная команда» - это традиционно наиболее эффективная форма работы в сфере паллиативной помощи. Следует особо отметить, что  создание слаженных паллиативных команд легче идѐт в негосударственных и полугосударственных учреждениях паллиативной помощи, располагающих несколько большими трансформационными возможностями и степенями внутренней свободы по сравнению с государственными учреждениями.  

Говоря о супервизии аспектов танатологии, каждому специалисту паллиативной помощи нужно знать о том, что в экзистенциальном плане доставляет наибольшие страдания любому человеку, чувствующему приближение смерти. Как ни странно, но в своей основе это не столько страх «потери жизни» сколько… 

…т.н. «возвещенный суд (Господний») и «суд» даже не столько в религиозно-метафорическом аспекте, сколько «суд самого человека над самим собой», как суд человеческой совести.  

Именно поэтому для уменьшения этого бессознательного страха (как своего рода установки) требуется… 

…очищение совести. «Очищение» в смысле освобождения от всего того «груза» экзистенциальных («смысло-существовательных») проблем, которые мучили и тяготили человека на протяжении долгих лет, не находя своего выхода. Именно в этом и заключается глубокий экзистенциальный смысл предсмертного смирения и покаяния. Об этом должен знать любой психолог и психотерапевт, имеющий дело с экзистенциальными страданиями пациентов.  

Одной из наиболее распространѐнных ошибок начинающих психологов паллиативной помощи является не умение понять истинные причины страдания больного человека (экзистенциальные) и, соответственно, неумение помочь человеку в освобождении от тяготящих его проблем. «Тяготящих» в данном случае можно понимать почти буквально, поскольку это именно тот «груз», который не отпускает сознание человека и не позволяет ему обрести состояние умиротворения и покоя. Более того, в ряде  случаев молодые и неопытные психологи (психотерапевты) усугубляют экзистенциальные страдания своих уходящих больных тем, что пытаются вселить им некую абстрактную или «иллюзорную надежду» (на «чудо»), вместо того, чтобы направлять и подводить терминального пациента к обретению качества смирения перед неизбежностью смерти. 

В практике танатологии на сегодняшний день известно пять основных стадий,  которые проходит сознание умирающего человека:  

1. - отрицание собственной смерти,

2. - гнев перед неизбежностью смерти,

3. - попытки заигрывания (торговли) со смертью.

4. - депрессия (от несговорчивости и неумолимости смерти). 

5. - смирение и...

… уход.

В этой последовательности нет ничего непонятного или необъяснимого, скорее наоборот, всѐ более чем ясно и понятно, причѐм, как с рациональной, так и с иррациональной точек зрения. Именно поэтому одно из главных правил танатологии гласит: не нужно пытаться обмануть или перехитрить смерть, а тем более искать «чуда» перед смертью.  

Перед смертью нужно искать смирения (с-миром (в душе) т.е. единения со всем миром). Мир в душе – это именно то, что должно предшествовать смерти (самой «лёгкой смерти»). И в этом заключён великий смысл и Таинство «ухода» или «перехода» (в мир иной). 

Именно в этой связи и имеет смысл рассматривать аспекты эвтаназии – как «лёгкой смерти».  

В этой связи всем сторонникам эвтаназии с точки зрения супервидения можно сказать лишь одно: при развитости системы паллиативной помощи потребность в эвтаназии уменьшается в разы, и наоборот, если система паллиативной помощи не развита, то число суицидов и требований эвтаназии, как «лѐгкой смерти» увеличивается прямо пропорционально. 

Говоря о понятии «лёгкой смерти», ещѐ можно сказать, что с экзистенциальной точки зрения качество смерти человека определяется (и должно определяться) качеством его жизни, и наоборот. Другого принципа просто не существует, хотя исключения также могут иметь место, но лишь как исключения и не более того. 

По мнению ряда психотерапевтов учреждений паллиативной помощи, самое главное, что может и должен сделать специалист-психолог (психотерапевт) для умирающего человека, - это…  

…помочь уходящему человеку на самом глубоком внутреннем уровне (институциональном) дать самому себе разрешение на смерть.  

Что особенно важно - это разрешение должно быть дано с любовью (и в любви). Именно в этом и должно заключаться мастерство специалиста - в подведении сознания умирающего человека к… 

…разрешению всех своих внутренних конфликтов и противоречий, к внутреннему покою, любви и свету… 

И эта задача на самом последнем, «финишном» этапе, как эстафетная палочка, из рук специалиста-психотерапевта бережно передаѐтся в руки духовника. Вот где  находится незримый стык психотерапии и духовной сферы и вот почему «духовность является лучшей психотерапией смерти». 

Известному врачу-психотерапевту онкологического хосписа из Санкт-Петербурга А.В. Гнездилову принадлежат замечательные слова:  

«Совместное переживание (проживание) с человеком ухода из этой жизни позволяет заметно расширить границы видимого мира, подняться до осмысления таких вневременных вопросов, как смысл жизни, вера, безверие, Бог…Несформированное представление о смерти обедняет жизнь, тогда как попытка осмыслить это закономерное явление одарит каждого возможностью увидеть и ощутить мир заново, во всей его полноте и многообразии; оценить, а иногда и переоценить созданную систему ценностей».

К этому трудно что-то добавить, а лучшим подтверждением могут быть только последние слова самих пациентов:

“Это же надо было заболеть раком, и умирать от него для того, чтобы понять, что Бог есть. И если даже я умру, то это все равно не имеет никакого значения. Это хорошо. Бог есть, значит, и я никуда не исчезну”.  

«Не исчезну!», -
значит, - «буду продолжать существование» (где-то и не суть важно где).  

Это и есть та самая главная причина, по которой любое учреждение паллиативной помощи, метафорически, кроме всего прочего, должно быть и местом «сбора и подготовки» к отправлению в «последний путь». Вполне естественно, что это место должно быть непременно светлым во всех отношениях, ибо свет – это именно то, что должно провожать и встречать каждого уходящего. Особенно это важно для детских хосписов и отделений паллиативной помощи. Только при этих условиях учреждение паллиативной помощи будет тем, чем оно и должно быть - «домом света», а не «богодельней» или «домом смерти». Только при этих условиях слово «хоспис» будет вызывать чувство глубокого уважения и благоговения, а не чувство отвращения и страха. 

В качестве заключения хочется сказать следующее:

К сожалению, в силу неразвитости в нашем обществе социальной, нравственной духовной, и как следствие соответствующей «паллиативной культуры», именно страх и отвращение чаще всего ассоциируется у наших людей со словами хоспис. Подавляющая часть населения, включая большое число специалистов и в т.ч. представителей социальной сферы и медицинских работников вообще не знают понятия паллиативная помощь.  

В этой связи в наше особо тяжелое время важнейшей социальной задачей столь малочисленного круга специалистов паллиативной помощи и духовников является консолидация усилий по формированию в обществе социально-нравственной и христианской культуры паллиативной помощи, как исконно духовного и гражданского института наиболее гуманного и социального ухода из жизни.  

Одно из неписанных правил паллиативной помощи – это не прятать своих глаз перед неумолимостью правды жизни и смерти, не уходить от самого главного для пациента вопроса в тень недомолвок и пустословий, а с открытым сердцем, чистой совестью и трезвым умом делиться с безнадѐжно больным человеком светом любви, доброты и знания, называя все вещи своими именами.  

Ведь перед лицом смерти не имеет смысла лгать или прятаться, точнее – это просто невозможно. 

К.В. Яцкевич 



Просмотров: 410
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О паллиативной помощи на дому и не только…
  • Группа смерти - это крик о помощи
  • Почему бывает до смерти некомфортно просить о помощи?
  • Страх смерти: как пережить смерть близкого человека
  • Как сказать ребенку о смерти близкого человека
  • #2. Страх смерти. Боитесь ли Вы смерти так, как боюсь её я?
  • Гипотеза: О жизни и смерти и об инстинктах жизни и смерти…
  • Мое отношение к смерти. Эссе по психологии смерти, горевания и утраты
  • Разговоры с детьми о смерти и отношение детей к смерти.
  • Смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его
  • Ребенок и смерть. Часть 5. Как рассказать ребенку о смерти родного человека
  • Экзистенциальный смысл смерти и сценарий жизни
  • Как найти смысл и цель жизни без помощи психолога?
  • О видах помощи для человека
  • Как нужно и не нужно говорить с ребенком о смерти близкого человека (примеры диалогов)
  • Каким должен быть Закон о психологической помощи в РФ
  • Боюсь смерти=хочу смерти
  • Перед лицом смерти
  • Три пути перед лицом смерти
  • Почему мы выбираем именно этого человека? 6 причин страдать в отношениях
  • Смерть родителя. Как сказать ребенку о смерти?
  • Как можно помочь себе при помощи бумаги и ручки?
  • Она (продолжение). Перед лицом смерти. Баланс (женские не комедии).
  • Феномен Смерти в мировоззрении человека
  • Как идея смерти спасает человека
  • Есть ли границы у реальности? Очерки о Жизни и Смерти.
  • Как говорить о смерти? Как поддержать человека, который сейчас переживает утрату?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Можно ли вылечить игроманию при помощи психотерапии?
  • Как рассказать ребенку о смерти близкого человека?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь