|
Три пути перед лицом смертиАвтор статьи: Олег Викторович Климаков
Ирвин Ялом в своих книгах называет неизбежность смерти в числе основных экзистенциальных данностей, которые являются первичными причинами возникновения глубинной тревоги, которая провоцирует появление многочисленных видов неврозов и личностных кризисов современного человека. Так в книге “Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы” он пишет: “На мой взгляд, первичная тревога вызвана попытками человека, сознательными или бессознательными, справиться с жестокими фактами жизни, с "данностями" существования”. Можно условно выделить три таких стратегии человека перед немым вопросом смерти к жизни: игнорирование, бессмертие и принятие. Игнорирование - способ, по умолчанию принятый у подавляющего большинства людей. Он является следствием и продолжением защитных механизмов психики, открытых З.Фрейдом и отрицания как основной защиты в этом случае. Человек в принципе не допускает в сознание любую информацию, сообщающую ему о том, что он или его близкие могут умереть, умереть неизбежно и в любой момент. Поэтому до поры до времени такой человек живет в другой, иллюзорной реальности, где смерти нет и он бессознательно бессмертен. Именно при этой стратегии человек имеет тенденцию к невротизации, поскольку игнорирование подобно крышке чайника, пытающейся удержать пар закипающей в нем воды. Сознательно бессмертным человек становится тогда, когда приходит к вере в то, что смерть - это такая заминка на пути к вечной жизни, либо к очередной земной жизни в череде таких перевоплощений. В такой вере реализуется страстное желание не умирать, не прекращать свою такую реальную, объемную жизнь, которую он ощущает каждой клеточкой своего тела и не может даже представить как такое может быть - чтобы она в один миг закончилась навсегда. Как ребенок, сжавший кулачки и зажмуривший глаза, всем своим существом верящий, что Дед Мороз принесет ему завтра велосипед. К настоящей вере в бессмертие, на мой взгляд, может прийти человек со своеобразным душевным и умственным устройством, умеющий без сомнений и критики отдаваться какой-либо красивой и увлекательной идее (или иллюзии). Кроме прямой веры в бессмертие, есть еще уловки, которыми человек пытается обмануть самого себя и убежать от страшной реальности конечности своего существования. Это рождение детей, создание нетленных творческих произведений, организаций, объединений, постройка каменных замков и пирамид, захват крымов и освобождение европ и так далее. Поскольку это обман, то всегда где-то рядом маячит его тень и человек бессознательно знает, что он, как тот король - голый. Единственная, на мой взгляд, верная стратегия реагирования на собственную и чужую смертность - это принятие ее реальности и неизбежности. Путь этот оказывается самым тяжелым, но идти по нему необходимо. Как у “витязя на распутье” на картине В.Васнецова - два пути сулят богатство и счастье, а по одному идти нельзя, потому что там верная гибель. Насколько помню, в былинах богатырь всегда выбирает последний. Осознание смертности самого себя и своих близких повлечет за собой глубинное ощущение, понимание того, что каждый день может быть последним, что повысит осознанность жизнепроживания в целом, повысит ценность того, что человек имеет и будет неизменно возвращать его в настоящее, гармонизируя жизневосприятие, жизнь в целом. Как писал С.Кьеркегор, человек должен вынести тяжелое испытание отчаяния и экзистенциальной тревоги, то есть тревоги человека, который столкнулся с границами своего существования со всеми вытекающими последствиями: смерть и ничто. Только тогда он будет иметь возможность перейти от неаутентичного существования к аутентичному - принять ответственность за него и стать живым Паблик автора в ВК: https://vk.com/chelovekfpp Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|